Как организовать занятия с гиперактивными детьми в домашних условиях Как организовать занятия с гиперактивными детьми в домашних условиях

Как организовать занятия с гиперактивными детьми в домашних условиях

Если нет опыта преподавания

Ребёнка с гиперактивностью не получится обучать по традиционной дошкольной программе. У таких детей внимание более рассеянное, к ним нужен особый подход. Рассказываем, как обучать гиперактивного ребёнка дома, чтобы не отставать от сверстников.

Гиперактивность часто путают с обычной активностью ребёнка. 

Активные дети тоже шумят, бегают, не могут усидеть на месте. Но есть отличия: нервная система гиперактивных детей устроена иначе, они не могут остановиться, а внимание быстро рассеивается. Поэтому обычные правила воспитания не работают. 

Самостоятельно понять, что ребёнок гиперактивный, не получится. Точный диагноз поставит только специалист, обычно это детский невролог, психиатр или психотерапевт.

Установить режим дня и недели

Гиперактивный ребёнок не контролирует свои действия и часто не умеет ориентироваться во времени. Поэтому нужно определить распорядок дня и периодически напоминать ребёнку, чем заниматься сейчас и позже.

В распорядок дня нужно включить:

  • Часовые прогулки или занятия спортом, чтобы ребёнок выплеснул лишнюю энергию.
  • Двухчасовой дневной и десятичасовой ночной сон для отдыха нервной системы.
  • Получасовые-часовые творческие занятия для расслабления.
  • Часовые игры или разговоры с родителями, чтобы ребёнок мог высказаться и обняться.

Неправильно

Правильно

07:30 — подъём

07:30 — подъём

08:00–13:00 — математика, чтение, игры

07:30–08:00 — гигиенические процедуры

13:00–14:00 — обед

08:00–08:30 — завтрак

14:00–16:00 — сон

08:30–09:00 — математика

16:00–16:30 — полдник

09:00–09:30 — перерыв

19:00 — ужин

09:30–10:00 — чтение

21:00 — отбой

10:00–10:30 — перерыв

10:30-11:30 — конструирование из лего

11:30–13:00 — самостоятельная игра

13:00–14:00 — обед

14:00–16:00 — сон

16:00–16:30 — полдник

16:30–18:30 — прогулка

18:30–19:00 — уборка в комнате

19:00–19:30 — ужин

19:30–21:00 — семейный просмотр мультфильма

21:00–21:30 — гигиенические процедуры

21:30 — отбой

Ребёнку с гиперактивностью легче воспринимать информацию визуально. По часам с секторами ему будет проще понимать, что он будет сейчас делать. Такой вариант подойдёт детям, которые хорошо ориентируются в часах или только учатся.

Как организовать занятия с гиперактивным дошкольником в домашних условиях
Часы с режимом дня можно нарисовать и раскрасить вместе с ребёнком

Чередовать нагрузку

Дети с гиперактивностью выполняют одно задание 5–15 минут. Если обычный ребёнок может заполнить целый лист прописей, то ребёнок с гиперактивностью — одну–две строчки. Поэтому задания нужно менять. 

Врачи рекомендуют такую продолжительность занятий:

  • не более 15 минут, если ребёнку 3–4 года;
  • не более 20 минут, если ребёнку 4–5 лет;
  • не более 25 минут, если ребёнку 5–6 лет;
  • не более 30 минут, если ребёнку 6–7 лет.

Если малыш устал или капризничает, нельзя заставлять его заниматься. Лучше сделать перерыв и продолжить позже или на следующий день. 

Если ребёнок увлёкся занятием, не нужно его отвлекать.

Ставить задачи последовательно

Ребёнок с гиперактивностью не запоминает несколько дел подряд. Нужно последовательно проговаривать ребёнку по одному действию, чтобы он мог выполнить инструкцию.

Неправильно

Правильно

Принеси мне со второй полки книжку про Красную шапочку, садись рядом, почитаем вместе.

1. Подойди к книжной полке.

2. Возьми книгу «Красная шапочка» со второй полки.

3. Принеси книгу мне.

4. Садись рядом.

5. Давай вместе почитаем.

Разбавлять учёбу просмотром мульфильмов и играми

Занятия нужно не только чередовать, но и разбавлять отдыхом. Например, посмотреть короткометражный мультфильм или одну серию мультсериала. 

Подойдут такие мультсериалы про активных героев:

  • «Новые приключения Винни-Пуха» — Тигруля;
  • «Маша и медведь» — Маша;
  • «Смешарики» — Крош;
  • «Губка Боб Квадратные Штаны» — Спанч Боб;
  • «Джинглики» — Бедокур;
  • «Лило и Стич» — Стич;
  • «Барбоскины» — Лиза Барбоскина;
  • «Четверо в кубе» — Жёлтый.

Мультфильмы большей продолжительности не подходят для коротких перерывов. Ребёнок не запомнит сюжет и какие события произошли с героями. Такие мультфильмы подойдут для субботнего вечера.

