«Вспоминались тысячи затонувших здесь кораблей». Как я обогнул мыс Горн «Вспоминались тысячи затонувших здесь кораблей». Как я обогнул мыс Горн

«Вспоминались тысячи затонувших здесь кораблей». Как я обогнул мыс Горн

Рассказываю о недельном плавании по самым опасным морским водам в мире
Я — моряк в третьем поколении и яхтсмен со стажем. Мне понадобилось 45 лет, чтобы осуществить мечту детства и закрыть гештальт всех мореплавателей. Я обогнул мыс Горн в Патагонии — главный и самый опасный остров на пути капитанов кругосветных плаваний прошлого. За 400 лет здесь потерпела крушение примерно тысяча судов и кораблей. Для моряка обогнуть Горн — все равно что покорить Эверест.

Почему мыс Горн

Пасть Дьявола, Кладбище кораблей, Старый Людоед — такие прозвища дали мысу мореплаватели. Все 300 дней в году здесь идет дождь и дуют жуткие ветра.

Пока не было Панамского канала, попасть в Тихий океан, не обогнув Горн, было невозможно. В середине XIX века моряки закладывали два-три месяца на этот небольшой отрезок пути.

Справка

Мыс Горн — крайняя южная точка архипелага Огненная Земля. Расположен на берегу пролива Дрейка с самым мощным в мире течением западных ветров. Через мыс в XVII–XVIII веках проходили торговые пути, поэтому суда массово плыли сюда на свой страх и риск. Около двух месяцев корабли огибали коварный остров, и каждый третий парусник проигрывал битву с океаном.

Капитану, чья команда оставалась в живых, прокалывали левое ухо и вдевали серьгу. Это считалось безмерно почетным знаком. А еще каждый моряк, прошедший сквозь Пасть Дьявола под парусом, имел право класть ноги на стол в любой портовой таверне.

Тот самый непокорный мыс Горн

Я мечтал обойти мыс Горн с детства, когда читал о плаваниях Магеллана и Фрэнсиса Дрейка. Уже в более зрелом возрасте понял, что хочу сделать это в качестве капитана яхты, а опыт и навыки уже имелись. Пять лет назад я начал собирать информацию о подобной экспедиции.

Мыс Горн считается Эверестом для мореплавателя

Первая попытка. Неудачная

Узнал, что лучше всего взять яхту напрокат в чилийском городе Ушуайя. Это самый южный город на планете, и он расположен ближе всего к мысу, в полутора днях плавания. Но арендовать яхту можно только вместе с капитаном, который знает маршрут и гарантирует безопасность.

Для путешествия нужно было собрать команду из четверых. Я долго искал попутчиков, в том числе в соцсетях. Но никто не откликнулся. Сезон закончился, и исполнение мечты пришлось отложить.

Как собрать команду

Через год внезапно мне в «Фейсбуке» написал неизвестный мужчина. Он заявил, что очень хочет отправиться на мыс Горн. Я не верил. Не верил, и когда подтянулись другие. В итоге собралась команда из шести петербуржцев от 35 до 45 лет — предприниматели и один сотрудник Газпрома. Мы познакомились за неделю до поездки и сразу подружились. Все плавание травили байки и шутили, умудрились ни разу не поссориться.

Никаких корочек для плавания на мыс Горн не требуется. Нужны лишь авантюрное желание и немного опыта морских походов. Со вторым компонентом дела обстояли хуже: двое из нашей команды никогда не ходили в море. Для подобной экспедиции это было исключение, обычно люди без опыта на такую авантюру не решаются. Впрочем, новички не повернули назад, сказав, что в компании опытных моряков им не страшно.

Наша команда в Ушуайе, на фоне списанного аргентинского военного корабля

В Ушуайе к нам присоединился еще один морской волк — капитан арендованной яхты. Его звали Мики. Он говорил на родном испанском, а также на английском, немецком и итальянском. К 40 годам он более 50 раз обогнул мыс Горн и знал на пути к нему каждую бухточку.

Опасности экспедиции на мыс Горн

Погода

Расстояние от Ушуайи до мыса Горн можно пройти за полтора дня. Но из-за погодных условий экспедиция занимает неделю. Приходится ждать так называемые окна — короткие периоды относительного затишья.

Погода вокруг мыса Горн крайне переменчива, только ветер и дождь неизменны. В современных условиях температуру и другие показатели узнают по погодным моделям. Четких прогнозов на сутки здесь просто не существует.

На мысе есть отдельная метеостанция. Она передает предупреждения на ближайшие пару часов. Капитан каждой яхты должен выходить на связь со спасательными службами раз в два часа. Если он этого не сделает, автоматически начнется спасательная операция. Хозяин судна должен четко следить за погодой и понимать, выдержит ли его корабль катаклизмы. Порты постоянно закрывают на несколько дней из-за шторма. В этом случае остается сидеть и ждать.

В месяц к юго-западу от мыса Горн образуется в среднем 24 циклона. Это значит, что ветер всегда сильный с переходом к штормовому

Ветер и качка

Постоянный дождь и сильный ветер тяжело переносить чисто физически. Болезненные ощущения от капель воды обычно возникают при ветре от 30 узлов. В районе мыса Горн дует 50–60 узлов (под 100 км/час). Водная взвесь в воздухе при этом превращается в тысячи иголок и буквально скоблит лицо. Из-за сильного ветра волны становятся «острыми», и яхту может перевернуть. Если кто-то из команды упадет в воду, не факт, что его удастся выловить в таких бурных водах и при температуре +5 градусов.

Для людей, которые никогда не были в море, особую сложность представляет качка. Если опыта хождения под парусом нет, человека может тошнить на протяжении всего плавания. Поэтому я рекомендую заранее несколько раз покататься на яхте, чтобы привыкнуть к волнам. Можно уменьшить это ощущение препаратами типа «Драмины», но в этом случае притупляется и восприятие окружающей действительности. Что на мысе Горн, с его необычной флорой и фауной, особенно обидно.

Бюрократия

Мыс Горн принадлежит Чили, а Ушуайя с яхтенной стоянкой — Аргентине. Поэтому нам предстояло пройти две границы в одну сторону, а затем повторить процедуру по пути в другую. Оформить это документально нужно было в Пуэрто-Вильямс. Еще одна загвоздка — Чили разрешает плавать в своих водах только яхтам с чилийским же флагом, если это путешествие коммерческое. Поэтому нам пришлось уверять пограничников, что за аренду яхты мы не платили ни копейки. Каждый член команды должен был заполнить по пять анкет на испанском языке. Если бы не наш капитан, мы бы ни за что не справились с этой задачей.

Маршрут экспедиции

Основные затраты на экспедицию

Итого 243 200 рублей в оба конца


Путь к Старому Людоеду

Старт

В конце января мы выехали из Петербурга в Париж, а затем в Буэнос-Айрес. Через полтора дня пути и восемь часовых поясов мы добрались до Ушуайи. Это аккуратный уютный городок. В него приходят большие круизные суда, поэтому есть инфраструктура для туристов. Много кафе, ресторанов, магазинов с сувенирами. Однако все это актуально для центральных улиц. Стоит отойти чуть в глубь острова — разруха и бедность. Кроме того, чувствуются следы Фолклендского конфликта с Великобританией. Вокруг стоят памятники местным полководцам и уличные стенды с фамилиями погибших и призывом хранить о них светлую память.

История

Фолклендская война шла между Аргентиной и Великобританией за территории в Южной Атлантике: Фолклендские острова, а также Южную Георгию и Южные Сандвичевы острова. Конфликт продлился 74 дня и завершился поражением Аргентины 14 июня 1982 года. Во время боевых действий погибло 649 аргентинских и 255 британских военнослужащих.

В местном яхт-клубе мы встретились с капитаном Мики, осмотрели судно. И уже следующим утром рассекали воды канала Бигля на пути к мысу Горн. На всю экспедицию у нас была неделя, в которую мы надеялись уложиться. Путь лежал на Пуэрто-Вильямс для подписания всех пограничных бумаг.

Наша яхта

Несмотря на стесненные условия, нам было вполне комфортно. На яхте располагалась носовая каюта с двумя койками, которая закрывалась. В середине салон, а в кормовой части — полки для сна в два ряда. Примерно как в поезде.

Индейцы и яхты в Пуэрто-Вильямс

Преодолев бюрократические формальности в Пуэрто-Вильямс, мы надеялись двинуться дальше. Но погода решила иначе. Мы застряли на три дня в ожидании окна. Пришлось изучать сам Пуэрто-Вильямс — это военно-морская база, вокруг которой и крутится вся жизнь в городке.

Город разделен на две части. Первая, милитаристская, выкрашенная, вычищенная и отутюженная. В ней размещаются белоснежные здания штаба военно-морской базы и мэрии. Вторая — унылая, деревенская. Здесь расположены бараки, где коротают дни местные индейцы. Никакого светлого будущего они для себя не видят. В основном живут за счет того, что сдают дома туристам-трекерам.

Как-то мы зашли в местный магазин. Решили сделать приятное молодой продавщице. «Нам у вас очень нравится», — заметил один из нас. Женщина зашлась в таком зловещем хохоте, что стало не по себе. «Посмотрите вокруг! Что в этой дыре может нравиться?» — воскликнула индианка.

Нас больше всего интересовал яхт-клуб. Он выглядел как старое деревянное судно, к которому пришвартованы с обеих сторон различные яхты. Внутри — салон с латунным машинным телеграфом, штурвалом и прочими мореходными атрибутами. На главной палубе в надстройке был бар, Интернет, душ и туалет. Периодически на корабле устраивали вечеринки, если с плавания одновременно возвращались несколько яхт. В местном баре мы и коротали дни вынужденной стоянки.

Интерьер яхт-клуба

Последние мили к мысу Горн

Наконец мы отплыли к очередной точке нашего маршрута — Пуэрто-Торо. По дороге встретили лежбище пингвинов. Они на берегу похожи на толпящихся людей, а в воде не сильно отличаются от уток.

