В обычной жизни я ученый, доктор физико-математических наук. Изучаю микрофлюидные потоки жидкостей, газов и тепла, разрабатываю микродатчики для аэродинамических исследований.
А вот другая часть моей жизни тоже проходит в микромире. Но уже не в научном, а в художественном.
Как я начал делать микроминиатюры
С детства я постоянно вырезал перочинным ножичком из дерева лодки и корабли. Ходил в судомодельную лабораторию, там любил заниматься мелкими деталями, стал даже кандидатом в мастера спорта по судомоделизму.
А в студенчестве в университетской библиотеке наткнулся на книгу Григория Мишкевича «Тайны невидимых шедевров». Это сборник рассказов о работе микроминиатюристов Советского Союза. Прочитал и задумался: а сам я смогу что-то подобное?
Первую свою миниатюру сделал в конце 1998-го: написал маме поздравление с Новым годом на срезе рисового зернышка.
Как подковать блоху
Когда говорят о художниках-миниатюристах, чаще всего вспоминают лесковского персонажа Левшу, который подковал блоху. Такая работа до сих пор для микроминиатюриста — своего рода экзамен на право называться профессионалом.
Меня часто спрашивают, а что это за блохи? Да самые настоящие! Ловишь на кошке или собаке — и сразу в спирт: чтобы у них конечности оставались мягкими и не высыхали. У меня этих насекомых стратегический запас!
Свою первую блоху я подковал на четвертый год занятий микроминиатюрами. Когда через несколько лет уже работал с восьмой блохой, изобразил на одной подковке российский флаг, а на другой — написал свою фамилию.
Как рождаются сюжеты
Идеи для работ я черпаю в сказках, народных пословицах и поговорках, литературных произведениях.
«Царевну Лягушку» я поместил на срезе макового зернышка. Ее размер — 0,3 мм, а охотничья стрела, листья и стебельки камышей выполнены из обыкновенных пылинок.
На срезе рисового зерна я изобразил картину-триптих датского художника Херлуфа Бидструпа «Юный художник».
По мотивам известного библейского изречения я пропустил сквозь игольное ушко караван верблюдов. Композиция представляет собой восемь платиновых верблюдов внутри полого конского волоса диаметром 0,12 мм, просверленного и отполированного внутри и снаружи.
Как я это делаю
Дыхание и биение сердца передаются кончикам пальцев — те начинают мелко дрожать. Поэтому очень тонкие операции я выполняю между ударами сердца.
Работаю с помощью сильных микроскопов. Все инструменты — мини-резцы, зубила, стилусы — делаю сам. Обычно использую для этого тонкие сверла или гитарные струны.
И еще у меня есть специальный токарный станочек. Я сам нарисовал его чертежи, а один очень квалифицированный мастер мне его выточил. Цанга, то есть зажимное приспособление, у него всего 0,3 мм — как раз для резцов из гитарной струны.
Сколько времени уходит на миниатюры
Все зависит от сложности работы и особенностей технологии. Эмблему чемпионата мира — 2018 на срезе рисового зерна я нарисовал за три дня, а с оловянной двухмиллиметровой копией Кубка УЕФА в 2009-м году мучился несколько месяцев. Сложности возникли с его непростой геометрией — сделал только с 41-й попытки.
Самую маленькую книгу я задумал еще в 2011 году, а закончил только в 2016-м. Получилось два экземпляра — «Левша» и «Русский алфавит». Обе изготовлены методом литографии на тонкой (3–4 микрона) лавсановой пленке. На страницах «Левши» размером 70 х 90 микрон я нанес фамилии мастеров, подковавших блоху.
Про рекорды
В прошлом году я сделал самую маленькую в мире копию монеты, которая была занесена в Книгу рекордов Гиннеса.
До этого рекордом была монета диаметром 4,2 мм. Я же сделал монету диаметром 3,13 мм и весом 0,018 грамма. Ее толщина — около 100 микрон, то есть 0,1 мм.
Я сделал копию с российского золотого червонца 1923 года, известного как «Сеятель». Изготовил несколько десятков штук и замерил их в Новосибирском центре стандартизации и метрологии.
Для штамповки монет я использовал два штемпеля из специального пластика с зеркальным изображением «Сеятеля» — для аверса и реверса. Затем чеканил монеты на специальных заготовках — золотых кружочках. Одной пары штемпелей хватает на четыре-пять оттисков, потом приходится делать новые.
Мои работы также внесены в Книгу рекордов России. Например, «Чижик-Пыжик» высотой в 0,2 мм, установленный на конском волосе, или «Слон на маковом зернышке» размером 0,9 х 0,75 мм.
Большая часть миниатюр представлена в музее «Русский Левша» в Санкт-Петербурге и новосибирском Художественном музее, а остальные колесят по стране в трех передвижных выставках.
Что мечтаю сделать
У всякого мастера есть цель, к которой он стремится. У меня до недавнего времени их было три, но одной я достиг: изготовил самую маленькую в мире книгу.
Вторая задача — самое маленькое изделие, выполненное человеком. Пока эту строчку в Книге рекордов Гиннеса занимает британский скульптор Вильярд Виган. Он сделал фигурку человеческого эмбриона из кевлара размером с кровяную клетку, которую мастер поместил внутрь волоска из собственной щетины. Мечтаю побить его рекорд.
И третье, самое сложное: сделать движущуюся миниатюру. Чтобы верблюжий караван в игольном ушке не стоял, а брел по барханам. Задача решаема, но пока я только ищу подходы и про свои методы не рассказываю.
Текст: Сергей Пономарев