Впервые я поднялась в воздух на гимнастическом кольце в шоу «Кракатук» по сказке Гофмана «Щелкунчик». Моя роль была предельно простой: в маске с красными искусственными волосами висеть наверху и разбрасывать блестки. Но мне хотелось как-то проявить себя. До премьеры было всего три дня, и я с утра до вечера репетировала элементарные трюки.
Перед выступлением продюсер заявил: «А давай-ка мы тебя выпустим не с манежа, а из оркестровой ямы». То есть на 5 метров выше. И вот стою за кулисами перед вылетом и понимаю, что ноги трясутся, руки потеют, — оказалось, я боюсь высоты.
Мое состояние заметил Анвар Либабов: знаменитый клоун тоже играл в постановке. Он подошел, начал говорить что-то ободряющее, но я была в таком шоке, что буркнула: «Отстаньте!» А потом я шагнула вперед и увидела, что на меня смотрят тысячи глаз. Назад дороги не было. Но понимание этого, наоборот, придало мне сил, и я взмыла на кольце в воздух.
Как я попала в шоу «Кракатук»
Родители работали дрессировщиками, и мое детство в цирке было беззаботным: никаких репетиций и тренировок. Во время представлений мы, дети артистов, сидели в зале на верхних рядах. Когда на арену выходили воздушные гимнасты, сердце замирало. Я часто представляла, что так же поднимаюсь в воздух на кольце или трапеции, красиво выгибаюсь дугой… Но это оставалось лишь в мечтах. А в реальности я понимала, что путь в гимнастику мне закрыт.
Потому что я всегда была крупной девочкой и любила поесть. Однажды мама пыталась посадить меня на диету, и тогда я стала «добирать» калории в гостях. Когда она об этом узнала, то сдалась: мол, ешь лучше дома, еще подумают, что мы тебя не докармливаем. А в подростковом возрасте на фоне гормонов я набрала еще больше веса. И, конечно, меня дразнили и обзывали.
Хотя меня никогда специально не тянули, не гнули, я была очень гибкой от природы. И во время репетиций своих подруг-гимнасток легко повторяла за ними все мостики, шпагаты, лягушки. Когда я пришла устраиваться в труппу Центра цирковых искусств в Москве, на вопрос, что умею, без угрызения совести заявила, что и колесо кручу, и на шпагат сажусь, и все-все-все. И когда меня приняли, пришлось тянуться день и ночь, потому что без тренировок (а я, конечно, ничем не занималась) эти навыки очень быстро утрачиваются.
Конечно, никто не взял меня гимнасткой: я работала клоунессой, потом партерным акробатом-эксцентриком. Первым, кто представил меня на кольце в воздухе, был Олег Геннадьевич Чесноков — продюсер и руководитель коллектива «Кракатук». Мы встретились в кабинете генерального директора Росгосцирка. У «Кракатука» планировалась премьера в Туле. Чесноков прищурился и говорит: «А давайте-ка ее мне». Я в ответ: «А берите!» И уже через три дня я вылетела на кольце из оркестровой ямы в качестве воздушной гимнастки.
Как я стала Мэрилин Монро
Надо сказать, страх высоты не прошел до сих пор. Например, я работаю только в кольце, потому что чувствую себя в нем безопасно. А другой реквизит меня пугает. Как-то я пришла посмотреть шоу в цирке на проспекте Вернадского под руководством Эдгарда Запашного, и у меня даже голова закружилась, когда я представила, как бы стала делать кач на 20-метровой высоте. Но ничего, пришлось справиться со страхом: всего через несколько месяцев я уже поднималась в крутке над ареной цирка Вернадского, когда участвовала в их шоу «Кабы я была царицей».
После «Кракатука» пришла уверенность, что я хочу стать настоящей воздушной гимнасткой, а не просто «большой и смешной куклой в кольце». Однажды меня пригласил выступить на вечеринке в клубе «Рай» режиссер и хореограф Сергей Маргай. «А в качестве кого?» — уточнила я. «Будешь Мэрилин Монро!» — заявил он. Я примерила белое платье, парик — и этот образ лег на меня, как родной, стал любимым на долгие годы. Именно в нем я отправилась покорять шоу на Первом канале «Минута славы». Это был потрясающий опыт!
