Как я дважды обогнула Землю на попутках: опыт автостопщицы

автостоп

АВТОР

Отчаянная путешественница

За два с небольшим года я объехала автостопом 20 с лишним стран. Суммарное расстояние, которое я преодолела попутками, приближается к двум экваторам. За это время перед моими глазами пронесся калейдоскоп людей разных профессий, взглядов и увлечений.

Как я начала путешествовать

Впервые я прокатилась автостопом в 19 лет. Приятельница предложила мне куда-нибудь съездить на зимние каникулы. Выбрали Казань. За неимением денег решили добираться бюджетно — от Москвы до Мурома на электричках зайцами, а после — попутками.

Мы серьезно рисковали. Отправились зимой без навигатора, мобильного интернета (его тогда еще не существовало) и денег на обратный билет. К вечеру мы доехали только до Нижнего Новгорода, там переночевали у знакомого. В итоге весь остаток отдыха и провели в этом городе.

Хотя мы и не достигли цели, это мини-путешествие привело меня в восторг. Я открыла для себя, что можно перемещаться на значительные расстояния без особых затрат.

Поначалу я путешествовала на небольшие расстояния — в пределах одного дня езды. Окончив университет, мы с молодым человеком отправились автостопом на Байкал. Расстояние в пять с лишним тысяч километров казалось серьезным вызовом. Но мы успешно добрались до самого глубокого в мире озера и вернулись обратно, посетив по пути шесть городов: Челябинск, Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск и Иркутск.

Нас подвозят на мотоблоке с прицепом в Болгарии

Вскоре я расширила географию своих поездок, начав путешествовать по странам, языка которых даже не знала. Все оказалось элементарно. Достаточно было поздороваться и назвать город, куда едешь. Обычно после этого мне дружелюбно предлагали сесть в машину. Например, я проехала по Марокко три тысячи километров, выучив на местном языке только: «здравствуйте», «спасибо», «красиво», «вкусно» и «бесплатно». Отмечу, что чем безопаснее в той или иной стране и чем выше уровень жизни, тем менее охотно люди подбирают незнакомцев на дороге. Они не понимают, почему ты не можешь позволить себе купить билет.

Мы впятером не влезли в кадр, но вместились на заднее сиденье машины в Марокко

Впоследствии, уже когда я начала зарабатывать и могла себе позволить заплатить за путешествие, я не забросила свое увлечение автостопом.

Почему автостоп круче самолета

Автостоп — прекрасный способ увидеть страну или регион изнутри. Новые знакомые охотно рассказывают о местных традициях и жизни, советуют крутые локации, помогают осваивать азы языка. Ты перенимаешь их опыт и начинаешь смотреть на мир шире. При этом ты узнаешь изнанку чужой жизни, которую люди готовы показать только тому, кого никогда больше не увидят.

В Румынии поймали хиппи-автобус с путешественниками из Ливана, направлявшимися в Германию на завод Folkswagen

Тебя может подобрать кто угодно: строитель, художник, охотник или бизнесмен. Однажды в Болгарии нас подвозил на «газели» малоизвестный артист. По его словам, он даже играл в паре русских фильмов, а в «несезон» — то есть зимой — занимался перевозками. На смеси болгарского и плохого английского он поведал нам, как однажды его машину украли цыгане, надеясь, что в кузове найдется что-нибудь съестное. Но, по словам болгарина, добычей они оказались не удовлетворены — почему-то закричали и убежали. Мы предположили, что угонщиков разочаровал пустой салон, — но водитель рассказал, что осматривавший его машину дорожный полицейский отреагировал аналогичным образом.

Преодолев языковой барьер, мы поняли, что ехали в катафалке

После мужчина и вовсе нас запутал, сообщив, что завтра повезет в салоне-холодильнике двоих пассажиров при минусовой температуре. На вопрос, за что людям предстоят такие страдания, он ответил лаконично: «Воняют». Совместными силами нам удалось преодолеть языковой барьер — в конце концов мы догадались, что ехали на… катафалке. Мы долго смеялись, осознав, какой «груз» заставил воришек-цыган с криками убежать.

Как правило, автостопщиков подвозят добрые и отзывчивые люди. В Марокко нас пригласили на дегустацию на устричную ферму. В Хорватии водитель, узнав о моем увлечении заброшенными местами, отвез в огромное бомбоубежище, где некогда был по службе. В Германии русскоговорящий мигрант-казахстанец провел мне экскурсию по городу. Нас часто везли лишние километры, угощали в кафешках и приглашали переночевать.

