Как правильно завести машину, учат в каждой автошколе. Кажется, что ничего сложного: повернул ключ и поехал. Но на самом деле заводить машину нужно по-разному, в зависимости от коробки передач.
Если двигатель запустить неправильно, можно навредить не только мотору, но и своему здоровью.
Рассказываем, как правильно заводить машину и на что нужно обращать внимание.
Продлите полис ОСАГО за 10 минут
Продлите полис ОСАГО за 10 минут
Электронный полис всегда под рукой в мобильном приложении. От 5507 ₽.
С заботой, Страховой Дом ВСК
Купить онлайнСАО «ВСК». Реклама. Имеются ограничения. Подробности на vsk.ru
Что сделать перед запуском двигателя
Пристегнуть ремень безопасности
Ремень безопасности нужно всегда пристёгивать, даже если машина стоит на месте. По данным Научного центра БДД МВД России, 3% ДТП происходят с транспортными средствами, которые никуда не едут. Например, в припаркованный автомобиль врезается другая машина. В момент столкновения непристегнутый водитель может травмироваться об руль, стойки, лобовое или боковые стёкла. Ремень безопасности защищает тело от ударов и вылета из автомобиля.
Отрегулировать кресло
Правильная посадка помогает водителю управлять автомобилем и снижает риск ДТП. Есть несколько правил:
- Наклон спинки желателен небольшой. Лопатки и поясницу прижать к спинке кресла. За рулём должно быть комфортно и удобно.
- Колени должны быть согнутыми, чтобы правильно выжать сцепление и уверенно тормозить.
- Руки на руле чуть согнуть в локтях. Чем больше расстояние между телом и рулём, тем труднее управлять автомобилем. Сам руль лучше держать двумя руками полным хватом: так пальцы полностью обхватывают рулевое колесо.
Проверить работу приборов
Перед запуском двигателя важно проверить работу приборов. Это поможет правильно запустить двигатель и избежать проблем и аварий на дороге. Большинство неисправностей — недостаточность топлива, низкий заряд аккумулятора, сбой в системе электрики и другие — можно увидеть на панели приборов. В таких случаях будут гореть красным цветом или мигать контрольные лампочки. Тогда двигатель запускать нельзя.
Как завести машину на механике
При запуске двигателя важно соблюдать правильную последовательность действий. Чтобы завести двигатель, нужно выполнить следующее:
Установить рычаг на коробке передач в нейтральное положение
Чтобы определить нейтральное положение, посмотрите на коробку передач: визуально рычаг должен быть в центре. Если в этом положении зажать педаль сцепления и покачать рычаг из стороны в сторону, он двигается свободно, на передаче — зафиксирован.
Если заводить машину, у которой рычаг переключения скоростей стоит на первой или любой другой скорости, автомобиль начнёт двигаться рывками. Это может спровоцировать ДТП в потоке других машин или ограниченном пространстве: стояночном боксе или гараже.
Выжать педаль сцепления
Сцепление на механике необходимо, чтобы разъединить двигатель и коробку передач. Только в этот момент можно переключить скорость. Когда педаль отпускают, мотор передаёт усилие и колёса начинают вращение. Если сцепление не выжать, тронуться с места не получится, а при торможении двигатель заглохнет.
Педаль сцепления нажимать нужно быстро и до упора, а отпускать плавно и без бросков.
Нажать тормоз
Педаль тормоза находится посередине: между педалями сцепления и газа. Нажимать тормоз нужно обязательно, особенно если автомобиль находится на неровной поверхности. Так машина не покатится и не попадёт в ДТП.
Повернуть ключ зажигания или нажать кнопку
Замок зажигания находится справа или слева от руля. Вставьте ключ в замок зажигания и поверните по часовой стрелке. На приборной панели загорятся индикаторы. Через пару секунд они погаснут, и, если на приборной панели нет ошибок, поворачивайте ключ дальше. Когда запустится двигатель, ключ зажигания нужно обязательно отпустить.
На некоторых автомобилях вместо ключа стоит кнопка «Старт-Стоп», Engine или Start-Stop. Для запуска двигателя нужно нажать кнопку один раз и удерживать не более двух-трёх секунд. Когда двигатель запустится, кнопку нужно отпустить. Обычно в этот момент у кнопки загорается подсветка букв.
Как заводить машину на автомате
Автомобилем на автомате управлять легче, чем на механике. Вы можете не отвлекаться на переключение скорости и уделять больше внимания ситуации на дорогах. Но заводить двигатель нужно также в определённой последовательности:
Установить рычаг на коробке передач в положение «паркинг»
Паркинг — это режим двигателя, который блокирует колёса. При другом положении рычага на коробке передач двигатель не заведётся.
Нажать тормоз
Педаль тормоза на автомате находится слева от педали газа. Чтобы контролировать автомобиль при запуске, тормоз нужно нажать правой ногой и держать до начала стабильной работы двигателя. Это поможет избежать случайного движения машины во время работы мотора.
