Если выбрать некачественное или неподходящее масло, то оно будет расходоваться сверх нормы. На поршнях и турбине возникнут отложения, увеличится износ деталей и сократится срок службы уплотнений двигателя. Всё это может привести к его дорогостоящему ремонту. Поэтому разбираемся в маркировке масел и в том, как выбрать подходящее.
Защита авто от повреждений, хищения и выплата за тотал по каско
Защита авто от повреждений, хищения и выплата за тотал по КАСКО
Стоимость полиса — от 13 500 рублей
С заботой, Страховой Дом ВСК
ПодробностиСАО «ВСК». Реклама. Имеются ограничения. Подробности на vsk.ru
Важность моторного масла для долговечности двигателя
Хорошее моторное масло — это одно из важнейших условий правильной работы двигателя и длительного срока его службы. Масло обеспечивает смазочный эффект, оно препятствует возникновению отложений, даёт масляную плёнку для предотвращения износа деталей двигателя, обладает моющими свойствами и даже влияет на расход топлива.
На рынке много моторных масел: от оригинальных под брендом автопроизводителей до отечественных и зарубежных аналогов.
Типы моторных масел
Первое, на что надо обратить внимание, — это тип моторного масла. Он определяется составом базовых масел. Существует три варианта.
Полностью синтетическое
Обозначения на упаковке — «Synthetic» или «Full Synthetic».
Считается самым качественным продуктом. Изготавливается путём синтеза химических элементов, а не прямой перегонкой из нефти. В основе — синтетические продукты.
Таким образом, параметры масла задаются ещё во время производства его основы: стабильная вязкость при различных температурах, высокая степень защиты от износа, хорошие моющие свойства.
Минеральное
Обозначение на упаковке — «Mineral».
Это натуральный органический продукт, который производится посредством перегонки нефти. В силу простоты изготовления минеральные моторные масла самые доступные по цене. Состав такого масла менее однороден, поэтому оно обладает низкими эксплуатационными свойствами (ограниченный температурный диапазон), загрязняет детали двигателя при вскипании, требует частой замены. Применение минеральных масел ограничено (простые двигатели с малой нагрузкой или старые автомобили).
Полусинтетическое
Обозначения на упаковке — «Semi-Synthetic», «Semisynthetic», «S Synth».
Это компромиссный вариант производится путём добавления к минеральной основе большого количества присадок, чтобы получить высокие эксплуатационные свойства. По качеству полусинтетическое моторное масло приближено к синтетике, при этом доступнее по стоимости.
Вязкостно-температурные свойства
Основной характеристикой моторного масла являются его вязкостно-температурные свойства. На этикете ставят обозначения: 5w-30, 10w-40 и пр. Это классификация по стандартам Ассоциации автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE), которая помогает понять, при каких температурных режимах можно использовать масло.
Первая цифра обозначает вязкость масла при низких температурах. Этот параметр характеризует вязкость в холодное зимнее время.
- 0W — рекомендовано к использованию при холоде до −35 °С;
- 5W — рекомендовано к использованию при холоде до −30 °С;
- 10W — рекомендовано к использованию при холоде до −25 °С;
- 15W — рекомендовано к использованию при холоде до −20 °С;
- 20W — рекомендовано к использованию при холоде до −15 °С.
Вторая цифра означает вязкость при высоких температурах. Этот параметр показывает вязкость в жаркое летнее время. Чем больше цифра, тем масло более густое, чем меньше, тем более жидкое.
- 30 — рекомендовано к использованию при температуре до +25 °С;
- 40 — рекомендовано к использованию при температуре до +40 °С;
- 50 — рекомендовано к использованию при температуре до +50 °С;
- 60 — рекомендовано к использованию при температуре до +50 °С и выше.
Буква W говорит о том, что масло можно использовать зимой. Для автомобильного моторного масла этот параметр не меняется.
