«Дорога смерти»
Где: Боливия
Протяженность: 56 км
У «Дороги смерти» в боливийской провинции Юнгас есть и официальное название: Северная дорога. Но именуется она так разве что в служебных документах. А все потому, что под колесами оказывается горный серпантин, где вместо асфальта скользкая каша из глины и гравия, а ширина не превышает 3-4 метров. С одной стороны уходящие в небо отвесные стены, с другой — пропасти глубиной более полукилометра. Добавьте сюда отсутствие ограждений, резкие перепады температур, дожди и туманы. И получите 56 км первостатейного ада, в котором ежегодно гибнет до ста человек.
Тоннель Гуолян
Протяженность: 1,2 км
Тоннель Гуолян в горах Тайханшань — это и национальная достопримечательность Китая и своеобразный памятник трудолюбию, упорству и мужеству местных жителей. В 1970-е года 13 крестьян пробивали эту дорогу вручную более пяти лет. Здесь нет электричества. И на всем протяжении тоннеля в скалах вырублены «оконные проемы» — единственный источник света. В некоторых местах стены тоннеля намеренно разрушены — дорожное полотно проходит вдоль края пропасти и ничем не огорожено. Поэтому несчастные случаи здесь бывают довольно часто, особенно в период дождей. Проехать сквозь тоннель ночью решаются лишь самые отчаянные смельчаки.
Дорога у каньона Скипперс
Протяженность: 25 км
В Новой Зеландии тоже была своя «золотая лихорадка». И именно золотоискатели почти полтора века назад проложили дорогу в скалах у каньона Скипперс. Чтобы толкать тачки с горной породой. Соответствующей получилась и ширина полотна. Никто из строителей и представить себе не мог, что здесь когда-нибудь поедут автомобили. Но они поехали. Расширить дорогу не представляется возможным. Просто некуда. С одной стороны пропасти, с другой — отвесные скалы. Сегодня на проезд по этой дороге необходимо специальное разрешение властей. Прокатные компании официально запрещают своим клиентам заезжать в эту скалистую местность. Здесь не действуют автомобильные страховки, а в случае инцидента страховые компании отказываются возмещать ущерб. Тем не менее, поток туристов-экстремалов не иссякает, да и местные жители до сих пор пользуются дорогой.
Трасса мотогонки TT Isle of Man
Символ острова Мэн — трискелион — три ноги в шпорах, выходящие из одной точки и кувырком несущиеся во весь опор куда-то за горизонт. Неудивительно, что именно здесь полностью отсутствует ограничение скорости. Причиной тому юридический казус: остров Мэн формально не входит в состав Соединенного Королевства и принадлежит лично королеве Великобритании Елизавете II. Здесь свои законы, своя валюта (тоже фунты, но отличающиеся от британских), свой язык (мэнский). И собственная мотогонка TT Isle of Man. Городские улицы и загородные дороги одинаково узкие и извилистые. И именно это делает мотогонку одной из самых смертельно опасных в мире. А еще традиция, согласно которой на трассу вместе с профессионалами разрешено выезжать мотоциклистам-любителям. Они мешают друг другу. А бьются и те, и другие. С 1907 по 2019 годы на этих гонках погибло 259 человек.
Перевал Кату-Ярык
Протяженность: 3,9 км
В переводе с южно-алтайского «Кату-Ярык» значит «ущелье» или «теснина». Спуск с Улаганского плато в долину реки Чулышман — это склон крутизной до 70% (35°), узкая грунтовка с разбитой колеей, куда едва входит автомобиль и девять крутых поворотов, в которые приходится не въезжать, а буквально вползать. Перевернуться? Улететь вниз по склону? Запросто. До 1989 года здесь и вовсе не было никакой дороги, а местные жители спускались и поднимались по тесной конной тропе. Сегодня на подъеме, который на поверку оказывается еще сложнее спуска, решившихся на этот эксперимент, ждет дежурный трактор. Иначе обратно не подняться даже полноприводным вездеходам.
Шоссе Далтон
Протяженность: 666 км
На самой заснеженной трассе Северной Америки почти не бывает туристов. Да и местных жителей — раз-два и обчелся. В трех крошечных населенных пунктах — чуть больше полусотни человек. И всего три заправки. Так что если закончится бензин или не окажется запаски, помощь может прийти очень нескоро. Дорогу 45 лет назад построили для перевозки стройматериалов на строящийся Трансаляскинский нефтепровод. Поскольку ездили по ней в основном большегрузы, трассу посыпали гравием. Да и сегодня заасфальтировано меньше трети дороги, а уехать по ней можно разве что все к тем же нефтяникам. Тем, кто все-таки решится преодолеть все 666 проклятых километров, нужно брать с собой не только воду, продукты и теплые вещи, но и медикаменты, потому что аптек и больниц здесь просто нет, и инструменты, чтобы самому поменять, например, пробитое колесо. Кстати, местных «дьявольское» число километров не пугает. Ведь они меряют расстояние по-другому. И для них шоссе Далтон — это 414 миль. Что, впрочем, не отменяет опасности трассы.
Перевал Стельвио
Протяженность: 19,5 км
У перевала Стельвио на первый взгляд нет ничего общего с другими дорогами из нашего обзора. Идеальный асфальт. Идеальное географическое положение — граница с Австрией и Швейцарией. Идеальные виды. Но именно это и подводит даже опытных водителей. 75 крутых поворотов на серпантине — это вам не шутка. Засмотревшись на горные красоты, автомобилисты вылетают за ограждение. Добавьте к этому снежные заносы, обвалы и камнепады, которые случаются в горах даже в благополучной Европе. Поэтому власти предпочитают ограничивать движение. Дорога на перевал закрыта с ноября по конец мая. Объехать закрытый участок можно через туннель Munt la Schera.