С развитием цифровых технологий телефонные мошенники придумывают всё новые схемы обмана. В результате их жертвами становятся тысячи людей. Рассказываем, какие методы обмана используют телефонные мошенники и как от них защитить себя и своих близких.
«Родственник в беде»
Мошенник звонит и сообщает, что ваш близкий человек попал в ДТП или совершил правонарушение и теперь в полиции. Тот, кто звонит, может представиться знакомым вашего родственника или просто случайным свидетелем. После этого он передаёт телефон якобы сотруднику ГИБДД или полиции, который подтверждает произошедшее.
Жертве предлагают решить проблемы родственника после перевода денег на карту. Чтобы получить деньги, мошенники давят и настаивают, что вопрос надо решить срочно.
Как защититься: прервать разговор и перезвонить родственнику.
Мошенники используют для обмана не только телефоны. О том, какие методы подстав используют автомошенники, рассказали в статье «10 видов автомошенничества и как от них защититься».
«Жертва мошенников»
Мошенник звонит и представляется полицейским, который расследует дело о подделке документов или мошенничестве. Сам человек, по словам звонящего, проходит по делу свидетелем или даже пострадавшим — якобы на его имя пытались оформить кредит по доверенности или снять деньги со счёта.
Чтобы убедить собеседника, к разговору подключают «сотрудника Центробанка» или любого крупного банка, в котором у жертвы вообще может не быть счёта. Человека уговаривают перевести деньги со счёта в надёжное место, чтобы его деньги не похитили мошенники.
Как защититься: спросить, куда можно подъехать, чтобы пообщаться с сотрудником полиции и ознакомиться с делом, не говорить никому свои данные счёта и карты по телефону и не переводить никуда деньги по указаниям неизвестных людей.
Ссылка на вирус
Абонент получает СМС с просьбой перейти по ссылке в сообщении. Если кликнуть по ссылке, телефон заражает вирус, который списывает все деньги с мобильного счёта. Подобные СМС могут мимикрировать под сообщения мобильного оператора после подключения какой-либо услуги.
Как защититься: не переходить по ссылкам в сообщениях, любую информацию об услугах оператора проверять на сайте компании или по телефону горячей линии.
«Выигрыш в лотерее»
Мошенник звонит под видом ведущего популярной радиостанции или сотрудника оператора связи. Поздравляет с выигрышем в лотерее и просит связаться с организатором, чтобы получить приз. Когда человек перезвонит по названному номеру, ему говорят, что, прежде чем получить выигрыш, ему нужно поделиться реквизитами карты и заплатить налог на доходы физлиц. После оплаты «налога» жертва остаётся без приза, без денег и со скомпрометированной картой.
Как защититься: не сообщать никому данные карты и помнить, что налоги не платят до получения дохода, только после.
Просьба перезвонить
Абоненту приходит СМС с незнакомого номера с просьбой перезвонить. Причиной для звонка может быть что угодно — помощь другу, смена тарифа, проблемы со связью или с банковской картой. Когда человек перезвонит, его держат на линии и за это время со счёта списываются деньги.
Как защититься: не перезванивать на незнакомые номера, условия по тарифам и обслуживанию уточнять по официальным телефонам операторов и банков.
Ежедневно мошенники обманывают сотни людей. Проверьте, насколько вы бдительны, с помощью теста «Сможете ли вы распознать мошенников?».
«Перевод по ошибке»
Абоненту приходит СМС о зачислении средств на счёт, а следом чьё-то сообщение, что перевод был сделан по ошибке, с просьбой вернуть деньги по указанному номеру. В реальности, конечно, такого перевода не было. Иногда мошенники даже отправляют оба сообщения с одного номера телефона, надеясь на невнимательность абонентов.
Как защититься: проверить свой баланс в онлайн-банке или у мобильного оператора. Если поступления от незнакомца были, сообщить об этом сотруднику банка или оператора в чате поддержки или по официальному телефону банка.