Мой полет с «крыши» Европы: первый в истории спидрайдинг с Эльбруса Мой полет с «крыши» Европы: первый в истории спидрайдинг с Эльбруса

Мой полет с «крыши» Европы: первый в истории спидрайдинг с Эльбруса

Рассказываю о зарождении нового спорта и авантюре, завершившейся скоростным спуском на крыле с самой высокой точки Европы
Полет над вечными ледяными скалами в сложных погодных условиях на пределе возможностей и без права на ошибку. Такой стала первая «телепортация» с крыши Европы.

Зачем мне это

Я родился на Урале. Как и большинство жителей региона, с детства катался на беговых лыжах. Но привлекали меня перепады высот и, главное, скорость.

Начинал с парашютного спорта, когда активно развивались его гибридные варианты. Идея лететь и играть с рельефом витала в воздухе. В прямом и переносном смыслах.

Как зарождался спидрайдинг

В 2005 году я оказался во Франции с основоположниками спидрайдинга: тестировал первые крылья-спидглайдеры, участвовал в неформальных ивентах и официальных чемпионатах еще зарождавшегося направления.

Для меня спидрайдинг оказался гораздо более инновационным, креативным и зрелищным, чем традиционный парашютный спорт. Горные лыжи в трех измерениях, контакт с рельефом, выбор маршрутов и линий, игра с несколькими природными элементами одновременно.

Спидрайдинг — скоростной (до 100 км/ч) полет с элементами воздушной акробатики и катания на горных лыжах вне трасс с уменьшенным парашютом или параглайдером.
Спидфлаинг — летний вариант спидрайдинга.

Почти 10 лет я был единственным русским на международных соревнованиях. Их было немного, собственно, около 10. В Андорре, например, взял третье место в классификации по отдельной дисциплине спидрайдинга – в слаломе. Во Франции в Coupe Icare Blanche – приз зрительских симпатий, а на эвенте Têtes En L’Air – первое место.

Интерес к спидрайдингу в России растет, а оборудование становится все более доступным по сравнению с тем же скайдайвингом (свободным падением, выполнением акробатических трюков после прыжка с парашютом, с раскрытием купола ближе к земле. — ред.).

На видео – полеты Сергея Ала на «крыле». Нарезка

Чтобы стать спидрайдером, нужно:
  • уверенно владеть горными лыжами и фрирайдом;
  • пройти курс обучения у опытного наставника. Тренер заложит основы безопасного катания и поможет выбрать снаряжение (от 70 тысяч рублей).

Как родилась идея летать на Эльбрусе

На первый в истории спуск спидрайдингом с Эльбруса в 2016 году решились мои французские друзья. Меня позвали с собой. Хотя опыта в альпинизме у меня не было, я согласился.

Команда первопроходцев слева направо: Макс Кавалад – профессиональный спортсмен, инструктор лыжного и парашютного спорта, Франсуа Бон – легендарная фигура, тренер французской национальной команды акро-параглайдинга, Иоан Кастаньоли – многократный чемпион мира и тренер по спидрайдингу, Сергей Ал

Восхождение

Наш базовый лагерь располагался на высоте 3800 метров. Это чуть выше конечной станции подъемников на Эльбрус Гара-Баши. Это удобное место с точки зрения логистики и подходящая высота для подготовительной высокогорной акклиматизации. Однако все пошло не по плану.

Из-за плохой погоды нам пришлось сократить стандартную программу в два раза и начать восхождение на четыре дня раньше намеченного.Акклиматизироваться мы, естественно, не успели.

Первые выбывшие

Старт оказался тяжелым. «Тихим» день тоже не выдался.

Порывы ветра достигали 80 км/ч. Наша группа была одна на маршруте

Из-за первых признаков горной болезни Иоан повернул назад, пока у него была возможность спуститься в базовый лагерь в одиночку. Мы смогли продолжить подъем.

