Как выбрать детское автокресло Как выбрать детское автокресло

Как выбрать детское автокресло

Покупка автокресла — значимое вложение в безопасность вашего малыша. Разобрались, как кресло защищает ребёнка, как его выбрать и установить в автомобиле.

blank

Защита авто от повреждений, хищения и выплата за тотал по каско

Защита авто от повреждений, хищения и выплата за тотал по каско

Стоимость полиса —
от 13 500 рублей

С заботой, Страховой Дом ВСК

Подробности

САО «ВСК». Реклама. Имеются ограничения. Подробности на vsk.ru

Что вы узнаете:
Что вы узнаете:
Приглашенный эксперт
Приглашенный эксперт
Дмитрий Кузнецов
Менеджер магазина детских автокресел «Автодети»

Зачем нужны автокресла

Детские удерживающие устройства (ДУУ) — так их правильно называть — защищают  от тяжёлых травм в случае аварии. Так у детей на 71–82% ниже риск получить травму по сравнению с теми, кто пристёгнут только штатным ремнём.

blank
По данным ГИБДД, с начала 2024 года в ДТП травмы получили 5525 детей. Большинство — из-за нарушения правил водителем, причём не обязательно того автомобиля, где ехал ребёнок. Источник: stat.gibdd

Перевозить детей в автокреслах требуют и ПДД. До семи лет это обязательно для всех. С 7 до 11 лет включительно допускается использовать только ремни на заднем сидении, но не на переднем.

Как кресло защищает ребёнка при аварии

Конструкция ДУУ продумана инженерами, чтобы минимизировать риск травм и защитить ребёнка в случае дорожно-транспортного происшествия.

Вот как работает кресло.

Фиксирует тело. Удерживает ребёнка в безопасной позиции и не даёт ему передвигаться по салону. В случае аварии это убережёт от ударов об элементы машины.

Распределяет нагрузку. В случае столкновения устройство равномерно распределяет силу удара. Это предотвращает концентрацию нагрузки в одной точке и снижает вероятность серьёзных повреждений.

Поглощает удар. Современные модели оснащены материалами и конструкциями, которые поглощают и смягчают энергию удара. Например, боковая защита обеспечивает дополнительную амортизацию при боковых столкновениях.

Поддерживает голову и шею. Подголовники и боковые элементы поддержки защищают голову и шею от резких движений и перегрузок. Это снижает риск травм шейного отдела позвоночника.

На видео ниже показано, что происходит во время столкновения и как работает защита.

Какие бывают детские автокресла

Удерживающие устройства можно разделить на группы по нескольким критериям: по типу, по способу крепления в машине и по способу фиксации ребёнка.

Разберёмся по порядку, какое лучше выбрать.

Типы автокресел

Они бывают в виде автолюлек, стандартных кресел и бустеров.

Автолюльки предназначены для детей с рождения и до 12–15 месяцев. Устанавливаются только против хода движения. При установке на переднем сидении обязательно нужно отключить пассажирскую подушку безопасности.

blank
Такое предупреждение можно увидеть на самой люльке и на солнцезащитном козырьке переднего пассажира. Источник: freepik.com

Иногда автолюлька бывает в комплекте с шасси от коляски. Это удобно: люлька ставится на колёса, и можно пройти с ней в парке или магазине.

Стандартные автокресла подходят детям примерно с года и до 10–12 лет. В них дети едут сидя, а в некоторых моделях спинка может наклоняться в положение для сна.

В них используются пятиточечные ремни безопасности, которые регулируются по высоте под разный рост. Примерно после четырёх лет внутренние ремни снимают, а ребёнка пристёгивают ремнём безопасности автомобиля.

