Пригвожденные. Как я рисую Сальвадора Дали и Брюса Уиллиса молотком на фанере Пригвожденные. Как я рисую Сальвадора Дали и Брюса Уиллиса молотком на фанере

Пригвожденные. Как я рисую Сальвадора Дали и Брюса Уиллиса молотком на фанере

Рассказываю, как нашел «художественное» применение молотку и гвоздям
Я — художник-пуантилист: картины «рисую» с помощью молотка. Поясняю: рисунок создается за счет шляпок «наживленных» в фанеру гвоздей, отбрасывающих тени. В России художников этого стиля единицы, я — один из них. Рассказываю, как при помощи обычных бытовых предметов раскрыть свой творческий потенциал.

Восемь лет назад я наткнулся в Интернете на статью о творчестве английского художника Маркуса Левина, который создает совершенно удивительные картины из гвоздей, когда из шляпок складывается рисунок. И так мне это понравилось, что решил попробовать сам сделать что-то такое же.

С чего я начал

Первой работой был портрет Анны — моей жены и главной музы. Поначалу у рисунка оказались не очень точные пропорции, через пять лет я к нему вернулся и доделал.

Потом появились портреты Сальвадора Дали, американских актеров Брюса Уиллиса, Джереми Айронса, Самюэля Джексона и другие.

Художественный метод, который я применяю, называется пуантилизм. Точнее, это его современная разновидность, использующая эффект света и тени. Этим он меня и привлек: при разном освещении портрет меняет свой вид.

Справка
Пуантилизм (буквально — «точечность») — стилистическое направление во французском неоимпрессионизме последней четверти XIX века, когда изображение создавалось раздельными мазками правильной формы.

Вот висит картина, и при фронтальном освещении — это одно, при боковом — другое, при верхнем или нижнем — третье и четвертое. Техника сложная, гвоздь забил — все, назад хода нет.

Как появляются картины

Сначала я грунтую и окрашиваю доску. Обычно использую краску для внутренних работ с хорошей вязкостью, чтобы она не крошилась и не трескалась, когда в нее забивают гвозди.

В моем творчестве многое зависит от того, под каким углом смотришь на картину

Беру распечатанную фотографию, которая и будет потом воплощена в картине, вешаю снимок перед собой и в соответствии с ним делаю на деревянном полотне «маяки», вбивая гвозди как ориентиры будущего рисунка.

И уже потом, ориентируясь на них, начинаю забивать гвозди в фанеру, вырисовывая с их помощью линии. Чем более темное место на рисунке, тем больше там гвоздей надо в определенном порядке вбить. Но это если полотно белое. А сейчас я экспериментирую с черным полотном, и там все наоборот: больше гвоздей требуют светлые участки.

Гвоздей уходит много — я стал завсегдатаем строительных магазинов
На каждую картину уходит от полутора тысяч до трех тысяч гвоздей
Гвозди вколачиваю на разную глубину, чтобы проработать рельеф рисунка, но обычно не больше, чем на треть длины гвоздя, примерно на 5 мм.

Работа над одной картиной занимает от одного месяца — это был мой рекорд — до трех-четырех, иногда и больше.

Какие материалы использую

Материалы для таких картин можно купить в любом магазине хозтоваров и стройматериалов. Раньше использовал мебельную фанеру толщиной 8 мм, но она клееная и вбивать в нее гвозди трудно. Сейчас экспериментирую с 20-миллиметровыми мебельными щитами, сосновыми или липовыми. Гвозди самые обычные, строительные.

Вообще видов и размеров гвоздей существует широкое множество — от обойных с фигурными накладными шляпками длиной от 12 до 20 мм, их используют для внутренних отделочных работ, до самых больших строительных гвоздей с рифленой конической головкой и длиной 200 и даже 250 мм.

Иногда для насыщенности цвета применяю медные или латунные гвозди

Я же использую стандартные гвозди с круглой головкой длиной 16 мм или реже 20 мм. С их помощью, например, сколачивают деревянную тару или используют для мебельного крепежа. Выбрал их, так как при большем размере линия становится толще, а рисунок грубее.

Чем я работаю

Мои инструменты тоже самые обычные — молотки, чаще использую маленький круглый, пинцет в качестве держателя и кусачки на случай, если нужно откусить головку.

Картины я дарю друзьям, поэтому их у меня, как правило, всего несколько штук

А вот гвоздодером я не пользуюсь, он бесполезен. Если забил гвоздь неправильно, не в то место, выдернуть его можно тонкогубцами.

Но выдергивать нежелательно, ведь останется дырка. Нужно думать, как вместе с неправильно забитым гвоздем исправить линию рисунка. Например, сгустить общий тон.

Случается и такое, что часть работы идет на выброс. Тогда приходится исправлять целый участок: выдергивать все гвозди, заново шпаклевать и закрашивать доску.

Про судьбу картин

В выставках не участвую, наверное, потому что постоянно не хватает готовых картин, чтобы выставляться. Они быстро расходятся на подарки друзьям и знакомым. Смотришь, дома осталось 6–7 работ. Этого недостаточно для выставки.

Свои работы я никогда не продавал, и сколько они могут стоить, не знаю

Увлечение занимает все мое свободное время, но совсем не кормит. Хотя кто знает, как будет дальше. Может быть, когда-нибудь это станет основным делом. Во всяком случае думаю об этом. Экспериментирую и осваиваю новые методы.

Текст: Сергей Пономарев
Фото и видео: из личного архива Андрея Савищева

Поделиться: