Слушать аудиоверсию этой статьи:
Мы — айтишники. Притом оба экстремалы, по складу характера – вольные бродяги. Какое-то время сидели в одном офисе, но были просто друзьями, а близко познакомились в заполярной Териберке в Мурманской области, куда приехали покататься на кайтах. Там и родилась наша семья.
Потом уже вместе мы много колесили на авто, почти полгода провели в кольской тундре, смотрели там на северное сияние и занимались фридайвингом, жили в палатках в Крыму, мотались по стране.
Оба перешли на фриланс – чтобы быть свободными и не зависеть от чужого рабочего графика. Шесть лет назад отправились на машине в Европу. Были волонтерами – в Норвегии помогали восстанавливать старинный дом, потом жили в Германии, Молдавии, Черногории, да много где еще.
Как мы искали и нашли лодку
Мы поняли, что на яхте путешествовать по миру много проще и дешевле. Когда рассказали о задумке родителям, те только пальцем у виска покрутили: «Куда вы? Ведь у вас грудной ребенок?!»
Искали мы наш будущий ковчег на специализированных сайтах. Когда собрали информацию, начали зарабатывать деньги. Вкалывали круглосуточно, практически не спали месяц и, зарегистрировавшись на иностранном сайте для фрилансеров, за месяц заработали 10 тысяч долларов. Как раз на подержанную парусную лодку.
Мы нашли ее в немецком городе Киле. Она нам так понравилась, что мы решили брать ее буквально за 10 минут. В тот же вечер переехали на борт.
У этой яхты до нас было два владельца. Первый — сам ее конструктор, второй — пожилой немец, который 40 лет ее холил и лелеял. Второй хозяин выходил на ней в море максимум на день-два и на небольшое расстояние. И хотя яхте было уже почти полвека, состояние оказалось отличным.
- Процедуры чрезвычайно простые, в Европе для этого не требуется даже нотариального заверения. Нужны по сути три документа: договор купли-продажи, регистрация постановки под флаг (во многих странах необязательно) и страховка (тоже обязательна не везде).
- Выбор флага, под которым вы собираетесь ходить в море, совершенно свободный. Лучше всего выбирать ту страну, у которой нет международных конфликтов. Тогда гарантированно не привлечете лишнего внимания.
- Мы выбрали голландский. И никаких проблем не имеем. Увидев родной флаг, к нам часто заруливают голландцы, как к своим, приветствуют нас, выражают всяческое одобрение.
Как привыкали жить под парусом
Примерно два месяца мы готовили яхту, перебрали ее почти полностью. Потом делали пробные выходы в море. Один дневной — проверить навыки навигации, и один ночной — ориентируясь на бумажную карту и береговые огни, мы вышли и зашли в гавань.
Пробовали менять курс и маневрировать, расходясь с другими судами. Особых сложностей не возникло. И тогда мы через Кильский канал пошли в Атлантику.
На яхте живем уже четыре года. Сначала ходили по Атлантике, а потом перебрались в Средиземное море. И менять образ жизни не собираемся.
Мы научились ценить простые вещи, которые больше нигде не увидишь. Красивые закаты, небо, чистое или, наоборот, в облаках. Упал метеорит. Дельфины ночью проплывают в фосфорицирующем море…
Чему нас научило море
В море даже время устроено по-другому: не надо никуда спешить, никакой гонки. Мы часто зависим от ветра.
*Такелаж — общее название всех снастей на судне
Через всю Европу на яхте можно пройти транзитом, не имея ни одной визы. У нас есть шенген, но мы планируем переход из Средеземного моря в Карибский бассейн без виз. Так уже сделали наши друзья. А если у вас не в порядке такелаж* или сломался двигатель, можно спокойно зайти в марину и чиниться там столько времени, сколько нужно.
Вообще во многих странах Средиземноморья и Атлантики – особенно во Франции, Испании и Португалии – к морякам относятся внимательно и доброжелательно: никаких придирок, максимально возможная помощь.
Многие нам твердили, что малышам на яхте не место. Но наши дети чувствуют себя на борту совершенно комфортно. Малышам важно быть рядом со своими родителями, и абсолютно не имеет значения, где вы находитесь, да хоть за полярным кругом!
С грудничками вообще замечательно. Яхта на них действует успокаивающе: плавно покачивается, а если на борту есть гамак, то кроха всегда идеально высыпается, никаких проблем с укладыванием. Кстати, младенцев совершенно не укачивает, пока они не начали учиться ходить. Это – особенность организма в таком возрасте.
Про планы
Сейчас мы готовим нашу яхту к продаже – для четырех человек она уже стала маловата, пространства внутри не хватает. Мечтаем поменять ее на катамаран или, возможно, небольшой экспедиционный корабль. Мы месяц уже жили на катамаране, присматривая за ним: там больше места, и такое судно более удобно для семьи с двумя маленькими детьми.
Мы планируем совершить кругосветку, даже две – по тропикам и по меридианам. А нашей нынешней яхте из-за ее короткой длины для этого просто не хватает скорости. Но для начала хотим побывать в Турции, потом выйти в Индийский океан, зайдя на Сейшелы, а следом, глядишь, и на Тихий океан замахнемся.
Текст: Сергей Пономарев
Фото и видео: из личного архива Елены и Василия Суриковых