Для детей помладше внутри устанавливается вкладыш, который позже убирается, чтобы ребёнку было не тесно внутри. В более дорогих моделях также есть «столик безопасности» — конструкция, которая защищает грудь и живот в случае удара спереди.

blank
Пример со столиком. В случае удара благодаря столику нагрузка распределяется равномерно. Источник: cybexonlineshop.ru

Бустеры — это сиденья без спинки. Их используют для более старших детей, чтобы ремень безопасности автомобиля проходил через плечо и грудь, а не через шею и живот.

blank
По сути, бустер — просто подставка, чтобы ребёнок сидел выше. Источник: detmir.ru

С бустером ребёнок имеет ту же защиту, что и взрослый. В случае удара спереди или сзади ребёнка в бустере спасёт ремень безопасности. При ударе сбоку можно рассчитывать только на боковую подушку безопасности, если она есть в автомобиле.

Мы рекомендуем использовать автокресло так долго, как это возможно. Для детей школьного возраста подходят те, которые заявлены на рост до 150 см. Не всегда их хватает до такого роста, но если при посадке плечи ребёнка не упираются в подголовник, то использовать их можно.

Способы крепления

Удерживающее устройство можно закрепить с помощью штатных ремней машины или системы ISOFIX, если она предусмотрена в самом устройстве и в автомобиле.

Крепление штатным ремнём считается универсальным, потому что подходит для любого автомобиля и любого ДУУ. Важно закрепить всё правильно — от этого зависит безопасность.

blank
Информация о правильном расположении детского кресла в автомобиле должна быть на наклейке или нашивке на кресле. Источник: avtodeti.ru

Иногда травмы случаются именно из-за ошибок в установке, поэтому нужно строго следовать инструкции или обратиться за помощью к продавцу автокресла.

Крепление с системой ISOFIX представляет из себя два кронштейна в основании удерживающего устройства. Специальными замками на концах кронштейнов они крепятся к скобам, которые приварены к кузову машины. Получается жёсткое крепление, которое сводит к минимуму ошибки в установке.

Скобы находятся внутри удерживающего устройства между спинкой и сидушкой, а снаружи есть специальное обозначение.

blank
Указатель на сиденье покажет, куда вставлять кронштейны с замками. Источник: shutterstock.com
blank
Когда замок цепляется за скобу, на кронштейнах появляется зелёный индикатор. Источник: shutterstock.com

Дополнительно к ISOFIX есть крепление  якорным ремнём (он же Top Tether) или упором в пол. Задача этих устройств — дать третью точку крепления, снизить нагрузку на основные замки ISOFIX  и исключить свободный ход ДУУ в случае столкновения.

Якорный ремень фиксирует верхнюю часть конструкции. Одна сторона ремня крепится к удерживающему устройству, а другая цепляется за скобу в полу багажного отделения или на спинке сиденья.

blank
Так выглядит фиксация якорным ремнём. Источник: ozon.ru

Упор в пол — это телескопическая «нога», которая выдвигается из основания. Она упирается в пол, препятствует вращению удерживающего устройства и снижает нагрузку на кронштейны.

blank
Высота «ноги» регулируется для каждого автомобиля. Источник: detmir.ru

Правила перевозки детей в детском кресле

В кресле ребёнок пристёгивается внутренними ремнями или штатными ремнями машины.

Внутренние ремни безопасности есть в большинстве моделей. Они регулируются по высоте и по степени натяжения. Правильная регулировка обоих показателей важна для безопасности.

Высоту нужно регулировать под рост пассажира. Правильное положение обеспечивает лучшую фиксацию.

blank
Ремни должны находиться на уровне шеи. Источник: siger.ru

Натяжение ремня нужно отрегулировать таким образом, чтобы между ним и плечом ребёнка проходило два пальца. Особенно актуально это для зимнего периода, когда ребёнок одет в объёмную одежду. Из-за неё ремни прилегают недостаточно плотно и хуже защищают в случае столкновения, поэтому куртку лучше снимать.

Ремни могут быть трёх- и пятиточечными. Трёхточечные фиксируются в районе плеч и сводятся между ног ребёнка. Пятиточечные дополнительно фиксируются в районе бёдер.

Штатными ремнями стоит пристёгивать детей весом больше 18 кг и ростом выше 105 см. Обычно это возраст 4–5 лет. Внутренние ремни могут уже не выдержать нагрузки в случае удара.

