Ездить на летней резине зимой опасно, а ещё есть риск получать штрафы по 500 рублей у каждого сотрудника ГИБДД, который встречается на дороге. В статье рассказываем, когда «переобуваться» обязательно, а когда желательно, и даём советы по выбору шин.
Продлите полис ОСАГО за 10 минут
Продлите полис ОСАГО за 10 минут
Электронный полис всегда под рукой в мобильном приложении. От 5507 ₽.
С заботой, Страховой Дом ВСК
Купить онлайнСАО «ВСК». Реклама. Имеются ограничения. Подробности на vsk.ru
Зимняя резина: когда менять по закону
Зимние шины должны быть установлены на машине в декабре, январе и феврале и запрещены к использованию в июне, июле, августе. Такие сроки прописаны в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
С 2023 года требования к сезонности шин появились и в Правилах дорожного движения: в 5-й главе добавился пункт про замену покрышек, полностью скопированный из техрегламента Таможенного союза. В нём также указано, что зимние покрышки обязательны с декабря по февраль и вне закона в летние месяцы. На весну и осень правило не распространяется: водители сами могут решать, на какой резине ездить.
Автовладельцам стоит учитывать, что такие требования касаются не только личных автомобилей, но и коммерческого транспорта. Помимо этого, запрещено использовать изношенную зимнюю резину, если глубина протектора меньше 4 мм. Инспектор ГИБДД может проверить её линейкой и выписать штраф 500 руб.
Рекомендуем покупать новую резину у проверенных продавцов. При покупке внимательно посмотрите на маркировку, где указан год производства. Даже новая резина может потерять свои свойства из-за неправильного хранения.
Могут ли наказать за резину не по сезону?
До сентября 2023 года федеральный закон не устанавливал прямого наказания за использование летней резины зимой, только если подобные шины приводили к аварийной ситуации, водитель мог быть привлечён к ответственности.
В новой редакции ПДД за несоответствие резины сезону полагается штраф 500 руб. Такой штраф инспекторы ГИБДД могут выписывать при каждой остановке и выявлении нарушения.
Когда лучше поменять резину, опираясь на погодные условия
Оптимальный ориентир для перехода на зимние шины — температура за окном. Большинство экспертов советуют менять летние шины на зимние, когда среднесуточная температура стабильно, то есть несколько дней подряд, держится ниже +5…+7 градусов.
В центральной полосе России температура +7 градусов обычно устанавливается в конце октября — начале ноября. В северных и восточных регионах погодные условия могут заставить поменять резину гораздо раньше. Например, в Магаданской области рекомендуется менять покрышки уже с середины октября.
При этом важно не спешить менять шины при временных похолоданиях. Если поторопиться с этим и ездить на зимней резине по теплому асфальту, это может привести к её преждевременному износу.
Чем опасно ездить на летней резине зимой
Использование летней или изношенной резины зимой несёт немало рисков. Давайте рассмотрим, что может случиться, если вовремя не «переобуться» или не заменить старый комплект.
Потеря сцепления с дорогой
Летние шины при температуре ниже +7 градусов становятся более жёсткими, и это сильно снижает их сцепление с дорожным покрытием. Когда дорога скользкая, при резком маневрировании машина на летних шинах может потерять контакт с дорожным полотном и уйти в занос. Особенно это опасно на мокрой или заснеженной дороге.
Зимние покрышки, напротив, обладают эластичностью, благодаря которой протектор сохраняет сцепление с асфальтом даже при отрицательных температурах. Зимние шины имеют специальный состав, благодаря которому сохраняются мягкость и сцепные свойства даже в морозы. Это помогает удерживать контроль над машиной при любых зимних условиях.
Увеличение тормозного пути
Летние шины на холодной дороге скользят больше, чем зимние, поэтому и тормозить с ними сложнее. Например, при скорости около 40 км/ч на зимней дороге тормозной путь на летних шинах может быть на 30–50% длиннее, чем на зимних. Это может стать причиной аварии, даже если водитель соблюдает безопасную дистанцию.
Изношенная резина работает так же. Если протектор истёрт, он хуже сцепляется с дорожным покрытием. Поэтому зимние шины с протектором менее 4 мм рекомендуется заменить, даже если они соответствуют сезону.
Риск аквапланирования
Зимние дороги обычно покрыты снежной кашей, льдом или водой. При езде на изношенной резине вода не отводится из-под колес должным образом, и автомобиль может попасть в режим аквапланирования — ситуацию, при которой теряется контакт с дорогой. Особенно высока вероятность аквапланирования на высокой скорости и при резком маневрировании, что крайне опасно в зимних условиях.
Протектор зимних шин имеет специальный рисунок, рассчитанный на эффективное выведение воды и снежной массы. Это помогает удерживать стабильное сцепление с дорогой.
Как проверить износ шин и выбрать время для замены
Чтобы вовремя заменить изношенные шины, надо регулярно проверять глубину их протектора. Для зимних шин допустимым минимумом считается 4 мм, однако специалисты рекомендуют менять шины при глубине протектора менее 5 мм, так как сцепные характеристики начинают ухудшаться уже на этом этапе.
Кроме того, со временем резина становится жесткой, и это влияет на управляемость. Шины старше 5–6 лет могут потерять свою эластичность и сцепные свойства даже при достаточной глубине протектора, так что это важно учитывать, принимая решение о замене комплекта.
Коротко о зимних шинах
- По закону, машина должна быть оснащена зимними шинами календарной зимой: с декабря по февраль включительно. С июня по август зимние покрышки на российских дорогах запрещены.
- За езду на летней резине зимой штрафуют на 500 рублей каждый раз при выявлении нарушения.
- Кроме сезонности, при замене шин важно учитывать её износ: даже зимний комплект с протектором мельче 4 мм может быть опасен для водителя и других участников дорожного движения. За это также штрафуют на 500 рублей.