Фотограф, организатор квестов, владелец мастерской лазерной резки и директор сервиса «автонянь» рассказали, как спасали свои компании от разорения.
Анна Филиппова 35 лет, генеральный директор компании Kidsway
Переориентировала персонал на оказание услуг доставки
Как мы перестраивались
В компании работает 300 автонянь — только женщины, самого разного возраста, на личных автомобилях. А еще 30 человек менеджеров — операторы, продажники, руководители подразделений, маркетологи. Было страшно, что все они останутся без средств к существованию. Написала пост в «Фейсбуке», рассказала, что у меня есть 300 отличных курьеров без работы. За сутки он собрал огромное количество просмотров. И сразу же поступило около 70 предложений о сотрудничестве — от разных компаний. Наша помощь оказалась очень кстати. Мы кинулись в работу.Кто-то из моих сотрудниц, конечно, предпочел уйти на карантин, уехать на дачу. Но 70% остались.
Как обстоят дела с доходностью
Мы ожидаемо упали в прибыли. До карантина стабильно выполняли около тысячи заказов в день по сопровождению детей, во время пандемии — максимум 300 по доставке и прочим сервисам. Раньше маржа составляла 40–45%, в нынешние времена — гораздо меньше. А партнеры платят нам примерно 7% с заказа — это крохи. И доставка у них недорогая: примерно 200 рублей. Но мы честно делим прибыль между всеми менеджерами и выживаем, как можем. А автоняни получают 60% с каждой своей поездки.Коллективу важно, чтобы именно собственник или генеральный директор объяснил им суть происходящего. Многие из них не понимают, как устроен бизнес, сколько ты отчисляешь налогов с зарплаты и т. д.
Что дальше
За время самоизоляции удалось сохранить рабочие места и создать новые! Раньше в качестве автонянь мы всегда нанимали только женщин, многие мужчины хотели у нас работать, но их не брали. Сейчас, когда была нехватка курьеров, набрали мужчин на эти позиции. А еще пандемия меня научила тому, что нельзя брать деньги в долг, так как это «шальные» деньги, которые расхолаживают. Нужно искать другие возможности и учиться зарабатывать любым путем.Константин Чалабов, 30 лет, фотограф, победитель конкурса «Снято на iPhone — 2020»
Теперь проводит фотосессии в скайпе
В период самоизоляции количество желающих устроить себе фотосессию резко сократилось. Тогда я подумал, что можно снимать людей по скайпу, FaceTime или делать скриншоты с экрана. Рассказал знакомым, выложил фотографии в «Инстаграм» — и дело пошло. Определил цену: 6 тысяч рублей за час съемки (обычная съемка у меня стоит 25 тысяч рублей). Заказов на съемку по FaceTime было не очень много, все-таки фотосессии — не самое необходимое людям во время кризиса. Плюс страдало качество. И тем не менее клиенты были, в основном девушки, далеко не только из России.Когда нельзя выйти на улицу, людям тем более хочется красоты. А еще нужно просто общение, внимание.
Что дальше
За время самоизоляции люди устали от онлайна и сейчас после снятия режима, естественно, хотят живых фотосессий. Однако в будущем я продолжу снимать «на удаленке». Это в разы дешевле обычной фотосессии, поэтому спрос на такую съемку не исчезает. Тем более за два месяца появились программы, которые позволяют фотографировать через Интернет в хорошем качестве и высоком разрешении. Например: CLOS app. Полезный навык, который я вынес из истории с коронавирусом, — дистанционная работа. Ведь для фотографа очень важен живой контакт с клиентом. Оказалось, его можно установить и посредством Интернета.Наталья Минская, 32 года, сооснователь компании Questime
Подарила своим клиентам полтора часа свободного от детей времени
Мы с мужем создали Questime (квесты для детей и взрослых) в 2012 году: к началу карантина у нас выходило около 50 квестов в месяц. Когда запретили все уличные мероприятия, мы поняли, что бизнес наш близится к закрытию. Написала своим постоянным клиентам, надеясь на их совет. Они ответили: «Займите наших детей с пользой на полтора часа в день». Так мы придумали «Квест-академию». Это не просто онлайн-няни, которые сейчас появились в большом количестве, а полноценные интерактивные обучающие курсы для детей в «Зуме», с загадками, заданиями, играми и живым общением. Рассчитаны на детей от 6 до 14 лет. Одно занятие стоит 450 рублей. В каждом квесте может принять участие 8 человек.Уроки писали сами, с нуля. Подключали специалистов — им тоже была нужна работа.
Что дальше
Раньше наша аудитория была ограничена городами, в которых мы живем, но сейчас мы доступны везде. А еще оказалось, что и во мне, и в наших мастерах, которые проводят игры, спрятано много нереализованного потенциала, в том числе педагогического. Ведь через квесты мы прививаем любовь к истории, литературе, развиваем креативное мышление ребят.Сергей Федосов, 35 лет, владелец мастерской по лазерной и фрезерной резке Rezkarezka
Вместо декораций стал шить маски и занялся благотворительностью
До пандемии моя мастерская в основном занималась производством декораций и сувенирной продукции для праздников и корпоративных мероприятий. Когда заказов совсем не стало, решил не распускать мастеров по домам. Станки в моей мастерской позволяют раскраивать как фанеру и пластик, так и ткань. Была только одна проблема: мы не могли ее сшивать. Я связался со знакомыми из швейной фабрики и договорился с ними о сотрудничестве. Еще купил стиральную машину в цех, гипоаллергенные кондиционеры и порошки, чтобы стирать произведенные маски.Вначале самоизоляции был большой дефицит масок, за ними все гонялись. Люди паниковали: чихнешь в автобусе без маски — и тебя ссаживают.
Что дальше
Я решил не возвращаться к основному производству: бюджеты на корпоративные мероприятия сокращены, сувенирная продукция в ближайшее время вряд ли станет актуальна. Поэтому занялся производством мебели по индивидуальным заказам. Ситуация с коронавирусом научила меня адекватно оценивать потенциал той или иной бизнес-ниши и быстро отказываться от бесперспективного для нас направления.Фото из архивов авторов