В удерживающем устройстве могут быть специальные направляющие, через которые нужно продевать ремень безопасности. Они задают правильное положение ремня на теле.

Какие требования предъявляют к автокреслам

Есть международные стандарты безопасности, которым ДУУ должны соответствовать. Чтобы подтвердить необходимые требования, нужно провести лабораторные испытания и получить сертификат.

Сейчас одновременно действуют два стандарта.

Стандарт ECE R44/04

Вот какие требования есть в рамках стандарта ECE R44/04.

Система крепления. Устройства могут быть зафиксированы штатными ремнями безопасности или при помощи системы ISOFIX.

Испытания. Выходящие на рынок модели должны успешно пройти краш-тесты для проверки устойчивости к фронтальным и задним ударам на скорости 50 км/ч и 30 км/ч соответственно. Испытания на боковое смещение не обязательны.

Регулируемые элементы. Удерживающие устройства должны иметь трёхточечные (для младенцев) или пятиточечные ремни, подголовники и боковые элементы поддержки.

Классификация по весу ребёнка. Существует пять групп в зависимости от веса:

ГруппаВес ребёнка
Группа 0До 10 кг
Группа 0+До 13 кг
Группа I9–18 кг
Группа II15–25 кг
Группа III22–36 кг

Установка. Модели группы 0 должны устанавливаться только против хода движения. Это обязательно для детей до девяти месяцев.

Маркировка и информация. На ДУУ должна быть нанесена инструкция по установке и наклейка со следующей информацией:

  • код стандарта;
  • весовая группа (например, «0+»);
  • символ «E» с цифрой — обозначение страны, в которой прошло испытание;
  • номер одобрения — уникальный номер, указывающий, что модель прошла сертификацию.
blank
Наклейка располагается на нижней или боковой части кресла. Вверху указан стандарт, которому оно соответствует. Источник: avtodeti.ru

Принципы этого стандарта были заложены еще в 1982 году. Документ периодически пересматривался и дополнялся. Версия ECE R44/04 — это редакция от 2014 года, которая действует до сих пор. Предыдущие версии считаются недействительными.

В Европейских странах использование  предыдущей версии стандарта — ECE R44/03, незаконно. За это положен штраф.

В России сотрудники ДПС проверяют только факт наличия удерживающего устройства, а требований к стандарту не предъявляют.

Модели стандарта ECE R44/03 запрещены к продаже в магазинах, но, к сожалению, их всё ещё можно купить на вторичном рынке. Я не рекомендую их использовать потому что к ним предъявлялись менее жёсткие требования по безопасности.

Стандарт ECE 129 i-Size

Это более новый стандарт, который со временем должен полностью заменить ECE R44/04 и усилить защиту. Он предъявляет требования не только к удерживающим устройствам, но и к автомобилям — они должны быть совместимы.

Вот какие требования предъявляются в рамках этого стандарта.

Система крепления. Для  стандарта i-Size обязательно использование системы ISOFIX. Это исключает неправильную установку и лучше защищает в случае ДТП.

Испытания. В дополнение к фронтальному и заднему удару обязательно проводят боковые краш-тесты. Дополнительно также тестируется защита головы и шеи.

Регулируемые элементы. Удерживающие устройства должны иметь регулируемые подголовники и ремни, боковую защиту и энергопоглощающие элементы, чтобы уменьшить силу удара.

Классификация по росту ребёнка. По стандарту ECE R129 i-Size ДУУ выбираются в зависимости от роста, а не веса. Это упрощает выбор для родителей, потому что часто бывает, что ребёнок уже вырос из габаритов, но по весу ещё не достиг следующей группы.

РостПримерный возраст
40–85 смС рождения до 15 месяцев
61–105 смС 6 месяцев до 4 лет
100–150 смС 3,5 до 12 лет

Установка. Кресла, которые используют для детей до 15 месяцев, должны устанавливаться только против хода движения.

Маркировка и информация. Каждая модель, сертифицированная по стандарту ECE R129 i-Size, должна иметь инструкцию по установке и следующую маркировку:

  • код стандарта;
  • диапазон роста и максимально допустимую массу тела пассажира;
  • символ «E» с цифрой — обозначение страны, в которой прошло испытание;
  • номер одобрения — уникальный номер, указывающий, что ДУУ прошло сертификацию.
blank
В стандарте i-size указывается диапазон роста и предельный вес ребёнка. Источник: avtodeti.ru

Сравнение двух стандартов

Наглядно по пунктам, чем отличаются два стандарта:

ECE R44/04ECE 129 i-Size
КреплениеШтатный ремень безопасности или ISOFIXТолько ISOFIX
ИспытанияФронтальный удар на скорости 50 км/ч.
Удар сзади на скорости 30 км/ч.
Боковой удар — необязательно
Фронтальный удар на скорости 50 км/ч.
Удар сзади на скорости 30 км/ч.
Боковой удар на скорости 24 км/ч.
Использование усовершенствованных манекенов для динамических испытаний
ЭлементыРемни, подголовник, боковая защитаРемни, подголовник, боковая защита, энергопоглощающие элементы
КлассификацияПо весу ребёнкаПо росту ребёнка
УстановкаПротив движения — до 9 месяцевПротив движения — до 15 месяцев
Маркировка✔️✔️

В обоих стандартах безопасности также предъявляются требования к материалам отделки. Они должны быть не токсичны и с низкой степенью воспламеняемости.

ДУУ с сертификатом соответствия стандарту ECE 129 i-Size более внимательно учитывают анатомические особенности детей разного возраста и предотвращают возможные травмы, связанные с неправильной установкой.

Как правильно выбрать детское автокресло

Кресло мечты — то, которое можно использовать с рождения до 12 лет, стоит недорого, выглядит красиво и имеет высокие оценки по краш-тестам. К сожалению, такого не бывает, и на каждый возраст нужно подбирать варианты и разбираться в нюансах.

В известных брендах почти всегда можно быть уверенными: они заработали себе имя и репутацию на протяжении многих лет. Но хорошее ДУУ не всегда самое дорогое, и встречаются противоположные ситуации.

Дмитрий Кузнецов рекомендует при выборе обращать внимание на следующие моменты.

Тесты независимых организаций. Перед покупкой стоит посмотреть результаты краш-тестов. Самые известные тесты — от немецкой компании ADAC. Они тестируют почти все популярные модели.

Комфортное положение ребёнка. Перед покупкой стоит посадить ребенка в кресло и оценить, насколько ему удобно в нём находиться, подходит ли оно под его комплекцию. В идеале взять тест-драйв и покататься полчаса перед принятием решения.

Боковая защита и подголовник. Это важный элемент безопасности. Боковая защита гасит энергию удара, а подголовник защищает голову и шею. Стоит выбирать модели, у которых есть эти элементы.

Материал обивки. Дышащая ткань сохранит комфорт в любую температуру. А если чехол сделан из некачественного материала, ребёнок будет в нём потеть и капризничать во время поездки.

Нельзя покупать ДУУ с рук у незнакомых людей. Если оно побывало в ДТП, внутри могут быть скрытые деформации. Глазом их не увидеть, а во время удара такое кресло не защитит ребёнка.

Стандарты предъявляют минимальные требования к безопасности, а защита складывается из деталей.

Производитель с именем и репутацией продумывает все элементы безопасности и проводит дополнительные испытания. А тот, кто закупает в Китае готовые болванки, просто надевает на кресло чехол с названием своего бренда. При этом оба таких кресла будут иметь наклейку о соответствии стандарту безопасности, но защищать будут по-разному.

Так как выбор зависит в числе прочего от бюджета, не стоит ориентироваться только на наличие сертификата. Важно выбрать лучший вариант из доступных.

blank

Дистанционный сервис по каско
— от покупки до урегулирования

Оформление полиса онлайн и дополнительные опции, например экстренная помощь при поломках, шиномонтаж и выезд аварийного комиссара

С заботой, Страховой Дом ВСК

САО «ВСК». Реклама. Имеются ограничения. Подробности на vsk.ru

blank