Водитель пригласил меня и друзей попробовать устриц на ферме под Касабланкой (я снимаю)

Но правильный автостопщик — не потребитель. Он стремится платить за добро добром. Развлечь интересной беседой, поделиться знаниями или выступить в роли штурмана. Я бронировала путешествовавшим по России китайцам отель, практиковала английский с детьми на пассажирском сиденье, делилась едой и лекарствами. А однажды мне довелось писать речь на свадьбу дочки подвозившего нас дальнобойщика.

Из истории вопроса

В 60-е годы в СССР автостоп начали продвигать на официальном уровне как недорогой способ совершать туристические поездки. Путешественнику необходимо было приобрести книжку с отрывными талонами «Автостоп» на разный километраж и выписывать их подвозившим водителям. В конце туристического сезона по этим талонам устраивали розыгрыш призов среди автомобилистов.

Так выглядели призы для тех, кто подвозил автостопщиков

Позже движение вышло из-под государственной опеки и стало развиваться стихийно. Возникли клубы автостопщиков — например, Петербургская Лига Автостопа, Гильдия Мастеров автостопа или Академия Вольных Путешествий.

У клубов автостоперов есть своя форма

Сейчас автостопщики-профессионалы относятся к такому передвижению как мастерству и даже спорту. Они придумывают правила и методики, тестируют свои навыки в групповых соревнованиях на скорость. Я с уважением отношусь к их почти научному подходу. Но сама воспринимаю автостоп проще — как приключение. В одном я с гуру солидарна. Грамотное поведение на трассе — залог успешной поездки.

Члены клубов планируют групповые поездки как серьезную операцию

Подготовка к путешествию

У автостопщиков есть своя википедия — Hitchwiki. Обычно перед выездом я ищу на сайте статью о городе, откуда стартую. Там можно прочесть подробные советы других автостопщиков, как добраться до нужной трассы. Вплоть до номеров общественного транспорта. После этого на онлайн-карте я прокладываю маршрут до пункта назначения. Обычно навигатор советует федеральную трассу. Лучше избегать малоизвестных, пусть и более коротких дорог. Водителей там слишком мало. Обязательно отмечаю на карте остановки автобусов или электричек в пешей доступности от выбранной магистрали.

То, что должен иметь с собой автостопщик:

За несколько лет я так и не завела специальной куртки для автостопа, обшитой светоотражайками. Но чистая и яркая одежда в комплекте с большим туристическим рюкзаком повышают шансы поймать машину. Девушке лучше надеть брюки. Юбка или короткие шорты — неудачный вариант. У водителей может создаться впечатление, что барышня вышла на трассу не сэкономить, а заработать.

Выбор места

Удачная позиция (так автостопщики называют место для «ловли» машины) должна быть удобной для остановки авто и хорошо просматриваться. Хорошо подойдет широкая обочина или достаточной длины дорожный карман, въезды или выезды заправок.

На автобанах, где тормозить запрещено, «голосуют» как раз на выезде с заправок, стоянок и придорожных кафе. Ловить машину под мостом или в тоннеле, посреди перекрестка, на съезде с горки или подъеме, рядом с отбойником или сразу за поворотом — провальная и даже опасная затея.

Голосование

При виде машины я уверенно поднимаю правую руку и большой палец вверх. Смотрю водителю прямо в глаза, чтобы у него создалось впечатление, что я безмолвно обращаюсь именно к нему.

В дороге по Хорватии познакомились с американцем и продолжили путь втроем. Соревнуемся, кто быстрее поймает машину

Когда кто-нибудь затормозит, подхожу к машине и говорю (за границей — показываю в мобильном переводчике на экране смартфона) что-то вроде: «Здравствуйте! Я еду автостопом в сторону города N. Пожалуйста, подвезите, пока вам по пути». Сразу уточняю, что рассчитываю проехать бесплатно.

Важно помнить, что чистая одежда и отсутствие неприятных запахов — залог успеха, поэтому нужно заранее подумать о гигиене. Привести себя в порядок, как правило, можно на заправках или в придорожных кафе.

Я не называю слишком далекий пункт назначения. Добродушный дедок на «запорожце», который едет на дачу в Подмосковье, может отказаться везти в сторону Новосибирска.

Поведение в машине

Получив согласие, сажусь в машину и благодарю водителя. По моим наблюдениям, большинство автомобилистов подбирает автостопщиков, чтобы скоротать время в пути за беседой. Я начинаю с представления и небольшого рассказа о цели своей поездки. Если водитель отвечает односложно или включает музыку погромче — лучше замолчать.

Черногорский водитель с бульдогом на коленях знал по-английски буквально пару фраз, одна из них: «Do you wanna smoke?» («Курить будешь?»)

Я прошу предупредить меня за несколько километров до того, как наши пути разойдутся. Это дает мне время собраться и приглядеть удачную позицию на обочине. На прощание я благодарю водителя, желаю ему хорошей дороги и иногда дарю на память фотографию из путешествия.

Как избежать рисков

Самый распространенный вопрос, который задают водители: «Не боишься вот так одна ездить?» Если честно, я каталась попутками так много раз, что просто перестала испытывать страх.

Я как шахтер или пожарный: осознаю риски, но привыкла к ним

Пока ничего ужасного со мной не случалось. Надеюсь, и не случится. С десяток раз доводилось ездить с водителями в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. По-хорошему, в этом случае в машину лучше не садиться. Но при знакомстве они держались бодро, и мы слишком поздно понимали, что человек под допингом. В Марокко или Грузии водить «накуренным» и предлагать «угоститься» попутчикам — вообще обычное дело.

Я и застопленная машина где-то в Марокко

Как не стать объектом приставаний

Когда я езжу одна, пожалуй, каждый десятый водитель предлагает мне «отдохнуть» и «поразвлечься». Раньше меня это смущало. Теперь же я отвечаю жестко: «Если вы меня только ради этого подобрали — можете прямо здесь высадить, я другую машину поймаю».

Обычно прямота отрезвляет ловеласов. Они оправдываются: извини, мол, я только из интереса, попытка — не пытка. Если после моего отказа водитель больше не затрагивает эту тему — едем дальше как ни в чем не бывало.

Но однажды ситуация немного вышла из-под контроля. Горячий водитель из южной республики откровенно пытался развести меня на секс. Он игнорировал все мои возражения и искренне не понимал, почему я не хочу предаться утехам. Когда он попытался схватить меня за грудь, я потребовала остановить машину и вышла прямо посреди автобана.

Криминальные истории

Из широкого круга друзей-автостопщиков в серьезные ситуации попадали только двое. Моему щуплому приятелю пришлось отдать все деньги и айфон громиле-кавказцу, который угрожал избить его до полусмерти. Другой товарищ путешествовал со своей девушкой по Казахстану. Они приняли приглашение на шашлыки от подвозившей их парочки. В пиво ребятам подмешали снотворное, наутро они очнулись уже без вещей.

При этом автомобилистам подбирать на трассе незнакомцев тоже страшно. В лучшем случае попутчик заляпает грязными ботинками салон… Водители боятся, автостопщики боятся — но все же первые подбирают вторых. Чудо человеческой взаимопомощи случается, магия автостопа работает. Вот почему я до сих пор предпочитаю попутки самолетам. Этот вид путешествий возвращает мне веру в людей.

Как обезопасить себя на дороге

Не садитесь в машину, если водитель находится в невменяемом состоянии или производит неприятное впечатление. Откажите под вежливым предлогом: мол, не хотите ловить попутку на короткое расстояние.

Употреблять алкоголь в поездке не стоит. Это невежливо по отношению к водителям и просто небезопасно.

Не демонстрируйте большие суммы денег и ценные вещи и не упоминайте о них. Следите за своим рюкзаком.

Будьте аккуратны с обсуждением острых вопросов — о политике, религии и пр. Если беседа ушла не туда, а водитель проявляет агрессию — предложите сменить тему.

Самостоятельно следите за дорогой по указателям и навигатору. Не позволяйте увезти вас с трассы! На магистрали с густым потоком вы в относительной безопасности, на проселочной дороге — беззащитны.

Если ловите машину ночью, вас должно быть хорошо видно. Вставайте в освещенных местах, надевайте одежду со светоотражающими элементами, подсвечивайте себя с помощью фонарика.


Комментарии 5

Написать
Роберт Руэда Роберт Руэда
Видно , что автор понятия не имеет о науке женской безопасности,. а при таком хобби её надо знать лучше арифметики. Продолжение обязательно кончится печально Те. кто был, изнасилован, избит, или ограблен не очень любят рассказывать о том, что с ними сделали. т.к. точно знают реакцию людей. Мужчины с автостопом — это одна песня, женщины — совсем другая. Каждая. знает, что может быть изнасилована , но едут. Это говорит о том, что не так страшно для них это преступление.Второе объяснение — это представительницы армии глупых .Они уверены, что они особенные и с ними всё будет нормально.
Ответить
Димам
Ясен куй каждая 2я шалава,работать не хотят,вот и..
Ответить
Sigizmud Ahambek
Это ты про девушку свою? Сочувствую.
Ответить
Вячеслав Иванов Вячеслав Иванов
Сказки рассказывает)) наверно с каждым в машине))
Ответить
Sigizmud Ahambek
Ещё один мечтатель, ты с каждым в машине? Ну нечего этого стеснятся. Прогрессивное общество тебя поймет.
Ответить
Написать