Выбрать, что посмотреть, — та ещё задачка. В честь Дня российского кино решили упростить процесс и сделали рулетку: она подберёт случайный фильм или сериал. А ещё попросили кинокритиков собрать топы отечественных картин и составили свой.
Рулетка российских фильмов и сериалов
Проверить, где легально посмотреть фильм или сериал, можно в сервисе JustWatch.
Десятка любимых отечественных фильмов от Всеволода Коршунова
Эти картины важны не только для истории отечественного кино, но и лично для меня. При первом просмотре каждая из них была потрясением, а при пересмотре всякий раз делаешь какое-нибудь открытие, обращаешь внимание на то, чего не замечал раньше.
«Броненосец „Потёмкин“» (1925)
Титульное произведение отечественного кино и главный шедевр советского киноавангарда. Сергей Эйзенштейн создал один из самых влиятельных фильмов в истории, отголоски которого можно найти в «Списке Шиндлера» Стивена Спилберга и «Дюнкерке» Кристофера Нолана.
«Чапаев» (1934)
Ключевой образец эпохи социалистического реализма и раннего звукового кино. Братья Васильевы вывели формулу народного героя, соединив выверенные идеологемы с узнаваемыми фольклорными мотивами.
«Летят журавли» (1957)
Единственный отечественный фильм, удостоенный главной награды главного кинофестиваля в мире — каннской «Золотой пальмовой ветви». Режиссёр Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский совершили революцию: игровая картина снималась ручной камерой, подобной тем, какими пользовались во время Великой Отечественной войны фронтовые кинооператоры.
«Зеркало» (1974)
Один из самых личных по содержанию и радикальных по форме фильмов Андрея Тарковского. Главный герой почти всё время находится за пределами кадра. Зритель словно подключён невидимым проводом к голове режиссёра и наблюдает за процессом мышления — изгибами умозаключений, нахлынувшими воспоминаниями, прилипчивыми ассоциациями.
«Асса» (1987)
Сергей Соловьёв запечатлел на экране перестроечное время в концентрированном виде: дерзкий отцеборческий бунт, андеграундное искусство, наконец вышедшее из подполья, оглушающая рок-музыка и, конечно, Виктор Цой, поющий «Перемен требуют наши сердца».
«Брат» (1997)
Алексей Балабанов точно показал симптомы постсоветской эпохи: в турбулентное время героем и символом устойчивости становится посттравматик, ветеран войны, который сам нуждается в помощи.
«Хрусталёв, машину!» (1998)
Многосложное и беспощадное высказывание Алексея Германа не только о позднесталинском периоде и легитимизированном насилии, но и о взаимоотношениях человека и истории, крушащей всё на своём пути.
«Молох» (1999)
Первый фильм в тетралогии Александра Сокурова, посвящённой природе власти — ещё одной несокрушимой силы, ломающей судьбы народов и разрушающей человека изнутри.
«Возвращение» (2003)
Один из важнейших фильмов российской «новой волны» начала XXI века. Как и другие авторы этого поколения, Андрей Звягинцев показывает большие социальные процессы предельно крупным планом — через историю отдельно взятой семьи и хрупких взаимоотношений отца с младшим сыном.
«Аритмия» (2017)
Борис Хлебников настолько переплетает социальное и психологическое, что непонятно, где заканчивается типичное и начинается индивидуальное. Персонажи существуют одновременно в нескольких плоскостях, особенно герой Александра Яценко, в котором проступают черты Зилова и Бузыкина, городских невротиков советской культуры 1970-х.
Десятка любимых современных российских фильмов и сериалов от Дмитрия Бортникова
«Медея» (2021)
Драматург Василий Сигарев давно ничего не выпускал, каждая его история («Страна ОЗ», «Жить» и «Волчок») становится ночным кошмаром любого, кто захочет их посмотреть. Взяв его текст, команда фильма создала на экране современный постхоррор, где элементы жанра ужасов тонко переплетаются с реальностью. Это кино пугает и наравне с «Сёстрами» Ивана Петухова перезапустило хоррор в России.
Как большому поклоннику фильмов ужасов, мне сразу же приглянулась «Медея». Это кино пугает на всех уровнях: видеоряд, звук, тема, — оставляя после себя вопросы, давая возможность жанру непривычно показать себя зрителям. Это уже не просто городские страшилки, а возможность заявить, пообщаться и обсудить проблемы общества в данный, конкретный момент.
«Здоровый человек» (2022)
Фильм-притча, авторы которого пытаются разобраться, что такое помощь в современном мире. Можно ли без спроса кому-то помогать или делать это можно только с разрешения нуждающегося. Лучшие роли в карьере на данный момент сыграли Никита Ефремов, Ира Старшенбаум, Даша Балабанова и Евгений Ткачук. Эта драма сбивает с ног и заставляет задуматься о простых,ежедневных вещах и даёт надежду на то, что люди ещё способны слушать и могут протянуть руку помощи.
Мы с режиссёром одногодки, нам по 36, и, наверное, поэтому мне хорошо понятны его мысли и желание разобраться в том, что нас окружает, на что обычно люди стараются закрывать глаза, не слышать того, что происходит за стенкой и не замечать людей, с которыми мы каждый день встречаемся в лифте на работе или дома.
«Клипмейкеры» (2022)
Григорий Константинопольский всегда снимает о самом себе и важном для него времени — о девяностых, времени надежд и возможностей. Собрав молодой и перспективный актёрский состав, снабдив фильм знакомой до боли музыкой, Константинопольский создаёт портрет того времени. Уникальный, хамский стиль режиссёра, его юмор и нежелание идти по чьим-то заветам и правилам делают из «Клипмейкеров» полноценное авторское высказывание.
Не очень люблю тех, кто возвращается в девяностые, но Константинопольскому удаётся захватить внимание и нахрапистостью утянуть в прошлое. Это один из немногих режиссёров, чьи фильмы всегда об одном, но сняты и рассказаны так, что оторваться от них попросту невозможно.
«Поехавшая» (2023)
Это полноценное роуд-муви, создатели которого увлекательно показывают нашу страну и её природу. В фильме много юмора, а Ольга Лерман и Виктор Хориняк здорово отыгрывают своих персонажей.
Как обычный человек, могу сказать, что, как и героиню картины, меня тоже иногда накрывает и не всегда понятно, как «вылезти» из этого положения. Прогулка с велосипедом через всю Россию — вариант хороший, позволяющий и себя проверить, и страну посмотреть.
«Бешенство» (2023)
Режиссёр трилогии «Последний богатырь» снял самую интересную и необычную историю о том, как люди пытаются избавиться от зависимостей. К центральной истории здесь добавляется сюжет о бешеных волках, это реальный факт того, как в Сибири животные вышли из-под контроля и стали заражать людей.
Очень простая концепция картины делает «Бешенству» медвежью услугу. Но если фильму всё-таки дать шанс, то он обязательно заворожит природными пейзажами, напомнит про жадность людей и про то, что человек в сравнении с природой всего лишь песчинка, а погода способна уничтожить любого за считаные часы.
«Переговорщик» (сериал, 2022)
Это, с одной стороны, ремейк «Переговорщика» 1998 года, с другой — высказывание о том, как каждый человек переживает горе и утрату. Тяжёлая история, уникальные для нашего сериального мира герои, которые не выглядят шаблонами и калькой на кого-то, реалистичная, стильная картинка и жанр, не привязанный и не упрощённый из-за чьих-то нереализованных амбиций.
«Антология русского хоррора: Красный состав» (мультсериал, 2022)
Международный проект, взявший за основу работы как классиков (Пушкина, Грина, Толстого, Жуковского), так и современных авторов (Быкова и Тихонова). Анимационное «Чёрное зеркало» получилось страшным и поднимающим вечно актуальные темы.
У авторов «Антологии» получилось создать полноценную историю о важном.