Повернуть ключ зажигания или нажать кнопку
Вставьте ключ в замок зажигания и поверните в положение ON. В этот момент загорится панель приборов. Через несколько секунд поверните ключ в крайнее положение START и дождитесь запуска двигателя. После этого ключ нужно обязательно отпустить.
Чтобы запустить двигатель с кнопки, нужно нажать на неё и удерживать несколько секунд. Если не нажимать педаль тормоза, вы включите только питание автомобиля и зажигание, но стартер запустить не сможете.
Как правильно завести двигатель в мороз
Зимой при низкой температуре масло становится густым. Двигателю нужно больше мощности, чтобы прокрутить механизм в таких условиях.
Последовательность запуска двигателя зимой такая же, как и в другое время года. Но при этом важно соблюдать несколько правил:
- Сцепление на машине с механической коробкой передач нужно обязательно выжимать в пол. Так вы отсоедините двигатель от коробки передач и колёс. Тогда мощность аккумулятора пойдёт только на запуск двигателя.
- Включить зажигание до третьего положения, или ON, и подождать 3–5 секунд. В этот момент в бензонасос начинает поступать топливо.
- Перед тем как завести двигатель, желательно отключить другие приборы: печка, музыка, подогрев сидений, стёкол.
- Если двигатель не заводится, нужно обязательно делать перерывы 40–50 секунд перед следующей попыткой, чтобы не перегрузить аккумулятор и стартер.
Ещё по теме:
Что делать, если двигатель в мороз не заводится
Прикурить аккумулятор от автомобиля-донора
Если аккумулятору не хватает заряда, чтобы завести двигатель, может помочь другой автомобиль и его батарея. Здесь важно соблюдать правильную последовательность подключения к другой машине:
- заглушить двигатель донора;
- подсоединить провода в следующей последовательности: плюс донора, плюс получателя, минус донора, масса получателя или любая металлическая деталь под капотом;
- запустить двигатель с разряженным аккумулятором;
- снять провода в обратной последовательности.
Завести двигатель с толкача
Этот способ подойдёт только для машин с механической коробкой передач. Чтобы завести двигатель, нужно:
- найти помощников, которые будут толкать или тащить машину на буксире;
- вставить ключ в замок зажигания;
- выжать педаль сцепления;
- переключить рычаг на вторую скорость;
- на секунду отпустить сцепление, когда машина разгонится до 10–25 км/ч, и выжать снова.
Снять аккумулятор и поставить в тёплое место
Если автомобиль нужно оставить на долгое время, можно снять аккумулятор и занести его в тёплое помещение: квартиру или отапливаемый гараж. В тепле батарея теряет заряд медленнее, чем на морозе. Но на этот период ваш автомобиль останется без охранной сигнализации.
Использовать автоодеяло, бустеры, тепловые пушки
В холодное время года можно использовать специальное автоодеяло. Его кладут под капот. Одеяло защищает двигатель от низких температур и сокращает время прогрева механизма.
Бустер, или пускач, — это переносная батарея для запуска двигателя. Его используют при проблемах с аккумулятором: разрядился или вышел из строя. При выборе бустера нужно обращать внимание на силу тока прибора. Чем холоднее на улице и больше объём двигателя, тем выше должен быть пусковой ток.
Быстро помочь с запуском двигателя помогут тепловые пушки. Эти устройства помещают под капот и подают поток тёплого воздуха. Так отогревают масло, бензин, подшипники. После этого двигатель можно завести.
Если не контролировать поток воздуха, есть риск расплавить бампер, элементы защиты, перегреть масло и сжечь проводку.
Часто отогревом занимаются специальные выездные бригады, но это можно сделать самому. При этом важно изучить все нюансы и технику безопасности: двигатель обязательно накрыть специальным одеялом, иначе полопается краска, отогревать нужно медленно и следить за потоком тёплого воздуха. Греть машину и двигатель открытым огнём опасно.
Чем дольше вы пытаетесь завести двигатель самостоятельно, тем сложнее будет специалисту отогреть ваше авто. Многократными попытками вы можете залить свечи, посадить аккумулятор, повредить стартер или сам двигатель.
Ещё по теме:
Заводить двигатель каждые 3–5 часа
Зимой аккумулятор садится быстрее. Поэтому автомобиль желательно периодически прогревать. Если нет системы автозапуска, нужно выходить из дома и запускать двигатель вручную. В сильный мороз, от −30 °C, мотор желательно заводить каждые 3–5 часов по 10 минут.
Краткая инструкция «Как завести двигатель»:
- Перед запуском двигателя нужно пристегнуться и проверить работу системы автомобиля.
- На механике нужно выжать педаль сцепления, нажать на тормоз и повернуть ключ в замке зажигания.
- На автомате — нажать на тормоз и включить зажигание.
- Зимой на механике обязательно до конца выжимать сцепление, делать перерывы между запуском и попытками завести двигатель.
- Если машина не заводится, можно прикурить двигатель, подтолкнуть машину, снять аккумулятор, а в сильные морозы заводить машину чаще.