Практически всех владельцев старых премиальных машин объединяет одно: они постоянно ремонтируют авто. Я поделюсь своим опытом и расскажу, почему не жалею о потраченном времени и деньгах.
Техническая справка
Автомобиль BMW 3-й серии (E46) купе.
Двигатель 2,5 литра, бензин (192 л. с., 245 Н·м).
Коробка передач автоматическая (пять ступеней).
Трансмиссия заднеприводная.
Год выпуска — 2003.
Куплен в 2015 году, продан в 2022 году.
Почему решил купить
Впервые со старой премиальной машиной я столкнулся случайно. На тот момент я владел достаточно свежим Chevrolet Cruze. Компактный седан меня устраивал, но следующую машину я хотел побольше и помощнее. Одним из основных вариантов был Opel Insignia с двухлитровым бензиновым турбомотором. Старых автомобилей я опасался и дел с ними иметь не хотел.
По стечению обстоятельств я временно получил в пользование BMW X5 (E53) 2002 года — такую машину снимали в фильме «Бумер-2».
Кроссовер был на 10 лет старше моего Cruze, но в два раза мощнее — 4,4 литра, 286 лошадиных сил.
Машина была в хорошем состоянии, поэтому полгода я тратился только на бензин. За это время я полностью поменял своё отношение к премиальным машинам. Когда я снова пересел на Chevrolet, он показался мне игрушечным. В нём не было той мощности, управляемости, качества отделки салона и того стиля. Тогда я понял, что хочу поменять Cruze на премиальную машину — и не важно, какого года выпуска.
Как я выбирал машину
Позволить себе такой же BMW X5 я не мог, потому что он расходовал 20 л бензина на 100 км, а также за него нужно было платить большой транспортный налог — чуть больше 40 000 рублей в год.
Поэтому среди претендентов были Mercedes-Benz W210 и W220, Audi A4 B6 и A6 C5. Все машины на тот момент были старше 10 лет. В итоге я остановился на Audi A6 — седане с мощным трёхлитровым бензиновым двигателем и хорошим набором опций.
Всего я посмотрел семь автомобилей, которые были в продаже. Но ни один из них меня не устроил, потому что у них были серьёзные проблемы.
По совету своего друга, у которого был седан BMW 3-й серии в кузове E46, я начал смотреть эти машины. Но такой вариант мне не понравился по внешнему виду, и тогда я обратил внимание на ту же модель, но в кузове купе. В этом варианте были другие фары, бамперы и задние фонари, и это мне понравилось.
Посмотрев несколько вариантов, я остановился на рестайлинговой модели 2003 года выпуска серебристого цвета. У машины был пробег по одометру 190 тысяч километров, бензиновый рядный шестицилиндровый двигатель объёмом 2,5 л, автоматическая коробка передач и задний привод.
На осмотр в качестве помощников я брал нескольких друзей, но, как оказалось позднее, это не помогло.
Первые впечатления
Состояние машины было далеко от идеального, но с первых километров я понял: купил именно то, что хотел. По субъективным ощущениям, это был «взрослый» автомобиль — достаточно мощный, с точным и резким управлением, отличной устойчивостью на дороге.
Также у машины была неплохая комплектация: кожаный салон, ксеноновые фары, электрорегулировка сидений и прочие функции.
В отличие от BMW X5 расход топлива укладывался в 11—13 литров на 100 км.
Проблемы, ремонт и вложения
Вложения в машину начались сразу. Первым делом я провёл комплексное техническое обслуживание и заменил детали передней подвески. Ездил в сервис к хорошим знакомым, а запчасти и расходники заказывал через магазин, в котором работал.
При детальном осмотре машины выяснилось, что она побывала в серьёзной аварии. Лонжероны были целыми, но заднюю правую часть кузова ремонтировали. Из-за некачественных работ металл быстро начал ржаветь. Особенно сильно это становилось заметно после зимы.
Именно кузовной ремонт и покраска стали самыми серьёзными проблемами. В общей сложности я красил машину трижды и так и не добился желаемого результата. Правильным решением было бы заменить задние четверти кузова. Но это очень сложная и дорогая работа.
Очень быстро я понял, что многие детали, механизмы и электроника даже на старые премиальные автомобили стоят очень дорого. Поэтому многие запчасти приходилось покупать на авторазборах. Это площадки, которые привозят в Россию нерастаможенные машины и продают их по запчастям.
Я нашёл компанию, которая разбирала автомобили из Японии. Там можно было найти детали и механизмы в очень хорошем состоянии в несколько раз дешевле, чем новые.
BMW E46 оснащён надёжными агрегатами, но возраст и пробег берут своё. За время владения я отремонтировал и поменял очень много всего. Например, автоматическую коробку передач я дважды менял и ремонтировал, а потом поменял рулевую рейку, фары, стёкла и кузовные элементы.
Особенность владения старыми автомобилями в том, что проблемы накапливаются очень быстро, и если их вовремя не устранять, то на машине будет невозможно или небезопасно ездить. Поэтому у меня был список проблем, которые нужно устранить. Он постоянно обновлялся и увеличивался. В сервисах я бывал регулярно — от одного раза в месяц до двух раз в неделю. В общей сложности я сменил cемь СТО, не считая небольших разовых ремонтов. Найти грамотных мастеров, услуги которых стоят не очень дорого, сложно. Именно поэтому много денег и времени я потратил впустую — ремонтировал или менял то, что на самом деле было исправно.
Много проблем возникало зимой — я регулярно возил машину в сервис на эвакуаторе.
Много денег я потратил и на приятные вещи, например переделывал фары, установил мультимедиа на Android, поставил оригинальный спортивный руль, установил впуск и выпуск от более мощной версии, более мощную тормозную систему.
Я не считал точно, сколько денег всего вложил в машину, но точно не меньше, чем две её стоимости.
Почему так долго не продавал и почему не жалею об этом
В общей сложности я владел BMW E46 семь лет. С одной стороны, я потратил на эту машину очень много времени и денег, но всё равно не довёл её до идеального состояния. С другой — благодаря ей я очень многому научился.
Например, теперь я неплохо разбираюсь в агрегатах и системах автомобиля, ориентируюсь в каталогах запчастей, понимаю, как выбрать хорошие детали и хороший сервис. Но главное — у меня больше нет паники, если машина не заводится или какая-то система перестала работать. Я понимаю, что нужно делать, как себя вести и в какой сервис обращаться.
Например, один раз я проехал через весь город с неработающим генератором, чтобы не тратить лишние деньги на эвакуатор. Половину пути я ехал в аварийном режиме АКПП и с неработающей приборной панелью. Всего этого опыта у меня бы не было, если я бы купил свежую Opel Insignia.
При этом я не жалею ни об одном вложенном в машину рубле. Она доставляла мне большое удовольствие от вождения. Общаясь с разными мастерами, я набрался опыта и знаний, которые мне помогли в будущем.
Идея поменять машину пришла, когда я понял, что некоторые проблемы стали появляться по второму или третьему разу. Я знал, как и где их устранить, поэтому ремонт проходил быстро. Но в этом больше не было вызова и испытания. Пожалуй, с этой машиной я сделал почти всё, что хотел, за исключением установки более мощного двигателя. Но понял, что никогда не отобью вложения, и решил, что пора начинать новую историю.
Я продал машину довольно быстро — за месяц, потому что поставил адекватную цену. Она была не намного выше, чем та сумма, что заплатил при покупке. При этом мне не было стыдно за автомобиль, потому что на рынке видел много автохлама по завышенным ценам.
Рекомендации
Тем, кто задумывается над покупкой старой премиальной машины, я могу дать несколько советов из личного опыта:
- Даже если машину покупать по самой высокой цене на рынке, в неё придётся вкладывать деньги, потому что ресурс любых деталей и механизмов ограничен.
- В машину с проблемами нужно либо сразу вложить большую сумму и устранить неполадки, либо вкладывать понемногу, но постоянно.
- Если не устранять неполадки вовремя, то старая машина очень быстро превратится в ведро с болтами.
- Нужно сразу найти хороший клубный сервис, где не будут обманывать. Если такого сервиса нет, то придётся самому научиться разбираться в машине. Иначе каждый мастер будет разводить на деньги.
- Самое важное — найти машину с хорошим состоянием кузова. Кузовной ремонт и покраска отнимают много времени и денег. Двигатель или коробку передач поменять проще и дешевле.
- Нужно найти несколько проверенных авторазборов, потому что придётся покупать подержанные детали и механизмы.
- Всегда нужно иметь запас денег на ремонт и эвакуатор. Серьёзные поломки часто происходят внезапно.
- Не нужно надеяться, что вложения окупятся. Если не проводить полноценную реставрацию, то в лучшем случае получится продать машину по цене покупки.
- Пробег на одометре ничего не значит, если машине 15 и более лет. При покупке нужно смотреть только на состояние.
- Не нужно покупать старую машину, если автомобили не интересны. Поэтому что тогда постоянные ремонты и вложения очень быстро надоедят. В таком случае лучше купить свежий бюджетный автомобиль.