«Последователи» (сериал, 2022)
Это не первая попытка российских кинематографистов поговорить о сектах. Но благодаря рвению Гамлета Дульяна, которому продюсеры Андреасяны дали карт-бланш, получается двойственная история, где непонятно, кто прав, а кто виноват.
«Последователи» — атмосферная история о страхе перед жизнью и обществом, о возможности уйти в лес и злобе, утолить которую можно только кровью. Дуэт Виктора Добронравова и Марины Александровой очень удачно отражает современную семью и проблемы внутри неё, а Юрий Быков отыгрывает непонимание и нежелание жить с собственной болью, обвиняя в ней всех, но не себя.
«Библиотекарь» (сериал, 2023)
Михаил Елизаров придумал странную вселенную, возвращающую людей во времена, когда наша страна была самой читающей в мире. Сериал же идёт собственным путём, его авторы используют творчество Елизарова как отправную точку, самостоятельно выбирая героев и события.
«Библиотекарь» неспроста стал главным сериальным событием лета 2023 года. Проект задаёт вопросы и предлагает зрителям самостоятельно выбрать, что бы они сделали в той или иной ситуации. Эта история способна понравиться буквально всем, даже тем, кто прочитал всего одну книгу в жизни, — ощущение эйфории от прочитанного знакомо каждому.
«Плейлист волонтёра» (сериал, 2023)
Неожиданно, но все решили высказаться на тему пропажи и поиска как себя, так и других людей. «Плейлист волонтёра» — взгляд со стороны на современную Россию, на тех, кто в ней потерялся и никому не нужен и кто отдаёт все силы, время и здоровье на поиск пропавших.
Сериал с грустной нотой в центре сюжета, но без таких историй сложно поверить в то, что есть ещё люди, которые способны безвозмездно что-то сделать ради других, просто чтобы увидеть радость и счастье на лицах тех, кто давно потерял надежду и веру в светлое будущее.
Здорово, что развлекательного контента становится всё больше, но «Плейлист волонтёра» о другом, он о каждом из нас и способности людей к сочувствию, попытках разобраться в себе, найти свет и желание жить даже в самые тёмные времена.
Ещё пять сериалов от авторки материала
Я посмотрела не меньше 20 современных российских сериалов, не считая «Моей прекрасной няни» и «Ранеток», и выбрала пять, которые выделяются проблематикой, картинкой, атмосферой.
«Чики» (2020)
Четыре девушки хотят уйти из секс-работы и открыть свой фитнес-зал в маленьком южном городке.
Искренняя и сильная история с невероятным кастом — Горбачёвой, Шмыковой, Лапенко — и крутым саундтреком.
«Топи» (2021)
Пятеро молодых людей уезжают в глушь, подальше от столицы и проблем, но вместо отдыха получают порцию загадок и новых сложностей.
Смотреть стоит ради мистической атмосферы, в которой самому легко потерять связь с реальностью и броманса Тихона Жизневского и Ивана Янковского.
«Почка» (2021)
Коррумпированная инспекторка пожарной службы оказывается в ситуации, когда деньги не помогут: у неё есть три месяца, чтобы найти донора, который добровольно отдаст ей почку.
Неясно, что интереснее: наблюдать за переменами в героине или выяснять, какой ещё способ она изобретёт, чтобы добыть нужный орган.
«Триггер» (2018)
Психолог лечит пациентов шоковой терапией, а со своей травмой справиться не может.
Новая серия — новый пациент, поэтому сериал помогает посмотреть на проблемы со стороны и может оказаться в какой-то степени терапевтичным. В реальной жизни такие методы неприменимы, тем любопытнее знать, чем всё закончится.
Happy End (2021)
Лере срочно нужно закрыть чужой долг — Влад предлагает ей вебкам: выходить полураздетой в прямые эфиры к незнакомцам за оплату.
Сериал отвечает на вопросы, насколько легки деньги в секс-индустрии и можно ли назвать такую работу выбором. А ещё толкает к рассуждениям на тему «что такое любовь»: всё из-за треков группы «Свидание».