Компактный городской электромобиль «Атом» — это гаджет на колё
сах. Производители обещают встроенный магазин приложений, приборную панель на руле, дополненную реальность и другие интересные опции. Рассказываем о заявленных фишках нового отечественного электрокара — а как всё будет в реальности, узнаем когда авто появится в продаже. Предзаказ уже открыт, запуск серийного производства запланирован на середину 2025 года.
Продлите полис ОСАГО за 10 минут
Продлите полис ОСАГО за 10 минут
Электронный полис всегда под рукой в мобильном приложении. От 5507 ₽.
С заботой, Страховой Дом ВСК
Купить онлайнСАО «ВСК». Реклама. Имеются ограничения. Подробности на vsk.ru
1. Интерфейс, управляемый через ID
Одна из интересных инноваций в электромобиле — персонализация автомобиля через ID. Каждому владельцу присваивается уникальный идентификационный номер, который позволяет автоматически настроить всё оборудование автомобиля под конкретного пользователя.
ID запоминает следующие параметры:
- настройка климат-контроля;
- музыка;
- положение кресел;
- положение зеркал;
- вид интерфейса;
- цвет фоновой подсветки;
- набор приложений.
Такая персонализация удобна, когда одну машину используют несколько человек: например, в семье или в компании, где водят несколько сотрудников. Перенастроить автомобиль на другого водителя можно за пару минут — для этого нужно ввести его ID.
2. Система дополненной реальности и проекционный дисплей
Ещё одной фишкой российского электромобиля «Атом» стала система помощи водителю ADAS. Специальные датчики собирают и анализируют информацию извне и переносят её в дополненную реальность — на проекционный дисплей.
В жизни это будет выглядеть так: на лобовом стекле водителя отображается вся необходимая для безопасного и комфортного передвижения информация:
- направление движения по принципу навигатора;
- подсказки во время перестроений;
- показания спидометра;
- показания заряда батареи;
- предупреждения о препятствиях на дороге и пешеходах;
- звонки и сообщения со смартфона.
3. Своя операционная система и маркетплейс приложений
Операционная система «Атом ОС» управляет ключевыми функциями автомобиля, включая мультимедиа и систему ADAS. По задумке создателей, операционная система будет интегрирована с маркетплейсом приложений Atomverse. Благодаря ему владельцы смогут кастомизировать автомобили, устанавливая дополнительные программы и функции.
На маркетплейсе также хотят представить специализированные программы для коммерческого использования — например, для таксистов, курьеров или пользователей каршеринга.
4. Распознавание лица владельца
Электрокар «Атом» планируют оснастить системой идентификации пользователей по лицу на базе искусственного интеллекта. Разработкой первой такой системы в России занимается компания NtechLab.
Как отмечают разработчики, «Атом» сможет узнать владельца даже в головном уборе или в темноте. Обмануть его с помощью силиконовой маски или фотографии не получится: встроенная система распознает подлог. Также в электрокаре предусмотрена возможность авторизации через мобильное приложение, при этом находиться в салоне электромобиля не обязательно.
5. Покупка, диагностика и обслуживание онлайн
Купить электромобиль «Атом» можно будет на онлайн-платформе, после чего автомобиль доставят прямо к дому или по указанному адресу. Тест-драйв модели организуют через сервис подписки и каршеринг. Дилерских сетей в классическом понимании у машины не планируется.
Сервис тоже уйдёт в онлайн. В случае поломки специалисты подключатся к системе автомобиля удалённо, проведут диагностику, отсканируют ошибки и исправят их. Это должно ускорить процесс ремонта и обслуживания.
6. Приборная панель на руле
Про руль «Атома» можно рассказывать много и долго. Разработчики соединили в нём максимум возможностей автомобиля. Первое, что они изменили, — перенесли приборную панель прямо на руль. Теперь не нужно тянуться вправо, чтобы включить климат, поменять музыку или залезть в настройки автомобиля — всё под рукой в прямом смысле слова. Подобная система используется в болидах «Формулы 1», где водителям нельзя отвлекаться от дороги.
В процессе разработки электрокара «Атом» было создано 45 вариантов руля, некоторые из них даже планируют выставить в виде музейной инсталляции. В итоге в серийное производство пойдёт футуристичная модель со встроенным сенсорным дисплеем в центре и подрулевыми лепестками. Разработчики уверены, что экран не будет мешать захвату руля «на 12 часов».
7. Распашные двери без центральной стойки
Распашные двери и кузов без средних стоек — узнаваемые детали электрокара «Атом». Были мнения, что эта концепция останется только в прототипе, но инженеры успешно реализовали её для серийного производства.