Существуют сезонные моторные масла — их можно использовать только в один сезон. Например, масло с обозначением «SAE 40» — это летнее масло с вязкостью 40, его рекомендуется использовать при температуре окружающей среды до +40 °С, нельзя использовать зимой. Масло с обозначением «SAE 5W» — это зимнее масло с вязкостью 5, его рекомендуется использовать при температуре до −30 °С градусов, нельзя использовать летом.
Температура окружающей среды, при которой преимущественно используется автомобиль, является ориентировочным показателем. Автопроизводители в руководстве пользователя указывают оптимальную вязкость для каждого двигателя отдельно. Параметры вязкости по SAE могут отличаться от мотора к мотору при эксплуатации в одних и тех же температурных зонах.
Для современных двигателей вязкость масла крайне важна: выбрав неподходящую, можно сократить срок службы мотора. Важно следовать рекомендациям производителей автомобилей по выбору масла. Старые двигатели менее прихотливы. Для них обычно выбирают более густое масло в связи с высоким износом деталей двигателя в ходе многолетней эксплуатации.
Эксплуатационные свойства
Для учёта спецификации двигателей предусмотрен стандарт Американского института нефти (American Petroleum Institute, API), описывающий эксплуатационные свойства моторного масла. В спецификации учитываются год производства двигателя, вид топлива, наличие турбонагнетателя, экологические требования, требования к катализаторам.
Обозначение состоит из двух латинских букв для бензиновых двигателей и латинских букв и цифр — для дизельных. Первая буква означает тип двигателя: S — бензин; C, F — дизель. Вторая буква указывает на спецификацию двигателя, а также на год производства мотора.
Бензиновые
- SP — категория введена в 2020 году. Моторное масло категории SP защищает от износа детали двигателя, предохраняет поршни и турбину от высокотемпературных отложений, повышает экономию топлива, защищает от преждевременного воспламенения топливно-воздушной смеси.
- SN — для бензиновых двигателей старше 2020 года.
- SM — для бензиновых двигателей старше 2010 года.
- SL — для бензиновых двигателей старше 2004 года.
- SJ — для бензиновых двигателей старше 2001 года.
Категории SH–SA считаются устаревшими, могут использоваться для бензиновых двигателей старше 1996 года. Но они не могут обеспечить защиту от загрязнений, окисления и износа деталей двигателя.
Дизельные
- CK-4 и FA-4, введённые в 2017 году, являются актуальными категориями для дизельных двигателей.
- FA-4 — моторное масло для высокопроизводительных дизельных двигателей. Сокращает выброс парниковых газов. Экономит топливо. Можно использовать только в новейших дизельных двигателях, если это рекомендует производитель авто.
- CK-4 — моторное масло защищает от загрязнения сажевого фильтра, износа деталей двигателя и образования отложений.
- CJ-4 — для дизельных двигателей 2010 года и старше.
- CI-4 — для дизельных двигателей 2002 года и старше.
- CH-4 — для дизельных двигателей 1998 года и старше.
Категории CG-4–CA считаются устаревшими, могут использоваться для дизельных двигателей старше 2009 года.
Если на упаковке категория указана через косую черту, например «SL/CF», это означает, что моторное масло может использоваться и для бензиновых двигателей 2004 года и старше, и для дизельных двигателей
Европейская классификация
В дополнение к стандарту Американского института нефти, существует европейский стандарт Европейской ассоциации автопроизводителей (European Automobile Manufacturers’ Association, ACEA). Эта организация представляет 15 ведущих европейских автопроизводителей. Некоторые категории могут соответствовать стандарту API, но предлагают более строгие рамки по эксплуатационным свойствам смазочных продуктов для компактных турбированных двигателей.
На этикетке обычно указывается и стандарт API, и стандарт ACEA. Но иногда производитель масла может указать только одну из классификаций.
Спецификация ACEA включает букву или буквы, обозначающие класс и номер, определяющие категорию, которые различаются в зависимости от свойств моторного масла. Год реализации ACEA указывается после дефиса в названии спецификации.
