Как открыл для себя коробку с карандашами
Мои отец и мать — художники, преподавали в школе. Я рос в творческой атмосфере, учился в художественной гимназии. Однако после школы не пошел по стопам родителей. Окончил юридический факультет Восточной экономико-юридической академии. Более 20 лет был руководителем в коммерческих предприятиях. А в декабре 2013 года все бросил…
Решение уйти с работы и пуститься в свободное плавание было спонтанным и продиктовано тем, что я устал от своего рода деятельности. Целыми днями меня не было дома, все время работал. Жену и детей почти не видел.
Нужно было что-то менять. Год ушел на то, чтобы избавиться от кредитов. Пришлось продать двухэтажный дом и переехать жить в другой — поменьше. Стал серьезнее относиться к финансам.
Целый год искал себя, пробовал разное: роспись матрешек и спичечных коробков, резьбу по яичной скорлупе, рисунки на семечках тыквы… Параллельно изучал инструменты «Инстаграма», слушал книги по медиамаркетингу и продвижению, экспериментировал в социальных сетях.
В итоге методом проб и ошибок добрался до карандашей, начал делать скульптуры из грифеля и также выкладывать свои труды в Сеть. Количество подписчиков заметно увеличилось. Оказалось, миниатюры понятнее людям, а значит, более востребованы. Так я нашел свою нишу.
Где достать волшебную точилку
Несколько лет назад к 1 апреля я записал шуточное видео, как вставляю в точилку карандаш, проворачиваю его там и достаю уже со скульптурой на кончике грифеля. Мне тогда писали сообщения с предложением запустить краудфандинг, продать и запатентовать хитроумное приспособление. Многие до сих пор верят, что такая точилка существует. Ребята, вы серьезно?!
В самом начале, когда только учился вырезать по карандашу, я много ошибок делал из-за плохого знания материала. Карандаши часто крошатся, особенно цветные. Бывало, хорошо представлял работу в 3D, но на практике выходило иначе. К примеру, Эйфелева башня ломалась 8 раз, голова Дарта Вейдера — 10 раз. До сих пор каждая вторая работа требует несколько дублей: где-то рука дрогнула, где-то ошибся.
Свое творчество я продвигаю через интернет. На мой аккаунт в «Инстаграме» подписаны 790 тысяч пользователей, а в Tiktok — почти семь с половиной миллионов.
Раньше судьбу творца решала группа людей в Союзе художников. Сейчас это делают пользователи по всему миру. Я сразу решил не вкладываться в рекламные кампании, не тратить деньги на покупку лайков и подписчиков. Пусть мое искусство само за себя говорит. Современному художнику никто не нужен. Хотя сейчас у меня есть агент, который помогает организовывать выставки за рубежом.
Как появляются скульптуры из грифеля
Некоторое время назад я получил заказ на серию фигурок из сериала «Игра престолов» для рекламной кампании. Трудился над ним три месяца. Железный трон в 5 мм на грифеле делал около трех недель. Сначала создал сам трон, а основное время потратил на вырезание на нем лезвий мечей. Для сравнения: простой символ или букву могу сделать за пару дней. Коллекция отправилась сначала в Сингапур на передвижную выставку, а потом — в Европу.
Мне нравится работать в наушниках. Слушаю разную музыку: и старый русский рок, и классику. Включаю Моцарта, Баха, «Металлику» или Цоя — и погружаюсь в процесс творчества, который сродни медитации. Мыслей нет, как нет и словесного шума и суеты. Все исчезает, остается только биение сердца. Пульс создает микрошевеления на кончиках пальцев. Чтобы сделать правильное движение, нужно задержать дыхание.
Как увлечение отразилось на семье
Жена всегда меня поддерживала. Она взяла на себя всю работу по дому. Вообще, супруга была инициатором глобальных изменений в моей жизни. Сейчас мы много времени проводим вместе. Иногда я просто делаю перерыв во время работы, и мы сидим, пьем чай на кухне, общаемся. Смотрим кино всей семьей. Любим гулять в лесу, наблюдая изменения природы.
Полгода мы прожили в США. На мой взгляд, в современной России искусство не так востребовано, как в Америке. Там оно сейчас высоко ценится. Но в итоге все же вернулись на родину. Это другая культура, ментальность, отличная от нашей. Вдобавок ко всему платная и дорогая медицина. Да и работать дома лучше.
У меня трое детей. Старшей дочери 19 лет. Сейчас учится на программиста, но пробовала себя и в моем искусстве. Она делала алфавит из мелков и продавала на сайте моего магазина. Заработала таким образом себе на телефон. Сыну 15 лет, он учится в художественном училище — тоже вытачивал скульптуры и успешно продавал. Младшая дочка еще маленькая. Юная гимназистка мечтает вырасти и стать учителем, как бабушка и дедушка.
Какой след я хочу оставить
Среди скульпторов по карандашу я наиболее известный, но есть и другие. Я общаюсь и переписываюсь в социальных сетях с художниками из США, Хорватии, Тайваня и Индии. Из Индии особенно много приходит сообщений — там издревле развита художественная резьба. Почти ежедневно мне пишут начинающие миниатюристы, задают вопросы.
Меня вдохновляют Винсент Ван Гог и Леонардо да Винчи. Из современников — Сергей Маршенников — это российский художник-реалист из Санкт-Петербурга, подражающий русским живописцам XIX века
Я уверен, что не сверну с выбранного пути. Возможно, когда-нибудь переключусь на что-то новое. Выберу другой материал или жанр. В голове много различных идей. Думаю заняться граффити, расписывать здания. У нас в городе много исторических портретов на домах, созданных в этой технике.
Но пока я хочу сделать максимум в своей области, чтобы этот жанр стал таким же признанным, как скульптура из мрамора или бронзы. Чтобы мои работы ценились как настоящие произведения искусства. Прославиться при жизни — мечта любого творца. С одной стороны, речь идет о тщеславии, но с другой — художнику важно высказаться. Важно оставить след, но при этом не наследить.
Советы начинающему скульптору по грифелю
- Выбирайте мягкие графитовые карандаши. Пробуйте, пока не найдете, что больше подходит для ваших задач. К примеру, в моем стакане сейчас стоит 15-20 экземпляров разных производителей. Все они куплены в обычных магазинах для художников.
- Цветные карандаши по составу отличаются от простых. Благодаря таким добавкам, как воск, полимерные красители и пр., они более ломкие, чем простые.
- В целях безопасности начните с карандашей размера Jumbo. Можно даже взять большие мягкие восковые мелки.
- Понадобятся увеличительное стекло, микроскоп и резак — скальпель со сменными лезвиями. Так называемый craft knife.
- Не нужно много места. Моя мастерская находится дома. Это всего лишь небольшой стол в комнате.
- Следите за порядком на рабочем месте. Графитовая пыль вредна для легких. Работать в маске мне неудобно, поэтому держу карандаш подальше от лица. Сразу после работы все убираю, проветриваю комнату.
- Делайте разминку для глаз, делите работу на интервалы.
- Хранить и перевозить карандаши нужно в специальном защитном боксе, на пьедестале под стеклом или в колбе.