Лет 20 назад в одном из придорожных кафе на подъезде к Краснодару я увидел столы с резным металлическим основанием и чугунными станинами, взятыми от старых швейных машинок. Креатив запал в душу, но сделать аналогичное самому не было возможности, поскольку в те времена найти старые станины было сложно.
В 2012 году у меня появилось несколько швейных машинок, не подлежащих ремонту. Их станины я отреставрировал и сделал из них стол, мангал и декоративный велосипед для украшения двора.
Как на участке появился декоративный автопарк
Мои первые поделки настолько понравились семье и знакомым, что у меня появился стимул к дальнейшему творчеству. Тем более найти старые детали можно было в пунктах приема лома черного металла.
Следом я изготовил ряд миниатюр: автомобиль Козлевича из «Золотого теленка», несколько мотоциклов и тракторов, грузовик ЗИС-5 – легендарная фронтовая «трехтонка» в сцепке с дивизионной пушкой ЗИС-3 образца 1942 года, и другие работы.
Потом пара паровозов – оба используются для украшения двора и в качестве мангалов-барбекю. На изготовление самого сложного паровоза пошли детали от 14 швейных машинок. Прожектор, фонарь и сигнальный свисток подарили мне знакомые из локомотивного депо.
Чуть позже собрал миниатюры броневика, старинного гоночного автомобиля, кабриолета, пожарной машины, грузовика АМО-1 и автомобиля, повторяющего по своей форме старинный Singer Le Mans образца 1934 года, призера 24-часовой гонки на выживание Ле-Ман.
- В 1851 году американский портной, изобретатель и промышленник Айзек Зингер запатентовал швейную машину под своим именем, которая произвела революцию в швейном деле и в целом изменила мировую экономику.
- В 1902 году в подмосковном Подольске открылась первая в России фабрика по производству швейных машин с тем же названием. Техника выпускалась по американской лицензии. Всего за 170 лет существования бренда в мире были выпущены миллионы зингеровских машин. Точное количество неизвестно, поскольку во многих странах они производились контрафактно.
Что для меня главное
Мои поделки – это ни в коем случае не модели и не копии. В них нет ни масштаба, как это бывает в моделях, ни точно выверенных пропорций. Я бы назвал свои вещи «фантазией на тему», когда в общих очертаниях предмета угадывается реальный прототип. Для меня главное, чтобы было визуальное соответствие, эстетичный вид и уникальность.
Именно так я делал паровоз серии ТТ – так называемый танк-паровоз, который использовался на советских железных дорогах для маневровых работ. В качестве пьедестала для данной работы и для большей исторической достоверности я использовал настоящие железнодорожные рельсы 1889 года выпуска.
По этим рельсам в дореволюционном Екатеринодаре бегали трамваи бельгийской компании МАН. Фрагмент колеи был обнаружен в ходе дорожных работ на месте, где в городе когда-то проходила старая трамвайная линия.
Моя любимая работа — первый советский грузовик АМО-1 (другое название – Фиат-15), отсылающий к кадрам немого советского кино. Колеса у АМО, кстати, удивительным образом внешне похожи на колеса подольской швейной машинки, что дало повод воспользоваться этим совпадением.
Как я работаю
Мастерской с каким либо специальным оборудованием у меня нет, все работы изготавливаю с помощью обыкновенного инструмента. По вечерам работаю в гараже, а когда на улице тепло и светло, творю под уличным навесом, так сказать в «промзоне».
Никогда не делал каких-либо чертежей или набросков. Я импровизирую: пришла идея – под нее и подбираю готовые детали, потом собираю их вместе на резьбовых соединениях, как «Лего».
У швейных машинок, старых или новых, большое количество элементов и деталей самой разнообразной формы – маховые колеса, моталки, катушки, шпульки, челночные устройства, лапки, рукоятки, фиксаторы, игольные пластинки, кривошипы, ресиверы, валы и втулки. Все и не перечислишь. Поэтому нужно просто воображение, как из всего этого разнообразия собрать поделку.
На изготовление одной модели как правило уходит не менее трех месяцев, в некоторых случаях проработка самой идеи и сбор нужных комплектующих деталей может занять до года. Своим хобби я занимаюсь в основном по выходным и во время отпусков.
Что я мечтаю сделать
Мой армейский сослуживец попросил меня сделать для своего тестя, в прошлом вертолетчика, аналог Ми-8. Я уже предполагаю, каким он будет. Корпус швейной машины «Тула», кстати, очень хорошо подходит для фюзеляжа винтокрылой машины.
Еще есть идея из деталей промышленной швейной машинки создать миниатюру советского легкого бронеавтомобиля 30-х годов БА-20 – он производился до 1942 года на базе легкового автомобиля ГАЗ-М1, знаменитой «эмки».
Есть и другие планы, которые при наличии свободного времени, думаю, будут воплощены.
Текст: Сергей Пономарев