Продлите полис ОСАГО за 10 минут
Продлите полис ОСАГО за 10 минут
Электронный полис всегда под рукой в мобильном приложении. От 5507 ₽.
С заботой, Страховой Дом ВСК
Купить онлайнСАО «ВСК». Реклама. Имеются ограничения. Подробности на vsk.ru
Например, на упаковке может быть указано: «ACEA C3-12». Это означает, что категория относится к 2012 году, класс С, категория 3. Разберём расшифровку.
Все масла категории А/В предназначены для бензиновых и дизельных двигателей.
- A1/B1 — это масла с низким коэффициентом трения и низкой вязкостью, которые могут работать при высокой температуре и высокой скорости сдвига.
- A3/B3 используются в высокопроизводительных двигателях с непрямым впрыском для длительных интервалов замены и тяжёлых условий эксплуатации.
- А3/В4 используются в высокопроизводительных двигателях с непосредственным впрыском топлива. Их также можно использовать вместо масел класса А3/В3.
- A5/B5 — это масла с низким коэффициентом трения и низкой вязкостью. Используются в высокофорсированных ДВС, специально сконструированных для использования энергосберегающих, маловязких при высокой температуре масел
- A7/B7 обеспечивают предварительное зажигание на низких оборотах и защиту от износа для двигателей с турбонаддувом и защиту от отложений в турбине
Масла класса C предназначены для бензиновых и дизельных двигателей, совместимы с сажевыми фильтрами и катализаторами. Класс экологии Euro-4:
- С1 относятся к маловязким энергосберегающим маслам. Имеют пониженное содержание сульфатной золы, фосфора и серы. Продлевают срок службы сажевых фильтров и катализаторов, способствуют экономии топлива.
- С2 — маловязкие масла, обеспечивающие низкий коэффициент трения. Продлевают срок службы сажевых фильтров и катализаторов, способствуют экономии топлива.
- С3 — маловязкие масла с умеренным содержанием сульфатной золы, фосфора и серы.
- C4 — масла с низким содержанием сульфатной золы, фосфора и серы для использования в высокопроизводительных двигателях малой мощности с повышенным интервалом обслуживания.
- C5 — масла высшего класса со средним содержанием сульфатной золы, фосфора и серы для использования в высокопроизводительных двигателях малой мощности. Способствуют повышению экономии топлива.
Масла класса Е — для мощных дизелей грузовых автомобилей с тяжёлыми условиями эксплуатации.
Спецификации производителей
На обратной стороне упаковки указываются допуски автопроизводителя. Они указывают, что были проведены необходимые тесты и масло одобрено для использования изготовителем автомобиля. Необходимо сверяться с документацией автопроизводителя для уточнения применимости.
Пример расшифровки
На картинке мы видим тип масла — «Advanced full synthetic», что означает полностью синтетическое масло. Далее идёт вязкость 0W-20, что означает, что масло имеет низкую вязкость. На этикетке также указана европейская спецификация ACEA C5, что также указывает на минимальную вязкость.
С обратной стороны указана категория API SN – масло подходит для бензиновых двигателей 2020 года и старше. Также указано одобрение для автомобилей Volkswagen, Porsche, Mercedes-Benz и Jaguar/ Land Rover с указанием допусков по использованию.
Как подобрать моторное масло
При подборе моторного масла следует учитывать:
- тип используемого топлива;
- год выпуска автомобиля, диапазон температуры воздуха в регионе;
- где эксплуатируется автомобиль;
- наличие турбонагнетателя и катализаторов.
Не всегда масло самых новых спецификаций является лучшим для двигателя, так как необходимо учитывать конструктивные особенности, а также износ деталей двигателя. Для подбора масла лучше всего ознакомиться с документацией автопроизводителя, где будут указаны все рекомендации по вязкости и допускам.
Если руководство пользователя утеряно и нет доступа к официальному сайту автоконцерна, то можно обратиться к онлайн-порталам производителей смазочных материалов. Обычно на сайтах размещена специальная форма для подбора масла, где необходимо ввести данные об автомобиле.