Путь к вершине

Команда Сергея на пути к вершине. От идеи идти на лыжах пришлось отказаться

Рюкзаки были гораздо тяжелее обычных — около 10–15 кг против традиционных 5–7. Помимо стандартного альпинистского комплекта — ледорубы, веревки, каски, страховочные системы — мы несли наши крылья-спидглайдеры и лыжи, на которых и планировалось идти.

Снег, однако, оказался жестким и обледеневшим. Пришлось подниматься в кошках и с ледорубами. Временами порывы ветра давали почувствовать всю ширину наших лыж за плечами — нас почти сбивало с ног на самой крутой части маршрута.

Мы страшно устали. Организм бунтовал, не успевая акклиматизироваться. Сил на спидрайдинг не осталось. Мы мечтали вернуться в базовый лагерь без потерь.

Сергей Ал на Эльбрусе

Первый полет

На вершине стало очевидно: ветер не стихнет. При такой скорости и порывах было бы просто безумием разворачивать наши крылья. Обсуждать было нечего, мы начали обычный спуск на лыжах.

Я был самым малоопытным участником экспедиции, в том числе и во владении горными лыжами. Мои товарищи за пару минут исчезли из виду, а я продолжал бороться с обледеневшей поверхностью на спуске. Надежда добраться до лагеря стала исчезать. Тогда я решил рискнуть.

5 642 метра. Высшая точка Европы и России

Старт

Я достал крыло, положил его на снег и начал движение. Спидглайдер постоянно норовил сложиться.

Взлететь получилось близко к вершине. Только спустя время я осознал, насколько рисковал: турбулентность и я без сил. Полет грозил быть последним. Мои более опытные товарищи поступили разумнее, спустившись ниже.

Спуск

Я летел над непроходимыми южными ледниками Эльбруса. Они тянутся огромным белым полем почти до горизонта и на первый взгляд не представляют никакой опасности. Однако под снегом скрываются бездонные расщелины, прикрытые тонкой ледяной коркой. Условия не оставляли права на ошибку. То касаясь лыжами их поверхности, то взлетая на метр вверх, я подумал: «Что же я делаю здесь, на вечно ледяной чужой планете?»

Под снегами южных ледников Эльбруса — бездонные расщелины

Спидрайдингом в полном контакте с рельефом я смог пройти лишь седловину между вершинами и нижнюю часть маршрута ближе к скалам Пастухова (первая треть традиционного пути восхождения — ред.)

На видео — спуск Сергея с Эльбруса.

Эмоции первопроходца

Красота бескрайнего поля южных ледников, на которое лег первый лыжный след – ощущение сюрреалистичности не исчезало ни на секунду. Кислородное голодание, конечно, сыграло в этом не последнюю роль.

Чуть позже выяснилось, что Франсуа тоже смог достать крыло и пройти часть маршрута. Наш спуск с вершины, занимающий обычно несколько часов, на спидрайдинге занял всего несколько минут.

Победа

Праздновали пару дней… лежа. Сложности акклиматизации не прошли бесследно. Но это был настоящий праздник. Месяцы подготовки, сомнения… Только завершив спуск, мы адекватно оценили всю опасность нашей затеи. Радовались не только достижению цели, но и тому, что все смогли вернуться целыми.

В последние дни на Эльбрусе стояла тихая и солнечная погода. Видимо, грозная гора усмехнулась нам вслед. Мы смогли прокатиться по свежему снегу уже вчетвером, на уровне скал Пастухова. Это всего на 400–500 метров выше базового лагеря.

СКОЛЬКО СТОИТ

Необходимо уверенно владеть горными лыжами и фрирайдом, не бояться скорости и высоты и объективно оценивать свои силы

ОГРАНИЧЕНИЯ

Новое обмундирование — 2000 евро (140 тысяч рублей), с рук — 1000 евро (70 тысяч рублей).

Фото: из личного архива Сергея Ала

Поделиться: