Попал в яму и повредил машину: как оформить ДТП и добиться компенсации? Попал в яму и повредил машину: как оформить ДТП и добиться компенсации?

Попал в яму и повредил машину: как оформить ДТП и добиться компенсации?

Почему авария с ямой на дороге считается ДТП, как найти виновных и получить компенсацию

35% ДТП в России происходят из-за плохих дорог, посчитали в ГИБДД. Я тоже стал жертвой печальной статистики, но смог добиться компенсации за погнутое колесо. Рассказываю, что делать, если автомобиль пострадал от проблемных дорог.

Считается ли авария с ямой ДТП?

Конечно. Дорожно-транспортным происшествием считается любая авария, в которой соблюдены три пункта:

  •  участвует транспортное средство;
  • ТС было в движении на момент аварии;
  • есть пострадавшие и/или транспортному средству причинен материальный ущерб.

По этим параметрам авария без второго «пилота» — тоже авария.

Можно требовать компенсацию за порчу машины на плохой дороге?

Да. Яма, открытый люк, глубокая колея, вырубка асфальта — все это должно быть ограждено и отмечено спецзнаками, например, «неровная дорога», «сужение дороги», «ремонт дороги», и разметкой желтого цвета. Если препятствия есть, а остальных атрибутов нет, можете требовать оплату ремонта за счет «виновника».

Кто виноват:

  • Придомовые территории. Ответственные: ТСЖ, УК, в частных случаях администрация города
  • Дороги внутри городов и поселений. Ответственные: администрация, департамент транспорта, муниципалитет
  • Дороги между городами нефедерального значения. Областные власти, минтранс конкретного региона
  • Дороги федерального значения. Ответственные: Правительство РФ

Однако, если водитель превысил скорость, надеяться на выплаты не стоит. Примерно так и «попал» мой друг. Мы ехали по одной из московских улиц, когда он начал резко тормозить. Раздался удар, нас ощутимо тряхнуло. Оказалось, правое переднее колесо попало в яму, размером с монитор для компьютера. Никаких ограждений или знаков. Но обращаться мы никуда не стали. Друга выдал тормозной путь. По его размеру сразу становилось понятно: ехали мы явно выше разрешенных 40 километров.

Даже у ямы есть свой ГОСТ: не больше 15 см в длину, 5 см в глубину и 60 см² по площади

Cроки ремонта на дороге:

  1. 5–20 суток яма по ГОСТу.
  2. 1–12 суток, если размеры ямы превышают ГОСТ.

Что делать, если попал в яму?

Порядок тот же, что и при любом ДТП:

  • остановить автомобиль;
  • включить «аварийку»;
  • выставить аварийный знак. В 15 метрах от авто в населенном пункте, и не менее 30 метрах — за городом;
  • не передвигать предметы, связанные с аварией;
  • вызвать сотрудников ГИБДД;
  • провести «фотосессию» места аварии в ожидании гаишников.

Кстати, представители Госавтоинспеции редко выезжают на такую мелочь. Если не дождались представителей закона, фиксируйте последствия аварии, а затем отправляйте в дежурную часть ГИБДД.

Важно
Оформить ДТП по Европротоколу не выйдет. Для «упрощенки» в аварии должны участвовать два автомобиля.

Что конкретно нужно фиксировать?

Чем больше доказательств, что вы аккуратный водитель, а яма глубокая и незаметная, тем лучше. На мое ДТП инспекторы не приехали. Вот что я сделал:

  • составил схему ДТП. Для зарисовки достаточно простого листа А4 или двойного тетрадного. Сюда входят тормозной след, положение машины после аварии, параметры ямы, ее расположение относительно края проезжей части. На схеме надо отразить место аварии, названия улиц, номера домов, положение светофоров, знаков и разметок;
  • измерил яму. Это нужно сделать ОБЯЗАТЕЛЬНО, чтобы доказать несоответствие ГОСТу. Если под рукой нет рулетки, подойдет какой-то статичный предмет. Я, например, воспользовался канистрой из-под «незамерзайки»;
  • сфотографировал повреждения автомобиля с разных ракурсов;
  • зафиксировал на телефон вид целиком, чтобы были видны и яма, и автомобиль, и отсутствие необходимых знаков и ограждений;
  • нашел двух свидетелей, готовых подтвердить мою правоту, взял их контакты.

Если сотрудники ГИБДД прибыли, они сами составят схему ДТП, а также «акт о выявленных недостатках дорожного покрытия». Яма большая и нет специального ограждения? Гаишники скорее всего вынесут решение о вине дорожных служб.

Важно
Ваша задача — тщательно задокументировать повреждения, а также написать, что возможны скрытые (!) поломки.

Как узнать, кто отвечает за конкретный участок дороги? Подскажут в ГИБДД или районной администрации. В идеале дорожные службы должны вызвать представителей ответственной организации на место ДТП.

Как определить размер компенсации?

Для этого нужно провести независимую экспертизу. Я обратился в первую попавшуюся профильную контору, найденную через гугл, естественно, прочтя в Интернете отзывы.

У компании, выносящей независимую экспертную оценку, должно быть:

  1. удостоверение на разрешение деятельности;
  2. документы о получении профессионального образования и повышения квалификации сотрудников.

Цена независимой экспертизы зависит от степени повреждений и колеблется от 3 до 50 тысяч рублей

Для спокойствия можно посмотреть государственный реестр экспертов-техников Министерства юстиции, где перечислены компании, которые работают как самостоятельно, так и со страховыми. На встречу с экспертом я пригласил представителя «виновной» организации. Как ни странно, он пришел, что мы письменно зафиксировали.

По результатам экспертизы мне выдали документ с перечисленными повреждениями и расчет суммы на их починку. После этого я отправил заказное письмо с претензией по адресу виновной организации, приложил копию всех имеющихся материалов по ДТП. В том числе обстоятельства аварии, ссылки на законы, обоснование суммы компенсации. К документам приложил затраты на экспертизу. Организация пошла мне навстречу. Видимо, сказалась небольшая сумма компенсации. А вот другу на такой запрос не ответили вовсе. Пришлось обращаться в суд.

На чью сторону встанет суд?

90% подобных дел суд решает в пользу водителей. Главные факторы — полный набор документов, доказывающих вину ответственных организаций, и соблюдение ПДД водителем. Главный «козырь» ответчиков — пункт 10.1 ПДД, по которому «водитель должен двигаться со скоростью, обеспечивающей возможность постоянного контроля за движением транспортного средства».

«При возникновении опасности для движения, которую водитель способен обнаружить», нужно снизить скорость и остановиться. Но тут ключевое слово «обнаружить». Если дорожный дефект не был отделен ограждением и знаками, то под этот пункт автомобилист не попадает.

Текст: Михаил Сундуков

Поделиться: