До поступления в автошколу я не училась водить машину, плохо разбиралась в дорожных знаках, а ПДД знала только как пешеход. Ещё очень боялась машин — мне даже было страшно переходить дорогу на нерегулируемом переходе.
Рассказываю, что делала и как получилось сдать экзамены с первого раза на нужную категорию и получила водительское удостоверение.
Выбрала время года для учёбы в автошколе
Мне казалось, что нужно поступать в автошколу летом, когда частые дожди или снегопад не помешают учиться водить. Посоветовавшись с опытными водителями и знакомыми, которые недавно получили права, я решила учиться зимой. Причины были такими:
- практические занятия будут проходить в гололёд, снег, плохую видимость. Учиться будет тяжелее, но рядом будет инструктор, а я получу опыт вождения в плохих погодных условиях;
- если сдам экзамены с первой попытки, то получу права весной. До того как наступит зима, у меня будет время до сдачи попрактиковаться в вождении уже без инструктора.
Выбрала автошколу
При выборе автошколы мне было важно, чтобы:
- люди оставляли хорошие отзывы об учёбе. Я обращала внимание на общее мнение об автошколе, на отзывы о преподавателях теории и инструкторах;
- был высокий процент сдачи экзаменов и низкий процент пересдач;
- было комфортно добираться до автошколы;
- было удобное время теоретических занятий, чтобы успевала приехать после работы и не слишком поздно возвращалась домой.
Информацию об автошколах искала в городской группе социальной сети. Несколько школ, которые меня заинтересовали, я отметила. Дополнительно в соцсети связалась с людьми, которые оставляли отзывы об этих автошколах. Я написала, что собираюсь учиться, и попросила ответить на несколько вопросов. Все, кому писала, ответили на мои вопросы, а многие ещё посоветовали преподавателей теории и инструкторов вождения, к которым лучше пойти, чтобы улучшить водительские навыки.
Я остановила выбор на двух автошколах и решила съездить к ним — пообщаться с администрацией, посмотреть кабинеты. После визита в первую школу во вторую уже не поехала — меня всё устроило.
При общении с администрацией автошколы дополнительно уточнила такие моменты:
- на каких машинах мы первый раз будем сдавать практический экзамен в отделении ГИБДД. Я слышала, что иногда учатся на одних машинах, а сдают на других. Мне хотелось сдавать экзамен на той машине, к которой привыкну на уроках вождения;
- где нужно будет встречаться с инструкторами для практических занятий. У некоторых автошкол моего города автодром находился далеко от места, где проводятся теоретические занятия. Ещё иногда инструкторы назначали ученикам встречу для практических занятий в другой части города, куда не всем было удобно добираться.
Отучилась в автошколе
Теория
При записи в автошколу я уточнила, какие преподаватели набирают группу, и попросилась к тому, которого хвалили бывшие ученики.
Я решила, что не буду пропускать занятия, хотя некоторые ученики моей группы приходили не каждый раз. Мне было важно получить максимум знаний и не попасть на пересдачу: собиралась купить машину и сесть за руль сразу, как получу права.
На занятиях мы разбирали разделы ПДД, преподаватель приводил примеры из своей водительской практики. Дополнительно он рассказывал, какие вопросы могут быть по этой теме в тестах, в чём может быть сложность. Если что-то было не понятно, задавала дополнительные вопросы.
В последние недели изучения теории нас несколько раз сажали проходить пробное тестирование. Несмотря на то что я учила ПДД, сначала в ответах на тесты ошибалась. Причина была в том, что неверно понимала вопрос или не могла применить выученные правила к ситуации, которая описывается в вопросе. Забегая вперёд, хочу сказать, что пробные тестирования помогли мне сдать теоретическую часть экзамена в ГИБДД без ошибок.
Практика
Выбрать инструктора у меня не получилось, но в итоге была довольна тем, к кому попала. Мой инструктор не кричал, не делал ничего вместо меня и если что-то не получалось, терпеливо объяснял, в чём ошибка, давал советы по управлению.
На первом занятии каталась только на автодроме. Глохла очень часто, потому что мне было тяжело понять, насколько быстро нужно отпускать педаль сцепления и когда начинать давить на педаль газа. Второе занятие по вождению тоже прошло на автодроме — я начала учиться объезжать препятствия и отрабатывать экзаменационные упражнения. На третьем занятии мы с инструктором выехали в город.