Сам Пуэрто-Торо — пограничная застава, причал и больше ничего. В местечке один магазин да оставшиеся со времен войны окопы. Мы провели ночь на яхте и утром отправились дальше.

Пуэрто-Торо

Нас ждал самый тяжелый участок пути. Нужно было выйти из канала Бигля, пересечь бухту Нассау, войти в пролив Браво в Волластонском архипелаге и через 15 миль (24 км) подойти к острову Горн с запада. Обогнув мыс Горн, мы должны были высадиться на одноименном острове.

Мыс к себе не подпустил

Мы достаточно спокойно прошли буйные воды бухты Нассау, с которой пришлось сражаться уже на обратном пути. И вот на горизонте показался он, мыс Горн.

Среди волн мы увидели мыс Горн

Мы увидели огромные скалы и гигантские волны на стыке двух океанов. Водяная зыбь то скрывала каменные громады от путника, то оголяла. Проплываешь мимо и понимаешь, что порыв ветра может насадить твое судно на камни. Из-за водного тумана возникало ощущение какого-то мистического занавеса. Невольно вспоминались тысячи затонувших здесь кораблей. Не зря мореплаватели обходят мыс за 50–60 миль — слишком мелко и убийственной высоты волны.

Огромные волны не давали приблизиться к мысу

Мы хотели зайти на остров Горн и встать на якорь, осмотреть маяк. Но погода не позволила.

На краю мыса стоит знак, символизирующий границу двух океанов

Тяжелая швартовка и кульминация

Пришлось обогнуть мыс и отправиться на якорную стоянку в Пуэрто-Максвелл. Там нужно было одновременно поставить яхту на якорь и привязать ее к местным деревьям. Иначе судно снесло бы на скалы. На эти действия у нас ушли последние остатки сил. Но как только мы закончили со всеми приготовлениями, накрыла мысль — мы обогнули мыс Горн!

Команда празднует победу под шквальным ветром

Ребята из команды изображали пионерских горнистов, пили водку и танцевали в патагонской ночи. Я же не мог до конца расслабиться. Знал, нас ожидала непростая обратная дорога.

Патагонский «лес»

На Пуэрто-Максвелл мы задержались в ожидании очередного погодного окна. Мы вновь стали вынужденными туристами. Оказалось, что остров выглядит как заколдованный лес. Полярные деревья очень низкие, буквально стелются по холмам, ведь постоянно дует ветер. Приходилось шагать по их кронам, когда мы поднимались в гору. Нас то сдувало штормовым ветром, то сметало градом, то внезапно выглядывало солнце и наступало затишье минут на 15. Однако стоянка на странном острове оказалась короткой. В тот же день капитан получил известие о том, что погода налаживается. Нужно было прыгать в яхту и срочно идти обратно.

Путь обратно

«Хорошая погода» в бухте Нассау отнюдь не означает полный штиль. Пенящиеся ребра волн, которые мы утром наблюдали с вершины острова, теперь были под нами. Ветер подхватывал воду и поднимал вверх метров на 30. Возникали пугающие смерчи. Наша яхта была спортивной и очень «валкой» — на каждой волне приходилось активно рулить, чтобы не перевернуться.

То, что кажется рябью с вершины горы, на самом деле — смертельно опасные волны

В этих условиях я взял штурвал в свои руки и не отпускал его шесть часов до самого Пуэрто-Торо. Благо капитан оказался не против, а другие участники экспедиции просто не справились бы с такими условиями.

Я шесть часов стоял у штурвала. Капитан был рядом, на всякий случай
Мне было и страшно, и интересно. Лицо распухло, а на следующий день со скул слезла кожа. Но я чувствовал себя настоящим суровым морским волком

Пока я рулил, времени смотреть по сторонам не было. А зря. Перед нами красовалась вся патагонская фауна. Киты, касатки, дельфины, морские ягуары — хищные тюлени. Последние, кстати, плавали вместе с дельфинами в стае и охотились на рыбу. Полярные гуси и альбатросы ловили ветер в 50 узлов с водяной пылью и летали на нем, комфортно себя чувствуя.

Отсутствие качки и еда в местном баре показались нам верхом блаженства

Доплыв до Пуэрто-Торо, мы пришвартовались и сразу разошлись по каютам спать. На следующее утро отправились обратно в Пуэрто-Вильямс к кораблю — яхт-клубу. После долгого плавания душ, отсутствие качки и еда в местном баре показались нам верхом блаженства. В нашу честь на стену яхт-клуба повесили тельняшку с автографами новых покорителей мыса Горн. Серьги в уши вдевать не предлагали, хотя мы получили полное право на этот знак отличия.

Что дальше

Несмотря на все сложности экспедиции на мыс Горн, я бы с удовольствием прошел ее снова. Этим плаванием я доказал себе, что могу справляться со стихией, сохранять холодную голову и не бросать штурвал даже в патагонских штормах. Из таких поездок возвращаешься другим человеком. Более уверенным в себе, закаленным в море и с гипотетической победной серьгой в ухе.

А вот подобных свершений к другим крайним точкам земного шара пока не планирую. Сегодня мне интереснее соревноваться, чем просто плыть из точки А в точку Б.

Поделиться: