Успеть за секунду до нападения льва.
Как я занимаюсь дикой фотоохотой

профессия искусство

АВТОР

Фотограф-анималист

Я фотограф-анималист: езжу по всему миру и снимаю животных в их естественной среде обитания. Фотографией занялся давно: еще в конце 90-х был репортером в агентстве. А потом, когда появилась возможность приобрести технику, перешел в анималистику. С тех пор я получил множество наград за свои работы и несколько раз был чуть не съеден.

Мне кажется, что все фотографы, которые снимают дикую природу, — интроверты. Для нас важна тишина: мы сидим на точке, практически не шевелясь, иногда по 18 часов, наблюдаем и ждем кадра. Для такой работы нужен определенный тип нервной системы и характер.

Иногда одной экспедиции может не хватить. Некоторые места приходится посещать несколько раз в течение многих лет и в разные сезоны, чтобы поймать определенный сюжет. Чтобы сфотографировать драку комодских варанов, я ездил на остров Ринча в Индонезии 15 раз.

По образованию я биолог. Так что хорошо понимаю повадки зверей и знаю, как к ним подступиться

А еще при выборе дат отпуска мы в первую очередь ориентируемся на биологические циклы животных. Бывает так, что у всей страны праздник, например Новый год, многие улетают в Европу на Рождество. А анималисты никуда не едут, потому что для съемки животных не сезон. Или наоборот: все «нормальные» люди собираются за семейным столом, а анималисты — на съемках животных где-то на отшибе планеты.

Как я сделал лучший материал года по версии National Geographic (Россия)

Я ездил в Африку на протяжении двенадцати лет, чтобы снимать Великую миграцию животных.

Это настоящая драма в животном мире. Около двух миллионов антилоп гну и зебр собираются в огромные стада и кочуют по большому кругу из национального парка Серенгети в Танзании в национальный парк Масаи-Мара в Кении, следуя своему природному инстинкту и графику дождей. Для многих из них этот путь оказывается фатальным — одних ловят хищники, других затаптывают сородичи, а третьи просто не выдерживают нагрузку.

Так происходит «Великая миграция животных» в Африке

В итоге у меня скопилось много разных снимков. В этом особенность съемок дикой природы — одинаковых кадров не бывает, даже если снимаешь вроде бы одно и то же событие. Состояние реки, погодные условия, размер стада, активность хищников, точка обзора — каждый раз все новое.

Кошачий лемур. Мадагаскар

Как-то разговорился с оператором из команды швейцарского ТВ и узнал, что он приезжает сюда уже 25 лет подряд и каждый раз видит что-то новое

Я принес все свои снимки в редакцию National Geographic (Россия). Они сделали большой материал на 12 разворотов. Главный редактор в вашингтонском офисе оценил карточки и рекомендовал подразделениям в других странах опубликовать их. А по итогам года мой фоторепортаж был признан лучшим в 2014 году.

Львица охотится на зебр. Кения

Как я получил фотографический «Оскар»

Самый престижный конкурс для фотографов дикой природы, своего рода «Оскар» в мире природной фотографии, — это ежегодный конкурс Wildlife photographer of the year*. На конкурс присылают порядка 80 000 снимков из 60 стран! И лишь только 100 из них становятся лучшими в разных номинациях, а для каждого фотографа из этого списка открываются новые возможности.

Я один из немногих российских фотографов, кто удостоился чести попасть в сотню лучших со снимком драки комодских варанов из Индонезии. У меня не было сомнений, что отправлять на конкурс нужно именно этот кадр.

Драка комодских варанов. За этот снимок я получил «Оскар» в природной фотографии 

В поведении любого животного фотограф найдет интересный момент для съемки. У комодских варанов это драка, потому что 90% времени они просто лежат в траве. Мне пришлось много раз посещать национальный парк Комодо (остров Ринча), чтобы запечатлеть поединок. Да так, чтобы с нужной точки, с красивым светом и задним планом. В итоге в одну из съемок все сошлось и я наконец-то сделал этот кадр!