На практических занятиях столкнулась с такими трудностями:
- на первых занятиях температура воздуха была около нуля и я приходила в обуви с тонкой подошвой. Потом похолодало — я пришла в зимней обуви с толстой подошвой, и мне тяжело было чувствовать педали, из-за чего машина часто глохла. После этого в морозы приносила с собой осенние сапоги и переобувалась на практические занятия;
- первое вождение в городе пришлось на солнечный день. Солнце светило мне в глаза — не замечала дорожных знаков, не видела сигналов светофора. После этого стала носить с собой солнцезащитные очки;
- я боялась перестраиваться в другую полосу — мне казалось, что машины, которые едут по соседней полосе, врежутся в меня. Безопасную дистанцию стала чувствовать только с часами практики. Ещё страх стал меньше, когда поняла, что водители замечают знаки учебной машины и стараются пропускать меня.
Стоить помнить о том, сколько будет длиться практический экзамен на площадке: после выполнения элементов на площадке экзаменуемый по новым правилам сразу выезжает в город.
Сдала внутренний экзамен в автошколе
Тестирование проходила вся группа сразу, практику некоторые ученики пересдавали, но сдали все.
Практику сдала с первого раза, но за рулём чувствовала себя неуверенно.
У меня плохо получалось:
- трогаться на подъёме;
- заезжать в бокс задним ходом;
- выполнять упражнение «параллельная парковка».
Ещё мне хотелось дополнительно проехать по возможному маршруту сдачи экзамена инспектору МРЭО в городе — там ездила за рулём всего два раза. Я оплатила несколько дополнительных часов практических занятий и договорилась с инструктором, что будем заниматься вождением именно на площадке отделения ГИБДД и по дорогам, на которых принимают экзамен.
Пришла на сдачу экзамена в МРЭО
Тестирование
На тестировании мне было легко, я не боялась сдачи экзамена в ГИБДД. Кроме тренировок, в прохождении тестов мне помогло то, что преподаватель разбирал с нами возможные вопросы, которые не всегда понимают верно.
Практическая часть экзамена на автодроме
Когда я заканчивала автошколу, ещё нужно было сдавать экзамен на автодроме.
Ученики моей группы, которые сдавали практику вместе со мной, допускали такие ошибки:
- не пристёгивали ремень безопасности;
- забывали снять ручник;
- слишком быстро ехали, стараясь показать свои навыки. Из-за этого ошибались даже те, кто до учёбы в автошколе учился водить машину и чувствовал себя уверенно за рулём.
На автодроме допустила одну незначительную ошибку при параллельной парковке, которая не помешала сдать первый этап практического экзамена.
Практическая часть экзамена в городских условиях
В машину сдавать села я, инструктор, инспектор ГИБДД и ещё один из учеников нашей автошколы. Перед тем как трогаться, поправила боковые зеркала и зеркало заднего вида.
Инспектор сказал, что на определённом этапе он попросит меня поменяться с другим учеником местами: я передам управление и пересяду на заднее сиденье. Примерно на середине пути он попросил остановиться «примерно в районе вон той остановки». Я ответила, что остановлю, только проеду 15 метров, как и положено.
Инспекторы иногда дают провокационные задания, например, просят развернуться «где-нибудь тут», когда нужно ещё немного проехать, чтобы не пересечь двойную сплошную, «притормозить где-то возле моста», чтобы проверить знание правил.
В последней части экзамена у меня не было ошибок, и инспектор сказал, что всё сдала и могу приходить за водительским удостоверением.
Мои советы тем, кто первый раз собирается сдавать на права
- При выборе автошколы находить отзывы о ней и узнавать, насколько успешно ученики сдают экзамены.
- Не пропускать занятия в автошколе.
- Тренироваться сдавать тесты.
- По возможности просить тренироваться в управлении автомобилем на дорогах, где могут принимать практическую часть экзамена.
- Брать дополнительные часы практики в автошколе, если что-то не получается.
- При сдаче практического экзамена в ГИБДД уделять внимание деталям, например пристёгивать ремень безопасности, включать поворотник при начале движения и перед остановкой. Это сильно снизить вероятность пересдачи.
- Не забывать о местах, где запрещена остановка, разворот, стоянка, когда инспектор попросит остановить машину, развернуться.