Как я искала свои краски
Художники — народ впечатлительный: хочется нарисовать, то что поразило. Так произошло и со мной. Нырнула первый раз, увидела, насколько подводный мир уникален, и захотелось всем показать его красоту. Но чтобы объединить две страсти — рисование и дайвинг — надо было найти правильные инструменты.
На это ушло много времени и денег. Если взять обычный холст, простую водостойкую краску и кисточку, то в соленой воде краска не ляжет. Я экспериментировала в ванной: набирала воду, брала несколько красок, холст и рисовала. Первоначально всё расплывалось. Но я вновь смешивала краски, искала цвета и нужный химический состав.
Тканевый холст я тоже обрабатываю специальным влагостойким составом. Модернизировала и мольберт — сделала тяжелее, чтобы не всплывал на поверхность и не уплывал по течению.
Хорошо помню первую картину, написанную на дне океана — это небольшой этюд, на котором изображена рыба-крылатка. Она медленно кружила, а я рисовала. Сейчас эта картина в частной коллекции на Тайване. Всего я написала более сотни картин, большинство из них — в частных коллекциях.
Как ко мне приходят сюжеты
Обычно я пишу картину за 5-6 погружений, каждое из которых длится от полутора до трех часов. Место, где буду рисовать, выбираю заранее. А вот сюжет картины рождается уже под водой. Часто бывает, начинаю рисовать и бац — приплыли красивые рыбки или черепаха. Бросаю уже написанное и переключаюсь на морских обитателей.
Удивительно, они охотно позируют. Помню, одна рыбка плавала за мной несколько дней. Я даже экспериментировала: найдет — не найдет. Погрузилась на 100 метров левее от вчерашней отметки, и она меня нашла.
Подплывают и хищники. Но если не проявляешь агрессивных действий и сохраняешь спокойствие, то рыба посмотрит-посмотрит и уплывет по своим делам.
Однажды я рисовала триптих. Подготовила пластиковый реквизит, имитирующий морские клады. Рисовала долго: сделала семь погружений, каждое часа по три. Но всё время что-то не устраивало. Ассистент уже сказал: «Хватит, оставь работу, всё хорошо». Решила нырнуть еще один раз. Прорисовываю детали, как вдруг подплывает большой осьминог. Крутится рядом с картиной, крутится. А потом — хвать щупальцами по реквизиту! В итоге он раздавил всё — пластиковые кинжалы, монеты, драгоценности. Посидел на пластиковых сундуках — они сплющились от его веса. А потом, довольный, медленно уплыл. Я подумала, раз уж природа мне намекает, что пора заканчивать с картиной, значит, действительно она готова.
А еще меня пикассо за палец кусал. Пикассо — это рыба из семейства спинорогов. Ее так назвали за необычную, я бы сказала даже креативную раскраску. Эта рыба проявляет агрессию, если посчитает, что ее территорию кто-то занял.
Подплыла рыба — я затаилась. Пикассо попытался отнять картину — я аккуратно отогнала. Потом он стал отнимать кисточку: хватал ее и тянул на себя. И в какой-то момент решил применить силу и цапнул меня за палец. Было немного больно.
Где я рисую
Я погружаюсь обычно на глубину до 25 метров. Для профессиональных дайверов это «мелкая вода». Но я же не обычный дайвер, а художник! На глубине больше 25 метров гораздо хуже освещение и меньше времени на работу.
Еще важна температура воды. Поэтому я не рисую в морях, которые сильно севернее от экватора — они холодные. В южных морях, тропических, вода прогревается равномерно: температура на глубине равна температуре на поверхности. В северных, даже в Черном море, такого нет: там чем глубже — тем холоднее. Но, если меня пригласит какой-нибудь океанариум, с удовольствием поработаю: устрою шоу и нарисую портреты морских обитателей.
Для себя нашла идеальное место — это побережье Таиланда. Еще раньше (до коронавируса) ездила на Красное море, в Индонезию, на Мальдивы.
Часто спрашивают: зачем мучаться и рисковать, ведь можно рисовать подводный мир с фотографий? Фото не передает всей красоты цвета под водой и того оптического преломления. Есть художники, которые рисуют под водой только силуэт будущей картины, а основную часть прорисовывают уже в мастерской на суше. Но такие работы видно сразу — они «плоские».
Как я пишу портреты с натуры под водой
Я — первый человек кто стал рисовать портреты людей с натуры на дне морском. Но перед тем, как взяться за заказ, адекватно оцениваю опасность погружения. Не столько для себя (у меня инструкторский уровень в дайвинге), сколько для тех, чьи портреты я рисую. К работе приступаю только тогда, когда натурщики подтвердят, что умеют погружаться и правильно передвигаться на глубине.
Некоторые переживают, что на картине будут с трубкой и баллоном. Как художник, я могу включить фантазию: например спрятать баллон за спиной или посадить человека так, чтобы не было видно трубки. Заказчик будет спокойно дышать и комфортно себя чувствовать.
После того, как нарисовала подводный портрет президента российской Национальной дайв-лиги, получила официальную лицензию на право преподавания подводной живописи. Номер у этого документа — первый.
Теперь у меня есть собственный курс для обучения детей и взрослых — серьезный и довольно продолжительный. Но есть и экспресс-вариант, пользующийся успехом у туристов. Вместе с учеником погружаемся на дно, и за несколько часов рисуем картину. У туриста остаются и впечатления от увиденного и лучший сувенир.
О чем я мечтаю
Нарисовать портрет самой опасной акулы — белой. В мире есть несколько мест, где хищников прикармливают, а потом опускают к акулам людей в специальных клетках. Минут 15-20 дайверы находятся в этой клетке и дразнят акулу.
Мне для написания картины нужно времени значительно больше — минимум час, а лучше два. Только представьте: я рисую, а в это время злая акула открывает пасть и пытается всей своей силой сломать клетку. Насколько выразительной получилась бы эта картина!
Текст: Инна Киреева Фото: Ольга Белкина