На сегодня я пока не видел, чтобы кто-то из фотографов повторил такой кадр

После конкурса я получил несколько контрактов. В 2015 году поработал над иллюстрацией Книги рекордов Гиннесса. А еще фотография-победитель размещена в книжной серии BBC Planet Earth и вошла в их же альбом «Unforgettable Portraits. Лучшие фотографии разных лет WPY».

Про опасности в профессии

Анималистика сопряжена с постоянным риском, ведь снимать приходится в дикой природе и вовсе не ласковых домашних животных. Поэтому вопросы безопасности неизбежно встают перед фотографами. И кстати, не только со стороны диких животных.

Иногда интересные с точки зрения съемки животных и природы страны могут быть сложными с точки зрения политической ситуации и вооруженных конфликтов. В некоторых случаях приходится привлекать в помощь разных людей для обеспечения съемок — рейнджеров, водителей, носильщиков, местных полицейских и т. д. Фотографы ведь люди увлекающиеся: могут не заметить опасности из-за сосредоточенности на происходящем в кадре.

Полет горбатого кита. Мадагаскар 

Я пережил несколько непростых моментов. В самом начале карьеры снимал орангутангов на острове Борнео в Юго-Восточной Азии. Очень увлекся происходящим, подходил все ближе и ближе, чтобы поймать интересный кадр. Для меня не существовало ничего, кроме видоискателя камеры.

Вдруг каким-то чудом замечаю, что орангутанг замахивается для удара, а я — на расстоянии вытянутой руки

Еще пара секунд — и мне прилетела бы оплеуха от мощного и агрессивного самца. Реакция не подвела, я успел отбежать. На мое счастье, атака не продолжилась.

Был еще случай. В Уганде я снимал небольшую группу слонов. Я сидел на крыше минивэна, полностью погруженный в съемку маленького слоненка. И вдруг чувствую — машина резко трогается с места. Поднимаю взгляд, а за нами гонится огромная слониха, растопырив уши. Опять же увлекшись, я не заметил важного: водитель остановил автомобиль между матерью и слоненком. Так делать категорически нельзя, самка воспринимает это как угрозу для детеныша и незамедлительно реагирует.

Во время съемки нельзя загораживать слоненка от матери. Центрально-Африканская Республика

В Замбии мы нашли логово львицы с тремя месячными котятами. Это настоящая удача — обычно самки прячут своих детенышей очень тщательно. Я старался использовать каждую секунду и нащелкать как можно больше кадров, как вдруг почувствовал, что меня кто-то резко тянет за одежду назад. Выяснилось, что львица подкрадывалась ко мне для решительного броска, а водитель вовремя заметил ее и спас меня от неминуемой смерти, практически затащив в машину за воротник.

Как я отношусь к животным в вольерах

Многие говорят, что снимать животных можно и в зоопарке. У меня двоякое отношение к животным в неволе.

Игры медвежат. Финляндия

Один и тот же зверь в вольере и в дикой природе проявляет абсолютно разное поведение. В зоопарке они приспосабливаются к новым, не всегда подходящим условиям и ведут себя нетипично. В общем, неволя есть неволя. Для них в большинстве случаев зоопарк, каким бы он ни был хорошим, — это тюрьма. Хотя для каких-то мелких животных вроде рептилий все же можно создать условия, близкие к реальным, которые будут достаточно комфортны для них.

Самка орангутанга с детенышем. Индонезия

В то же время зоопарки нужны, ведь многие из них — полноценные научные центры, которые сохраняют редкие и вымирающие виды животных. Да и не все люди имеют возможность постоянно путешествовать и посещать национальные парки и наблюдать животных в их естественной среде обитания.

Советы начинающему анималисту

Анималистика — очень затратное увлечение. Поэтому главный вопрос, который нужно себе задать: «Смогу ли я потянуть это дело?» Необходимо иметь соответствующее оборудование: камера (желательно две), длиннофокусный объектив и еще пару других линз, сумки, штативы, вспышки. Такой набор обойдется примерно в 30 000 долларов. Организация экспедиций, оформление лицензий — тоже недешевое удовольствие. Например, стоимость съемки 1 часа в сутки горных горилл в Уганде обойдется вам в 600-700 долларов при негарантированном результате.

Львиный прайд. Ботсвана 

Текст: Ольга Житпелева

Фото: из личного архива Андрея Гудкова



Комментарии

Написать