Слушать аудиоверсию этой статьи:
Добавленные в стекло окислы металлов дают изделию разный цвет. Например, окисел меди — красный, закись хрома — зеленый, селен — розово-красный, а золото — рубиновый.
Профессия стеклодува не самая массовая. А внутри профессии есть деление на разные направления и специализации.
Есть классические выдувальщики, которые работают с длинной металлической трубкой и расплавленным стеклом из печи. Есть стеклодувы-рекламщики — те, кто делает из стеклянных трубок газосветную, неоновую рекламу. Есть стеклодувы-станочники: их задача — изготовление больших стеклянных аппаратов для химических производств.
Куба. Открытие персональной выставки в г. Ольгин.
Posted by Юрий Леньшин on Sunday, February 24, 2013
Есть стеклодувы-аппаратурщики, изготавливающие приборы и аппараты для химических лабораторий. Есть стеклодувы, которые изготавливают на газовой горелке небольшую стеклянную пластику. То есть различные скульптуры из стекла.
Мой основной инструмент — газовая горелка. Их у меня две. А еще нож, пинцеты, подкатки, подрезки, игла. Я обычно работаю со знаменитым богемским стеклом — получаю полуфабрикат из Чехии. Иногда из Италии.
У стеклодувов-аппаратурщиков одно из условий разрядных норм — это умение изготовить какую-либо фигуру из стекла. Обычно почему-то делают чертей. Умеешь выдуть черта — ты стеклодув.
Я тоже с них начинал. Сперва делал их просто так, потом помещал внутри графина. А потом потихоньку взялся за другие работы — цветы, зверей, аистов.
Как я стал стеклодувом
В конце 60-х годов моя семья переехала в Таджикистан. Отец был назначен одним из руководителей азотно-тукового завода в городке Калининабад. По предложению отца пошел учиться на стеклодува в заводскую стеклодувную мастерскую. Выучиться не успел, призвали в армию.
После армии продолжил обучаться мастерству самостоятельно. Для этого из республиканской библиотеки выписал редкий, по сути, букинистический учебник С. Ф. Веселовского «Стеклодувное дело», изданный в 1952 году.
Когда в Таджикистане вспыхнула гражданская война, я с женой и детьми вернулся в Калининград. Я стал сотрудничать с разными химическими лабораториями, сделал огромное количество стеклянной аппаратуры. А когда они закрылись, перешел на «художественное стекло».
Почему я работаю на улице
На улице работаю, чтобы показать людям стеклодувное искусство. Это что-то вроде спектакля, когда шумит горелка и буквально на глазах получается маленький шедевр, законченная фигура или композиция. Людей от этого зрелища не оторвать.
Однажды маленький мальчик попросил сделать ему котопса. Я не знал, кто это. Он объяснил, что это персонаж его любимого мультфильма. Со слов мальчишки я сделал этого котопса. Надо было видеть восхищенные глаза ребенка!
В другой раз иностранный турист подошел ко мне со словами: «А вы можете меня чем-нибудь удивить?» Я изготовил на скорость необычную мышку за 3 минуты 25 секунд. Он был в полном восторге и дал мне какие-то огромные по тем временам деньги. Я их ему вернул со словами: «Это того не стоит». Но он все равно настоял, чтобы я взял хотя бы половину.
Во время самоизоляции я сделал коллекцию, которую назвал «Моя Пандемия»: стеклянные кубки со скульптурами бога Гермеса, петушка, Петрушки, бригантины, ангела, рыбки.
В середине «нулевых» в Москве на передаче «Поле чудес» я в студии выдувал стеклянный герб России. А потом Якубович прилетел в Калининград и попросил меня прямо на площади изготовить ему самогонный аппарат.
Дело нехитрое: за свою работу на предприятиях МинХимПрома СССР, я много таких затейливых аппаратов сделал. Даже написал на аппарате раскаленным стеклом «Якубовичу».
Про будущее профессии
Ученики, к сожалению, остались в СССР, когда государство давало возможность обучать такому ремеслу. Сейчас это практически невозможно. Тому есть две причины. Стеклодувному делу надо учиться долго — не меньше 5-7 лет. Поэтому к концу курса в лучшем случае остается процентов пять от тех, кто начинал.
А еще это достаточно дорого: 30-35 тысяч рублей в месяц надо на одного ученика, причем только на газ и другие расходные материалы.Тем более что долгое и дорогое обучение не гарантирует того, что полученные навыки пригодятся. Ведь наш заработок, как у любых других художников, нестабильный и зависит от того, куда и как получится сбывать свою продукцию.
Одна надежда: тот, кто хочет чего-то добиться в нашем деле и проявит упорство, сможет и сам стать мастером-стеклодувом. Мне ведь это удалось.
Текст: Сергей Пономарев
Фото и видео из личного архива Юрия Леньшина