Однако в российских цирковых шоу меня продолжали видеть только как клоунессу, пускай и поднимающуюся под купол в кольце. Как-то вместе с режиссером Натальей Гончаровой мы придумали и отрепетировали сольный номер, в котором впервые мой вес стал фишкой номера. По сюжету, к клоуну на арену с цветами выходила строго одетая тучная зрительница, но «случайно» падала в кольцо, которое вместе с ней взмывало ввысь. И в этот момент она преображалась в гимнастку.
Однако когда мы показали номер в Росгосцирке, нам сказали: «Он не пойдет». Было обидно… Впрочем, не слишком, потому что к этому времени мне предложили контракт в испанском бурлеск-шоу The Hole.
Как я полюбила себя в Европе
Первый год в голову все время лезли мысли: как меня сюда занесло? Все-таки я девушка советского, строгого воспитания, а шоу довольно хулиганское: большая часть девушек выступают полуобнаженными, номера более чем игривые. К счастью, мне обнажаться не пришлось: я выступала в образе Мэрилин Монро. Помню свой чистый восторг, когда впервые увидела, как мимо проехал автобус с моей огромной фотографией на борту — рекламой шоу. И вот удивительно: мои 120 килограммов смотрелись очень сексуально!
В Европе мне никто не говорил: «Давай вот тут тебя прикроем». Наоборот, на моей полноте акцентировали внимание. И после выступлений меня ждали поклонники с цветами. Наверное, именно во время гастролей по Испании, Франции, Италии я научилась по-настоящему принимать свое тело.
Кстати, на диету я села единственный раз в жизни, еще в шоу «Кракатук». Тогда я весила почти 160 килограммов — руки на животе едва сходились! Работать в кольце было тяжело. Я выбрала безуглеводную диету, но уже через пару недель ее бросила, потому что меня мутило от голода. Однако помогли физические нагрузки и ритм жизни: за месяц сами собой ушли 40 килограммов. На 120 вес встал, но я поняла, что мне в нем комфортно. Да и фактуру для шоу терять не хотелось.
Вообще я ленивая. И в пирожных себе не отказываю, и лапшой могу поужинать. Тренировки, бывает, забрасываю. Хотя в 43 года держать себя в форме сложнее, приходится активней работать. Например, за время самоизоляции набрала около 7 килограммов и чувствую, что вес мешает — давит на суставы. Мне помогают йога и занятия на кольце.
Как я придумываю номера
Над своими номерами я постоянно работаю — модернизирую, ввожу новые трюки. Пару недель тренировалась, чтобы сделать вис на носках. Это непростой элемент: ты висишь без страховки вниз головой, опираясь на кольцо только стопами. Причем мне было интересно: сколько я смогу так выдержать? Получилось чуть больше минуты, это много: на выступлениях вис на стопах длится всего секунд 10.
Другой сложный трюк — вис на одном носке — я отрепетировала и хотела запустить в Мексике. По плану он шел в конце номера, как самый эффектный. Но вдруг я почувствовала беспричинный страх, словно сейчас случится что-то нехорошее. И не решилась сделать трюк. Как выяснилось позже, пока я была на гастролях, умер мой папа, а мама не хотела мне говорить, чтобы я могла спокойно доработать контракт. Видимо, я смогла это как-то почувствовать…
Почему я взялась учить воздушной гимнастике детей и взрослых
Во время пандемии в зарубежных гастролях случился простой, зато в Москве мне предложили преподавать воздушную гимнастику в студии для детей и взрослых.
А я беру всех — и полных, и худых, и опытных, и начинающих. И после моих занятий на шпагат садятся даже самые негнущиеся. Потому что у меня к ученикам особый подход. Я никого насильно не тяну, не заставляю себя мучить, не сравниваю их между собой. Не получилось? Завтра попробуем снова. Пусть не с первого, но с десятого раза у всех получается.
Я говорю родителям, которые приводят ко мне детей: «Да, возможно, воздушная гимнастика не станет их хлебом, но это даст физическую подготовку, координацию, понимание своего тела. И, что важнее, научит преодолевать трудности и заложит внутреннюю энергетику веры в себя».
Думаю, что помогаю своим ученикам вырастить крылья, которые понесут их по жизни и не позволят сдаваться в тяжелые периоды.
Автор: Ирина Смоляная