Полнометражные мультфильмы с активными героями для выходного дня:

  • «Гадкий я» — миньоны;
  • «Шрек» — осёл;
  • «Элвин и бурундуки» — Элвин;
  • «Аисты» — Лютик;
  • «Лило и Стич» — Стич;
  • «Суперсемейка» — Шастик.

Из-за рассеянного внимания ребёнку с гиперактивностью тяжело самостоятельно понять и запомнить сюжет. Поэтому родители могут помочь, задавая вопросы по сюжету. 

Ещё гиперактивным детям сложно строить причинно-следственные связи. Поэтому родителям нужно задавать вопросы, например «Как ты думаешь, почему другие герои на него обиделись?» или «Зачем она пошла в лес?»

Как организовать занятия с гиперактивным дошкольником в домашних условиях
Дети осмысливают сюжет, когда родитель задаёт уточняющие вопросы. Источник: Everypixel

Просмотр мультиков можно заменить на короткую игру в течение 5–10 минут. Игры и игрушки нужно менять каждый день, потому что ребёнку с гиперактивностью быстро надоедает одно и то же.

Неправильно

Правильно

Дать ребёнку телефон или ноутбук с игрой.

Вместе найти в коробке с игрушками или в ящике с играми то, что интересно ребёнку. 

Давать задания на внимание

Внимание гиперактивного ребёнка важно регулярно развивать. Поэтому хотя бы два-три раза в неделю нужно включать в игры или занятия задания на внимание.

Для развития подойдут такие задания:

  • «Найди отличие». Нужно взять две похожие картинки, которые отличаются несколькими деталями, и попросить ребёнка найти как можно больше отличий. Начинать лучше с трёх отличий, постепенно увеличивая количество.
Как организовать занятия с гиперактивным дошкольником в домашних условиях
Ребёнку будет проще найти отличия, если их обводить карандашом. Источник: ozon.ru
  • «Что пропало?». Нужно взять игрушки или картинки, которые ребёнок сможет назвать, например машину, домик, медведя. Расположить их в ряд, попросить ребёнка назвать эти объекты и запомнить. После этого нужно попросить малыша закрыть глаза, а затем убрать одну игрушку или картинку. Когда ребёнок откроет глаза, ему нужно назвать, что пропало. Лучше начинать с трёх объектов, постепенно увеличивая количество.
  • «Глаза — уши — нос — рот». В эту игру можно играть не только дома, но и в дороге. Ведущий называет одну часть лица: глаза, уши, нос или рот — и показывает на неё указательным пальцем. Потом игра усложняется: ведущий называет одну часть лица, а показывает пальцем на другую. Например, называет глаза, а показывает на рот. Ребёнок показывает то, что услышит.
  • «Съедобное — несъедобное». Нужно бросать ребёнку мяч и называть что-то съедобное или несъедобное. Например, мяч, кукуруза, дом, земля, земляника, кастрюля. Ребёнок ловит мяч, если названный предмет съедобный, и отбрасывает, если нет.
  • «Домино». Нужно раздать по семь костяшек на каждого игрока, костяшку с одинаковыми с двух сторон картинками положить на середину стола. Игроки ходят по часовой стрелке, подбирая среди своих костяшек ту, которая подходит к одной из свободных сторон костяшек на середине стола.

    Варианты костяшек: числа, геометрические фигуры, буквы, цвета, животные, транспорт, профессии, овощи, фрукты, ягоды.

Как организовать занятия с гиперактивным дошкольником в домашних условиях
Ребёнку будет интереснее играть, если менять домино — выбирать картинки по разным темам. Источник: ozon.ru
  • «Что перепутал художник?». Нужно взять картинки с нелепицами, показать ребёнку и попросить его сказать, что на картинках не так и почему. Например, утка не живёт в будке, вместо неё должна быть собака.
Как организовать занятия с гиперактивным дошкольником в домашних условиях
Чем больше нелепиц на картинке, тем сложнее ребёнку с гиперактивностью увидеть все. Источник: labirint.ru
  • «Лабиринты». Нужно нарисовать лабиринт на бумаге или взять готовый. Сначала лучше использовать вариант с одним героем, которому нужно добраться до конца. Со временем задание нужно усложнять — добавлять героев, запутывать проходы, делать несколько входов или выходов.
  • «Дубль», или «Доббль». В этой игре всем игрокам раздают равное количество карточек, а одну оставляют на середине стола. Игра сделана так, что на любой паре карточек найдётся один совпадающий предмет. Игроки находят, что совпадает из их стопки с карточкой посередине стола, называют предмет и кладут свою карточку сверху карточки в центре.

    Второй вариант — раздать по одной карточке всем игрокам, а на середину стола положить стопку. Игроки ищут совпадение на своей карточке с той, что лежит сверху стопки, называют предмет и забирают карточку себе.
Как организовать занятия с гиперактивным дошкольником в домашних условиях
Первое время ребёнку может быть сложно искать одинаковые предметы, поэтому нужно играть хотя бы раз в неделю. Источник: ozon.ru
Поделиться: