Срок службы коробки передач зависит не только от качества её деталей, но и от водителя — как он ездит и ухаживает за машиной. Рассказываем, что делать, чтобы КПП автомобиля не вышла из строя на небольшом пробеге.
Менять масло
В коробках передач любого типа нужно периодически менять масло. Для автоматов, роботов и вариаторов интервал не должен превышать 40 000–50 000 км пробега.
Вместе с трансмиссионной жидкостью менять нужно фильтр и прокладку поддона. В некоторых коробках фильтр встроен в поддон, поэтому его придётся заменить. Жидкость и фильтры лучше выбирать оригинальные.
В АКПП слить масло полностью не получится, потому что его часть останется в гидротрансформаторе. Поэтому часто проводят частичную замену: заливают ровно столько масла, сколько слилось из поддона. Затем ездят на автомобиле в привычном режиме 1000 км и снова меняют масло.
Есть более современный способ — агрегатная замена масла. К коробке подключают специальный аппарат, который нагнетает свежее масло до тех пор, пока из сливного отверстия не пойдёт свежий состав. Такая замена стоит дороже, потому что масла потребуется больше.
В полное обслуживание АКПП также может входить промывка гидроблока от продуктов износа.
Защита авто от повреждений, хищения и выплата за тотал по каско
Защита авто от повреждений, хищения и выплата за тотал по КАСКО
Стоимость полиса — от 13 500 рублей
С заботой, Страховой Дом ВСК
ПодробностиСАО «ВСК». Реклама. Имеются ограничения. Подробности на vsk.ru
В механической коробке фильтра нет, а масло можно слить полностью. Полезно перед заправкой нового масла промыть МКПП специальным составом для таких механизмов.
Прогревать КПП
Масло в автоматической коробке, как и в двигателе, густеет на морозе. Поэтому механизму сложнее работать. Для прогрева АКПП нужно удерживать педаль на тормозе и включить режим Drive (D), а затем подождать несколько минут в зависимости от температуры на улице.
В таком режиме происходит так называемый первичный прогрев АКПП. Затем можно начинать движение. Но первые 10 минут нужно двигаться без резких ускорений и торможений. В таком режиме трансмиссионная жидкость плавно прогреется до рабочей температуры.
Механическую коробку так прогреть нельзя. Поэтому первые 10 минут нужно ехать без резких ускорений и быстрых переключений передач.
С вариатором или роботом сложнее. Ременные вариаторы обязательно нужно прогревать. Цепные вариаторы менее чувствительны к температурам. Роботы, у которых сцепление находится в масляной ванне, рекомендуется прогревать. Если робот оснащён сухим сцеплением, его греть не нужно.
В пробках переключаться в спортивный или ручной режим
Совет в первую очередь актуален для водителей авто с роботизированной коробкой передач. В пробках роботы постоянно переключаются с первой передачи на вторую и обратно. Из-за этого они перегреваются.
В спортивном режиме переключения происходят реже. В ручном режиме водитель сам может выбирать нужную передачу. Поэтому нужно оставаться на первой, пока скорость движения не вырастет хотя бы до 20 км/ч.
Не ездить агрессивно
Пиковые нагрузки на автоматические коробки происходят в момент резких стартов, особенно если они сопровождаются пробуксовками. Для продления срока службы коробки передач нужно ездить плавно и размеренно и отказаться от резких стартов и торможений.
Стараться не буксовать
Если машина не является полноценным внедорожником, не нужно выезжать на пересечённую местность, в грязь или рыхлый снег. На таких поверхностях колёса быстро начнут буксовать. Это может привести к перегреву АКПП, робота или вариатора. Перегрев приводит к ускоренному износу деталей КПП.
Если машина с автоматической коробкой застряла, лучше обратиться за помощью и вытянуть её на буксировочном тросе. Тогда нагрузки на КПП будут существенно меньше.
Не делать чип-тюнинг
Чип-тюнинг увеличивает мощность двигателя и повышает его крутящий момент. Автоматическая коробка не рассчитана на такие нагрузки. Поэтому происходит ускоренный износ деталей.
Если чип-тюнинг уже сделан, нужно менять масло в коробке передач чаще — каждые 20 000–30 000 км в зависимости от стиля вождения. Также нужно поставить дополнительный радиатор охлаждения КПП.
Установить дополнительный радиатор
У АКПП есть теплообменник, который охлаждает масло. Но при больших нагрузках он может не справиться. Поэтому можно установить дополнительный радиатор. Он работает по тому же принципу, что и радиатор двигателя: по системе циркулирует антифриз, который охлаждает КПП. Особенно полезен дополнительный радиатор при агрессивной езде.
Буксировать с осторожностью
Некоторые производители запрещают буксировать машины с АКПП. Эта информация есть в руководстве по эксплуатации.
Если таких ограничений нет, то нужно соблюдать несколько простых правил:
- Переключить селектор в положение «нейтраль» (N).
- Расстояние не должно превышать 50 км.
- Скорость не должна превышать 50 км/ч.
Исключением являются роботы с одним сцеплением. Конструктивно они похожи на МКПП, поэтому их можно буксировать на большие расстояния.
Если автомобиль с автоматом буксирует другую машину, то её вес должен быть таким же или меньше. Например, седан не должен буксировать внедорожник. От большой нагрузки детали КПП быстро изнашиваются.