На третьем курсе у нас в политехе был предмет «робототехника». Преподаватель задал придумать концепцию полезного автомата. Я разработал концепт робота для нанесения дорожной разметки и с ней победил на конференции молодых ученых. Тогда я поверил, что робототехника — это направление, где я могу добиться успеха.
На пятом курсе я собрал команду, потому что робототехника — это и машиностроение, и электроника, и программирование, и мы втроем с друзьями начали реализовывать проекты, которые можно было превратить в коммерческие.
Как мы создали филиал «Сколково» в гараже
Первого промобота-снегоуборщика мы собирали в гараже на окраине Перми в районе, который называется Кислотные Дачи. Это был обычный гараж, далекий от того, который был у Стива Джобса в калифорнийском Пало-Алто. Когда шел дождь, в нем протекала крыша, летом стояла жара, а в холодное время, наоборот, было холодно и приходилось топить печь. Но нас поддерживало и подталкивало окружение: в гаражном кооперативе имелись и другие предприниматели — кто-то собирал мебель, кто-то ремонтировал автомобили, кто-то выращивал червей для рыбалки.
Семья и друзья относились к моим занятиям с опаской, поскольку предпринимательство, особенно инновационное, несет много рисков. Шансы технологических компаний на успех в лучшем случае один к десяти. Но в нас все равно верили.
Чем мы занимаемся
В основе робототехники есть постулат, что роботы сменят людей в трех основных направлениях — там, где работать скучно, грязно и опасно.
Опасно — это атомная промышленность, нефтедобыча, горнодобывающая отрасль, управление транспортными средствами. Грязно — это строительство, клининг и тому подобное. А скучно — это или рутинные производственные операции, или же сервис, то есть труд администратора, промоутера, хостеса, гида, консультанта, дворецкого, официанта. Вот в этом сервисном направлении мы и работаем.
Основным продуктом компании сейчас стал робот Promobot V.4. Он способен распознавать лица и речь, отвечать на вопросы людей, у него огромная лингвистическая база, и он может общаться на 11 языках. Этот робот перемещается и избегает столкновений, двигает руками и головой, транслирует различные материалы и обладает открытой платформой для развития.
Что умеют наши роботы
На сегодня мы произвели уже свыше 500 роботов, которые трудятся более чем в 40 странах мира.
Среди наших флагманских образцов — робот-консьерж, способный сканировать паспорт человека и выдать ему пропуск в здание или офис, медицинский робот-диагност, который проводит первичный осмотр пациента, он же записывает его к нужному врачу-специалисту.
Есть еще робот — лабораторный стенд. С его помощью можно изучать, например, основы робототехники. Сегодня около 50 штук работает в различных университетах России, в том числе в РАНХиГС, Пермском политехе, Тюменском индустриальном университете, Ростовском университете транспорта.
И конечно же, робот-промоутер. С него мы начинали. Это робот для привлечения внимания. Он может улыбаться и раздавать комплименты дамам, дарить цветы, петь и даже отплясывать тверк. В него можно в течение получаса загрузить информацию о любой компании, и он будет знать ответы на основные вопросы, которые может задать посетитель.
Специально для МФЦ мы разработали робот-сканер, который может автоматически заполнять документы. Достаточно приложить паспорт — и все данные автоматически окажутся заполненными. Время обслуживания клиента сократилось до 6 секунд.
Как мы вышли на первые позиции
На мировом рынке наши роботы чувствуют себя вполне уверенно. За прошлые два года более 20 дистрибьюторов перешло к нам от коллег-конкурентов в Китае и Японии. Причина в более низкой цене, ведь наша продукция состоит на 80% из отечественных комплектующих — это металлические и пластиковые детали, более половины электронных компонентов, включая драйвера двигателей, некоторые сенсоры и пр.
Из-за границы мы привозим материнские платы, видеокарты, процессоры — их, к сожалению, у нас пока не делают, но мы ждем и надеемся, что эта индустрия появится и в России. Однако и сейчас наши роботы в несколько раз дешевле зарубежных аналогов.
Вторая причина — это качество наших промоботов. Они надежные и антивандальные, их трудно разбить, потому что они сделаны из прочного пластика.
Наш подход позволяет быть гибкими и оперативно принимать решения, которые нужны рынку. У нас каждый робот лучше, чем предыдущий. А коллеги из Азии, пока не продадут партию из 1000 штук, к следующей не приступают.
В итоге там, где выпускают за пять лет по одной версии робота, мы выпускаем пять. В сфере сервисных роботов мы на несколько лет впереди.
Ждет ли мир восстание киборгов
Есть такая теория, что когда-нибудь андроиды могут восстать против своих создателей. Но для этого робот должен обладать сознанием — уметь думать, предугадывать последствия и сам принимать решения.
Пока же механизмы созидать не способны. Прежде всего нам нужно самим разобраться в том, как же устроено сознание. Человеческий мозг до сих пор изучен не более чем на 5%.
Для этого каждое устройство должно быть оснащено красной кнопкой, расположенной на видном месте и останавливающей механизм при угрозе человеку. Без этого допуск к рынку не допускается. Эти меры используем и мы.
Вообще, роботы должны привести нас к другому будущему. Когда во все отрасли максимально внедрятся роботизация и автоматизация, сначала будет три выходных дня в неделю, потом четыре, потом пять, а потом и вовсе все дни будут нерабочими.
Произойдет рывок в науке, искусстве, в литературе, культуре, будут активно развиваться космические путешествия. Так что негативного сценария ожидать не стоит.
Текст: Сергей Пономарев
Фото и видео — из личного архива Олега Кивокурцева