Как из автохлама я собрал полноценный электромобиль Как из автохлама я собрал полноценный электромобиль

Как из автохлама я собрал полноценный электромобиль

Чтобы сделать автомобиль, я потратил почти 6000 долларов. Но всё равно остался в плюсе
Я мечтал об электромобиле, но выложить за него 10 000 долларов не был готов. Тогда я купил на авторынке убитый хетчбэк и решил сделать электрокар сам. В итоге получился бесшумный, маневренный и очень экономичный автомобиль. Рассказываю, как у меня это получилось.

Как родилась идея

Я всегда интересовался электричеством. В детстве разбирал и собирал электроприборы, а в зрелом возрасте пришла идея автомобиля, который мог бы ездить на чистой энергии. Это экологично, не так дорого, как бензин, и не нужно пачкать руки в масле. Сначала я обратился к знакомым электрикам. Но те не сообщили ничего нового о создании электротранспорта. Пришлось изучать все самому: читал форумы в Интернете, следил за работами Илона Маска и путешествовал. Самой ценной оказалась поездка в Киев — там я познакомился с изобретателем Валентином Михайловичем Гербштейном, который с нуля создал два электромобиля. Его «Электра», рассчитанная на двоих, разгонялась до 150 км/ч и могла проехать 100 км без подзарядки. А «Электра 2» работает на солнечных батареях — панели расположены на крыше и капоте.

Первый опыт

Перед созданием настоящего электромобиля надо было потренироваться «на кошках», и я сделал электрический трайк — трехколесный мотоцикл.
Мой первый электрический транспорт — обратный трайк. Обратный — потому что у него два колеса спереди и одно сзади
Сам придумал конструкцию, сварил раму, подвеску взял от мотоцикла, электрику заказал в Китае. Это был веселый эксперимент, во время которого я изучал возможности электропривода, тестировал КПП, посадки и подвески, разные способы зарядки батареи. Еще провел испытания двигателя на скорость и тягу и проверил, как он работает в холода. На одном заряде аккумулятора трайк мог проехать 20 км и разгонялся до 70 км/ч. На этот проект я потратил 1500 долларов.

Как появился первый белорусский электромобиль

За основу электромобиля я взял старый трехдверный Citroen AX — купил его за 550 долларов. Машина была в запущенном состоянии, но меня это не смутило, ведь я покупал ее для переделки на электротягу. Нужен был просто максимально легкий автомобиль. «Ситроен» весил 650 кг.
Внешне маленький старый «Ситроен», зато под капотом — почти «Тесла»!
Вместо бензинового я установил электрический двигатель мощностью 3,6 кВт (5 л. с.) от болгарского однотонного погрузчика «Балканкар». Убрал выхлопную систему и бензобак, но оставил коробку передач. Мотор питают литийионные батареи — их 240 штук (где-то месяц их спаивал воедино!). Отдельные части приходилось набирать из того, что можно было достать на автобарахолках и в Интернете. В итоге передняя подвеска — от Peugeot 106, кулиса КПП — от Peugeot 307, задняя подвеска — от Ford Fiesta, тросы ручника — от KIA, тормоза — от Ford Focus ST, багажник — от грузового Mercedes.
Переделка длилась 2 года и обошлась в 3000 долларов. Основные траты пошли на батареи, каждая из которых стоит по 10 долларов
После этого я модернизировал машину — поставил более мощные батареи, улучшил подвеску и тормоза. Потратил на это еще 2500 долларов.

Машина на каждый день

В итоге получился бесшумный Citroen AX Electrique. Он разгоняется до 115 км/ч, а без подзарядки может проехать 250 км. Батареи можно полностью зарядить от сети 220 В за 2 часа. Если подключить к сети 380 В, зарядка пойдет быстрее — 1 час 20 минут. Я езжу на электромобиле каждый день, в основном по маршруту дом — работа — дом. Заряжаю один раз в 4 дня в гараже или на работе. Один раз я ездил на автомобильную выставку, которая проходила за 300 км от Минска. Пришлось заряжаться по пути, но найти обычную розетку на 220 В не проблема.
Зарядить электромобиль в Минске не проблема — зарядные станции есть даже в спальных районах
Кто-то крутит у виска, когда узнает, что я потратил на электромобиль в общей сложности 6000 долларов. За эти деньги можно купить приличную подержанную машину с бензиновым или дизельным двигателем. Но в итоге я все равно в плюсе: не покупаю топливо, не трачусь на техобслуживание, не меняю фильтры, масло и свечи. Машина обходится мне в 8–10 раз дешевле, чем самый экономичный дизель.
Технические характеристики электромобиля:
  • максимальная скорость — 115 км/ч
  • крутящий момент — 3800 об/мин
  • время зарядки от сети 220 В — 2 часа
  • пробег на одном заряде — 250 км
  • мощность — 5 л. с.
  • батареи: 240 литийионных батарей, 164 В, 85 А/ч

Что дальше

Хобби постепенно становится полноценной работой — я разрабатываю легкий электротранспорт: мотоциклы, велосипеды, скутеры и самокаты. Прямо сейчас для знакомых переделываю Volkswagen Transporter и Nissan Micro под электромобили. Есть заказы на небольшие электрические квадроциклы. Еще я сотрудничаю с белорусской компанией Taex Energy. Мы собрали электрический самокат и внедорожный мини-мотоцикл собственной разработки. В свободное время я делаю обзоры электротранспорта, веду паблик во «ВКонтакте» и наблюдаю за рынком. Когда выходит новый электромобиль, стараюсь узнать о нем все: как сделан, сможет ли пройти заявленное расстояние без перезарядки, каковы его особенности.
На первой в Минске выставке электромобилей мой «Ситроен» пользовался популярностью
Я уверен, что на электричество можно перевести многое. Цены на электронные компоненты с каждым годом снижаются, а значит, становятся доступнее. Свой дом я уже отключил от центральной сети города. Мой новый источник энергии — солнечные панели, которые заряжают и дом, и электромобиль.

Фото из личного архива Сергея Русакова

Поделиться: