Что будет, если не прогревать машину на морозе Что будет, если не прогревать машину на морозе

Что будет, если не прогревать машину на морозе

И зачем вообще нужно греть автомобиль

У агрегатов автомобиля есть рабочая температура, при которой они работают наиболее эффективно. Поэтому перед поездкой машину нужно прогреть — запустить двигатель и дать ему поработать на холостых оборотах. Особенно важно прогревать машину зимой. Рассказываем, что будет, если этого не делать.

Детали придут в негодность быстрее

Моторное масло надёжно защищает детали двигателя от износа при рабочей температуре около 90–100 градусов. Пока она ниже, масляная плёнка держится на деталях хуже. Когда двигатель работает на холостых оборотах, масло защищает элементы. Но если начать движение, нагрузка увеличится и детали будут быстрее изнашиваться. Также при отрицательных температурах масло густеет, поэтому насосу сложнее доставлять смазку по каналам двигателя.

Пока двигатель холодный, масло хуже смазывает детали
Пока двигатель холодный, масло хуже смазывает детали. Источник: Shutterstock/Fotodom

Снизится эффективность работы двигателя

При нагреве металл расширяется, поэтому производитель двигателя предусмотрел тепловые зазоры между деталями. Когда двигатель достигает рабочей температуры, зазоры становятся оптимальными. Тогда двигатель может работать с высоким КПД — выдавать номинальную мощность и расходовать мало топлива.

Если начать движение с непрогретым двигателем, то мощность будет меньше, а расход топлива увеличится.

Повысится расход топлива

Чтобы двигатель быстрее прогрелся, электронный блок, который им управляет, повышает обороты. В топливно-воздушную смесь попадает больше топлива, чем обычно. В таком режиме двигатель работает несколько минут. Если сразу начать движение, то расход топлива будет высоким.

На деталях появится нагар

Пока двигатель холодный, в топливно-воздушной смеси больше топлива, чем обычно. Если постоянно ездить на непрогретом двигателе, то на клапанах, поршневых кольцах и свечах появится нагар. Из-за нагара двигатель выдаёт меньше мощности и расходует больше топлива.

Также может начаться расход масла на угар — оно будет сгорать в двигателе. Это может произойти, например, при залегании маслосъёмных колец на поршнях, когда они прилипают к поршню из-за нагара. Тогда нужно будет постоянно следить за уровнем масла и при необходимости доливать смазку. Чем больше масла будет сгорать в двигателе, тем больше будет нагара на его деталях. Поэтому придётся проводить дорогой ремонт.

Смесь с повышенным содержанием топлива сокращает срок службы катализатора — устройства, которое очищает отработавшие газы. Из-за нескольких поездок на непрогретой машине проблем не возникнет, но если так ездить постоянно, то катализатор забьётся. Замена катализатора стоит дорого, а если его удалить, то появится сильный неприятный запах выхлопа.

Что будет, если не прогревать машину на морозе
Из-за нагара на деталях двигатель работает менее эффективно. Источник: Shutterstock/Fotodom

Автоматическая коробка будет жёстко переключать передачи

Рабочая температура автоматической коробки переключения передач (АКПП) — около 75–90 градусов. Если её не прогреть перед началом движения, то она будет жёстко переключать передачи. Из-за этого детали быстрее износятся. Если так ездить постоянно, то коробка выйдет из строя и понадобится дорогой ремонт.

Как правильно прогревать машину

Зимой машину нужно прогревать минимум 5–7 минут. Если температура опустилась ниже −15…−20 градусов, то греть нужно дольше — около 10 минут. Летом достаточно дождаться, пока обороты опустятся до холостых — от 600 до 800 оборотов в минуту, варьируется в зависимости от двигателя. Обороты показывает стрелка на тахометре.

Что будет, если не прогревать машину на морозе
Холостой ход у того или иного двигателя может быть 600–800 оборотов в минуту. Источник: Shutterstock/Fotodom

Даже в мороз дольше 10 минут стоять на месте не нужно, потому что двигатель прогреется, а остальные узлы нет. Затем нужно плавно начать движение и первые 5–10 минут избегать резких ускорений и торможений.

Если машина с автоматической коробкой передач, то после того, как обороты двигателя опустятся до холостых, нужно зажать педаль тормоза и перевести селектор в положение Drive. Затем стоять на месте ещё 3–5 минут. Тогда рабочая жидкость АКПП начнёт циркулировать по каналам и прогреваться.

Чтобы прогреть автоматическую коробку, нужно перевести селектор в Drive и стоять на месте 3–5 минут
Чтобы прогреть автоматическую коробку, нужно перевести селектор в Drive и стоять на месте 3–5 минут. Источник: Shutterstock/Fotodom

Сразу после запуска двигателя не нужно включать печку, потому что из-за этого двигатель будет прогреваться дольше. Отопитель рекомендуется включать через 5-7 минут после начала движения. До этого момента лучше обойтись подогревом сидений.

Как не греть машину и не навредить агрегатам

Если оставлять машину на тёплом паркинге, то время прогрева можно сократить до нескольких минут. Нужно будет дождаться, пока обороты опустятся до холостых. После этого можно плавно начинать движение.

Можно установить предпусковой подогреватель. Это система, которая работает автономно, прогревает двигатель и антифриз. Благодаря этому холодного пуска двигателя не происходит. Также сразу после старта можно включить обогреватель салона — он будет дуть тёплым воздухом за счёт прогретого антифриза.

Такие системы стоят дорого, а устанавливать их нужно в профильных сервисах, иначе могут появиться утечки топлива. Это может привести к возгоранию автомобиля.

Если установить предпусковой подогреватель, то машина будет греться до запуска двигателя
Если установить предпусковой подогреватель, то машина будет греться до запуска двигателя. Источник: Shutterstock/Fotodom
Поделиться: