«На берегу медведь поедал овцебыка,
а в воде плескались киты…»
Как я работала стюардом на арктическом корабле

АВТОР

Стюард «Полярного Пионера»

240 дней без единого выходного я работала стюардом на корабле, доставляющем туристов в Арктику и Антарктику. Побывала в обоих полушариях, пересекла экватор, видела рождение айсбергов и почти поймала кита за... рог. Да-да, именно рог!

Как попала на корабль 

Я преподавала йогу в одной студии в Петербурге. Однажды на занятия пришел молодой человек, который оказался штурманом круизного судна. Он так захватывающе рассказывал о своих приключениях в дальних морях, что я загорелась идеей устроиться на работу на судно. Парень дал мне телефон директора круизной компании.

Впрочем, я не позвонила. У меня были другие планы. С подругой поехали в долгое путешествие, сначала по Европе, затем автостопом по Сибири. Добрались даже до Байкала.

Вернулась без копейки, работы тоже не было. Тогда я вспомнила про предложение штурмана и сделала звонок.

Мне предложили оформить паспорт моряка, на что ушло три месяца. Затем меня позвали на работу стюардом.

Как все организовано

«Полярный пионер» — это по сути большая шхуна, хотя и ледового класса. Построили его в 1982 году в Финляндии как научно-исследовательское судно для работы в северных морях и называлось оно тогда «Академик Шулейкин».

«Полярный пионер» пробирается сквозь арктические льды 

В 2000 году «Академика» превратили в прогулочный теплоход: оборудовали 29 пассажирских кают — от мини-люкса до трех- и четырехместных, сделали по бортам два небольших ресторана. Теперь на нем ходят не ученые, а туристы.

Экипаж состоит из 20 человек, из них пять — девушки-стюарды. Две работают горничными в каютах пассажиров, одна — в пассажирском ресторане, одна обслуживает кают-компанию экипажа и старший стюард. Особые навыки для этой работы не требуются.

Редкие минуты отдыха

Нашими пассажирами были в основном пожилые состоятельные граждане из Австралии, США, Канады и Новой Зеландии. Россиян среди них не было.

Чтобы не терять форму во время плавания, я стала вести йогу для пассажиров

Про особенности работы

Самое неприятное в плавании — это морская болезнь. На гигантских круизных лайнерах есть специальные стабилизаторы качки, но и там при сильном волнении океана ощущения у пассажиров — не из приятных.

Наш небольшой «Пионер» иногда болтает так, что хочется лечь в койку и не вставать. Но надо работать. Бывало, чищу унитаз до безупречной белизны, и вдруг содержимое желудка непроизвольно вырывается наружу… Чищу снова.

Помогали только таблетки от укачивания, которые давал наш врач-австралиец. Правда, у лекарства есть побочный эффект: постоянно хотелось спать.

Человека укачивает даже при небольшом волнении моря. А теперь представьте, что мы чувствовали, когда проходили пролив Дрейка, который соединяет Тихий и Атлантический океаны. Это между южной оконечностью Америки, мысом Горн и антарктическим архипелагом Южных Шетландских островов.

Нас сильно штормит...

Пассажиры и свободные от вахты члены экипажа лежали пластом в своих каютах. Стоял страшный грохот: падало всё, что забыли или не успели закрепить. А мне при такой качке приходилось нести с камбуза суп… Кстати, не пролила ни разу!

Ради чего я отправилась в путешествие

Конечно, я пустилась в это путешествие-приключение не ради денег. Стюарду платят 1200 долларов в месяц. При желании такой доход можно получить и на суше. Тем более, труд на судне действительно тяжелый.

Жизнь в условиях замкнутого пространства и постоянной качки среди ограниченного круга людей, каждый из которых со своим характером и привычками, делает из тебя закоренелого интроверта. От любого нового контакта просто передергивает.

Тогда зачем все это? Для меня ответ очевиден: если бы не такое временами экстремальное путешествие, я бы никогда не побывала на антарктической станции, где полярники проводят по году и где кругом только ледяная пустыня. И никогда бы не узнала удивительную и прекрасную природу, которая еще сохранилась в приполярных областях на Севере и Юге.

Что меня удивило

Когда судно приходит в пункт назначения, туристы садятся в моторную лодку и на ней подплывают к берегу. Смотрят, как живут белые медведи, морские котики и другие животные. Такие высадки бывают несколько раз в день.

Пассажиры могут высаживаться на льдины и рассматривать животных вблизи 

Перед каждой высадкой необходимо обработать специальным раствором сапоги, пропылесосить одежду. Ведь бактерии, споры и пыльца растений с других территорий крайне опасны для экосистемы этих мест.

Медведь пытается вытереть о снег свой запах перед походом к лежбищу моржей

На Шпицбергене я впервые в жизни видела белую медведицу. Она стояла на льдине, а капитан так мастерски к ней подвел судно, что между нами было не больше пяти метров. Медведица не испугалась, а наоборот, пошла навстречу. Она ложилась на лед, переворачивалась, как делают кошки, чтобы их погладили. После этого медведица отправилась дальше по льду искать тюленей.

Там же на Шпицбергене я наблюдала, как рушатся ледники. Огромные куски льда — новорожденные айсберги — падают с грохотом бомбы в воду, разбрызгивая ее на десятки метров и создавая мини-цунами.

Новорожденные айсберги

По пути нам встречались тюлени, моржи, морские котики и белухи, а также самые большие в мире животные — синие киты.

В Кьёруфф-фьорде я отправилась покататься на одноместном каяке. На берегу полярный медведь поедал овцебыка, а рядом со мной всплывали редкие киты — нарвалы. Те, что с бивнем.

В Южной Георгии встретила морских слонов — там их целые семьи. А еще морских котиков. С виду не скажешь, но это очень агрессивные животные, которые постоянно норовят напасть. Котики очень быстрые и мощные, поэтому бегать от них не стоит, обязательно догонят. Мы от них защищались лыжными палками.

Что мне дал этот опыт

Путешествие стало для меня своего рода духовной практикой. Только не в храме или в горах Тибета, а в условиях замкнутого пространства, тяжелой работы и среди людей, которых я не выбирала.

Иногда срывалась, но я научилась с этим справляться. Я узнала себя настоящую, без прикрас — такое могло произойти только в подобных условиях.

Несмотря на все трудности, я была неимоверно счастлива! 

Когда после четырех месяцев плавания ты сходишь с борта, земля уходит из-под ног. Ты будто снова учишься ходить. Ощущение убегающей земной тверди через неделю проходит, но зато теперь ты точно знаешь, как в жизни нужно ставить шаг 

Текст: Сергей Пономарев


Комментарии 7

Написать
alenaanton.89@gmail.com
Благодарю за публикацию. Есть некоторые неточности:море есть женские профессии — стюардессы и буфетчицы) Не очень поняла почему назвали меня стюардом )

Медведь на фото не выпрашивает еду, они не ручные ) Медведь пытается вытереть о снег свой запах, перед походом к лежбищу моржей. Это мой первый увиденный белый медведь.

Мы животных никогда не кормили, это строго запрещено.
А другая медведица на льдине, просто подошла услышав наш запах, наверное надеялась, что кто то выпадет из судна)

Ужаса я не натерпелась никогда там и уж тем более рядом с нарвалами) все было здорово)
Ответить
Кирилл
Алена, спасибо! Исправили
Ответить
Alyona Antonova Alyona Antonova
Благодарю, ещё коллега- подруга нашла неточности:
В Арктике нет морских котиков, они все в южном полушарии
А у слонов нет семей, самцы формируют горемы.
Белые медведи валяются в снегу и трутся после выхода из воды чтобы отжать воду из меха и чтобы почиститься, при линьке тоже, ну и нравится им это — для удовольствия.
ОтветитьЕщё 1
divarina@gmail.com divarina@gmail.com
Алена, супер здоровское путешествие и опыт!))))а подскажите где делали паспорт моряка?
Ответить
Кирилл
Как получить паспорт моряка (от редакции)
Удостоверение личности моряка (УЛМ), чаще его называют «паспорт моряка», — это официальный документ, который подтверждает личность гражданина РФ и дает возможность трудиться в море.
Если вы прежде не работали на морском, рыбном или речном флоте и не имеете соответствующей специальности, вам придется получить заключение медицинской комиссии и подтвердить уровень профессиональной подготовки, а для этого нужно предварительно пройти специальные курсы и в течение 2-3 недель (срок в разных специализированных школах отличается) получить общие навыки морского дела, основы безопасности и спасения при пожарах и на воде (как правило, такие занятия проводятся в специально оборудованных помещениях и в бассейне).
После этого с комплектом документов (полный их список можно посмотреть на специализированных сайтах в Интернете) и – это обязательно! – полными данными судовладельца и указанием, на какое именно судно человек направляется и его должность в экипаже, вы должны обратиться в уполномоченный на выдачу паспорта моряка орган. В России такими являются министерство транспорта, администрации (капитаны) морских и речных (не всех) портов и речные бассейновые управления.
Оформляется паспорт моряка, как правило, в течение месяца. Срок его действия – 5 лет, потом паспорт можно продлить один раз на такой же срок.
Все процедуры по обучению и оформлению документа платные.
Ответить
Alyona Antonova Alyona Antonova
Благодарю вас)Я получала паспорт моряка в Адмиралтейские верфи. Думаю в Петербурге только там получают. Но нужно направление от компании — работодателя.
Ответить
Написать