Благодаря такой конструкции садиться в автомобиль и выходить из него должно быть удобнее и быстрее. При открытых дверях почти весь бок автомобиля превращается в широкий проём, двери при этом распахиваются практически на прямой угол.
Замки «Атома» будут работать через Bluetooth, NFC-метку и фирменное приложение. Встроенные в двери сенсоры сначала «изучат» пространство, чтобы избежать повреждений, а потом электроприводы распахнут двери на нужный угол.
Управлять дверьми «Атома» можно будет через сенсорный экран на руле, голосом или кнопками, которые расположены на подлокотниках. Также в электрокаре планируется реализовать опцию безопасного выхода из авто: если водитель или пассажир попытаются выйти под движущийся транспорт, замки не откроются.
8. Личность создателя
За дизайн электрокара «Атом» отвечает Александр Павлович, известный также как создатель портала «Госуслуги».
Интересно, что первые наброски российского электрокара сделаны итальянскими специалистами из ателье Torino Design. Но это были лишь основные направления в облике, которые позже доработали уже российские специалисты во главе с Павловичем. Над «Атомом» трудится команда из 53 дизайнеров.
9. Перспектива стать беспилотником
В систему ADAS при разработке заложена возможность развития электромобиля до беспилотного авто. Как отмечают разработчики, в этом случае им важно не сделать из машины беспилотник любой ценой, а подготовить для владельца максимально продуманный и безопасный функционал автономного вождения.
10. Версии по количеству мест
Выпускать автомобиль планируется в четырёх разных версиях. Отличаться они будут не обивкой салона, мощностью, коробками передач или наличием люка, а количеством мест. Например, в версии Family будет пять мест, для Taxi предусмотрено четыре места, у Duo — два, а версия Delivery и вовсе станет одноместной.
Интерьер салона для такси уже показали: внутри электрокара вместо переднего пассажирского кресла будет площадка для багажа.
Такое расположение кресел поможет сократить время посадки и высадки у аэропортов и автовокзалов. В этом случае не обязательно использовать багажник — все вещи можно взять в салон авто.
История создания электромобилей в России
«Атом» не первая попытка создать отечественный электромобиль массового производства. В 2010 году компания миллиардера Михаила Прохорова объявила о создании первого российского электрокара — «Ё-мобиля».
Тогда за двое суток проект набрал 60 000 предзаказов, а за три месяца — около 200 000. Электромобиль стал настолько популярен, что даже президент России Владимир Путин удостоил его своим вниманием и прокатился. В феврале 2014 года старт серийного производства автомобилей отложили на неопределённый срок из-за недостатка финансирования. В апреле проект официально закрыли, все наработки за 1 евро продали Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту.
Потом была тольяттинская Zetta. Серийное производство планировали начать до конца 2020 года. В 2017–2018 годах Минпромторг выделил субсидии на 285 млн рублей на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Также компания получила кредит от Фонда развития моногородов — 49,5 млн рублей.
В 2020 году Фонд развития промышленности отказал разработчикам в кредите на 100 млн рублей, а в 2021 году у компании появились долги по заработной плате, и на этом история электрокара Zetta закончилась. А история с подозрениями в мошенничестве с бюджетными деньгами в особо крупном размере — началась.
Следующим проектом стала электрическая «Кама-1». Основными разработчиками выступили «КАМАЗ» и Центр компьютерного инжиниринга при СПбПУ. В 2020 году машину показали и объявили о планах на серийное производство в 2021 году. Позже сроки перенесли на 2022–2023 годы, а потом — на 2024–2025 годы.
Летом 2021 года была зарегистрирована компания «Кама», которая начала заниматься разработкой «Атома». Её совладельцем стал миллиардер Рубен Варданян, также в стартап инвестировал глава «КАМАЗа» Сергей Когогин. Позже в состав акционеров вошли «КАМАЗ» и «Росатом». Разработку возглавил экс-вице-президент «АвтоВАЗа» по инжинирингу Харальд Грюбель.
В 2021–2023 годах проект получил инвестиции на 24 млрд рублей. В конце октября 2024 года стало известно, что создатели электрокара «Атом» планируют выпустить дополнительные акции, чтобы привлечь в проект ещё 20 млрд рублей.
При таком составе инвесторов и инвестициях у «Атома» есть шансы стать серийным и выйти на рынок. Но команде предстоит много работы, чтобы не пойти по пути предшественников, воплотить в жизнь обещанное и при этом не сделать ценник заоблачным.
«Атом» в цифрах
- Предварительная цена — до 4 млн рублей.
- Запас хода — до 500 км (у Tesla Model 3 — 530 км).
- На 100 км хода заряжается за 8 минут.
- До 100 км/ч разгоняется за 8 секунд.
- 6 подушек безопасности.
- Периодичность технического обслуживания — 1 год или 15 000 км пробега.