Ездит, летает, плавает. Как я создал автомобиль для трех стихий Ездит, летает, плавает. Как я создал автомобиль для трех стихий

Ездит, летает, плавает. Как я создал автомобиль для трех стихий

Рассказываю, как детские увлечения могут помочь в инновационных разработках
Я — авиаконструктор. Придумал и создал первое универсальное транспортное средство, которое ездит, летает и плавает. Сделал это на спор и всего за месяц. Рассказываю, как увлекся авиацией, как взлетал, как падал и как на основе моих разработок сейчас создается российское аэротакси.
Справка
«Бегалёт HYPE» — это небольшая кабина на колесах. В ней помещается один человек. Аппарат может летать и плавать — для этого сзади расположен мощный винт. Для езды по обычным дорогам он оборудован электрическим двигателем, рассчитанным на 300 км пути.

Как я понял, что ракеты не запускают в квартире

В 6 лет я построил из подручных материалов ракету на пороховом двигателе — инструкцию нашел в журнале «Юный техник». Порох тоже сам смешал. Взял активированный уголь: мама его принесла с работы — со станкоремонтного завода. Селитра дома имелась в избытке, ее использовали в качестве удобрения. А немного красного фосфора добыл в школе в кабинете химии: незаметно взял без спроса.
Ракету я запустил в комнате. В момент старта она слетела с направляющего, врезалась в потолок, выломала там небольшой кусок, разбила два стоявших каскадом аквариума и рухнула на пол, спалив ковер
Тогда я твердо уяснил: летательные аппараты в доме запускать нельзя!

Как я стал летчиком-испытателем

Следующий летательный аппарат я соорудил только в 6-м классе, когда начал ходить в авиамодельный кружок. Мой первый самолет был сделан из реечек и обтянут лавсановой пленкой, в которую заворачивают цветы. Двигатель использовал от старого маминого мотоцикла «чезет» (мама была двукратной чемпионкой СССР по мотокроссу). А винт выстругал по авиамодельным технологиям. Экспериментальный полет должен был пройти на кукурузном поле.
Я торжественно выехал на «аэродром», разогнался — и тут самолет подо мной рассыпался!
В итоге несколько метров проехал на пятой точке в трамвайном кресле. А встав, понял, что одного авиамодельного кружка для воплощения честолюбивых замыслов мало. Эта мысль и сподвигла меня на получение профильного образования. Я учился в Московском авиационном институте на факультете самолето- и вертолетостроения, параллельно там же окончил курсы по системе жизнеобеспечения космических кораблей на аэрокосмическом факультете. А позже окончил Университет гражданской авиации в Санкт-Петербурге, став дипломированным летчиком-испытателем.
В моем послужном списке испытателя более 7 тысяч часов налета

Как летать, несмотря на неудачи

20 лет назад мы с ребятами из клуба «Авиатор», состоявшего в основном из воспитанников детского дома, построили на пустыре недалеко от Пятигорска аэродром и лабораторию «Скарабей». Там мы разрабатывали и испытывали различную технику: летательные аппараты, дроны, амфибии, вездеходы. Кстати, мои первые летательные аппараты тоже были «скарабеями». Но вскоре народное сознание связало изобретения с моей фамилией — так появились «бегалеты». Первые бегалеты нередко постигала та же судьба, что и мои детские модели. Самый вопиющий случай произошел в 2003 году, когда я совершал перелет из Питера в Москву, приуроченный к 300-летию Санкт-Петербурга. Я стартовал с Дворцовой площади и должен был финишировать на Красной… Но под Валдаем взорвался двигатель, который работал без передышки почти сутки — я летел беспосадочно.
У меня был прямой эфир на Первом канале в программе «Доброе утро». Александр Стриженов спрашивает: «Как полет?» Я отвечаю: «Отлично. Падаю»
Высота была небольшая — 500 метров, и я не в прямом смысле упал, а начал очень резко снижаться. Посадка среди корабельных сосен была чрезвычайно сложна: я приземлился в сухое болото, оторвав колеса на аппарате. Но у самого не было ни одной царапины. Помог большой опыт: 7 тысяч часов испытательного налета и десятки экстремальных посадок.

Как я поспорил с Ольгой Бузовой

Создать свое главное на данный момент изобретение мне помог спор с… Ольгой Бузовой. В 2018 году в Ессентуках я оказался с ней на одном мероприятии. В кулуарах мы познакомились, разговорились. Она не поверила, что я изобретаю уникальные летательные аппараты. Тогда я сказал: «Спорим, я за месяц придумаю и построю такое, аналогов чему нет в мире». Бузова ответила: «Если сделаешь это, я скажу, что ты самый крутой парень на планете!» Я решил создать индивидуальное средство передвижения для поиска и спасения людей, которое может ездить, плавать и летать. Начал делать эскизы и чертежи, каждый день выкладывал их в Интернете. Инновационные продукты — это очень дорогое удовольствие, к тому же за очень короткий срок требовалось сделать огромный объем работы.
Я завел страницу в «Инстаграме», где за месяц собрал 25 тысяч подписчиков.
В Интернете объявил сбор пожертвований, и люди присылали кто по 20, кто по 100 рублей. Но иногда приходили и очень солидные суммы. Например, музыкант Кевин МакКой*, с которым мы не были знакомы, просто увидел, как я изобретаю бегалет, и перечислил мне две тысячи евро.

*Кевин МакКой — американский певец, композитор, продюсер, экс-солист группы Bad Boys Blue.

Однако пожертвований и одолженных денег не хватило, пришлось продать квартиру. Я тогда все решения принимал мгновенно, работал непрерывно и спал 2–3 часа в сутки. Иногда днем засыпал прямо за рабочим столом.

Как я собирал бегалет

Задача стояла действительно сложнейшая — совместить самолет, машину и корабль. Я сам сделал композитные материалы для корпусных деталей — использовал базальтовое волокно, кевлар с углетканью, диоксид кремния.
По городу бегалет передвигается как обычный электромобиль
Чтобы придать аппарату устойчивости на воде, оснастил его дополнительными крыльями-поплавками. В конструкции есть также специальные резаки, отталкивающие воду от кабины, когда бегалет съезжает с берега в водоем. Он оборудован воздушным винтом, поэтому может двигаться даже по мелководью и заросшему тиной болоту.
Испытания на воде также прошли успешно
Подвеску использовал от багги. Она позволяет проходить по грязи и бездорожью со скоростью около 100 км/час.

Багги — небольшой легкий автомобиль высокой проходимости

Разработкой электромотора и аккумулятора занималась специализированная компания. В итоге бегалет мне обошелся в 5 миллионов рублей. При этом двигатель стоил порядка 2 миллионов, аккумулятор — 700 тысяч рублей. Так дорого, потому что штучный экспериментальный товар.
Технические характеристики «Бегалета HYPE»:
  • максимальная дальность полета при нормальной погоде — 450 км;
  • максимальная скорость полета — 70 км в час;
  • максимальная скорость на воде — 30 км в час;
  • максимальная скорость на земле — 120 км в час;
  • аппарат весит 114 кг, с грузом его вес может достигать 320 кг.

Как прошли испытания бегалета

Бузова подписана на меня в соцсетях и периодически реагирует на мои посты, но свое обещание не сдержала — не написала, что я «самый крутой парень на планете». Но я не в обиде: ведь благодаря пари мне удалось сделать уникальный аппарат! Люди, направившие деньги, помогавшие, болевшие за проект, просили обязательно заехать к ним, чтобы они могли увидеть результат. Пришлось отправиться «на гастроли». В каждом городе посмотреть и сфотографироваться с бегалетом приходили сотни людей.
В городском потоке бегалет не отстает от других участников дорожного движения
Основную часть пути из Пятигорска в Москву бегалет проехал сам. Но бывали моменты, когда аккумуляторы не выдерживали. Приходилось закатывать аппарат на прицеп. Что-то дорабатывалось прямо на ходу — например, авиационный двигатель, который не давал нужную тягу. Отремонтировать его помогли ребята из Таганрога. Часть маршрута я пролетел на мягком крыле. Взлетел с первой попытки, тестировал в разворотах и в скольжении — все прошло идеально.
Летает бегалет на мягком крыле — как параплан с мотором
Путешествие заняло 9 дней. В Москве я ездил по центру, как на обычном электромобиле, вызывая живой интерес у полиции. Меня часто останавливали, но, посмотрев документы, отпускали.

Про перспективы

Сейчас я работаю в АО «Гражданские самолеты Сухого», где могу реализовывать свои самые смелые мечты. При этом бегалет я не забросил: ищу инвестора, чтобы начать серийное производство. Сейчас есть реальный шанс стать первыми в этой области и впоследствии продавать свои аппараты всему миру. Кроме того, я работаю над созданием индивидуального транспорта типа аэротакси с вертикальным взлетом и посадкой в городской среде. В планах также разработка космической яхты для отдыха на орбите, чтобы люди могли за адекватные деньги подняться в космос.
Поделиться: