В путешествия я пришел из спорта. Раньше я входил в состав сборной России по гребле на лодках «дракон». Постоянно ездил на на сборы и соревнования и стал оставаться за границей после сборов, чтобы изучать интересные места. Когда вышел из сборной, продолжил ездить по планете.
Поездки обычно планирую сам, но в Амазонию, к индейскому племени мацэс я отправился вместе с известным этнографом и специалистом по малым народам Амазонии Андреем Матусовским.
Такие экспедиции требуют огромной проработки, подготовки, местных контактов, не говоря уже о снаряжении и деньгах. И конечно, человек должен быть физически подготовлен, иметь отличное здоровье и мужество.
Как попасть к индейцам (сложно, но можно)
К экспедиции в Амазонию мы готовились год. В индейское племя в просто так не попадешь. Высока вероятность, что откажут в самый последний момент: старейшины могут передумать или индейцы вдруг решат оставить деревню.
В амазонских джунглях живет около ста индейских племен, многие из которых узнали о существовании цивилизации только в последние годы. Одно из них — племя матсес на границе Перу и Бразилии. Оно начало общаться с цивилизацией только 40 лет назад. Численность племени — 3000 человек, индейцы не знают письменности, говорят на своем языке, живут за счет охоты и земледелия.
Чтобы попасть в племя, нужно найти человека, у которого есть связи с индейцами. Далее по цепочке: он находит родственников индейцев, узнает у них, какие общины сейчас открыты для посещения и не убьют ли там чужаков, если они приедут посмотреть.
Договор с индейцами о посещении племени звучит примерно так: «В третьей четверти луны разведчик племени подойдет к излучине реки, где будет ждать вас в течение трех дней». Если вы в это время не придете, разведчик отправится назад и в племя не попадете.
Еще надо договариваться с властями. Проникнуть на территорию индейцев без разрешения чревато большими проблемами. В Бразилии есть Министерство по взаимодействию с коренными народами. Если его сотрудники поймают туриста в племени без разрешения, визитеру грозит штраф или тюрьма. Подобная практика и в других странах Южной Америки.
Еще одна опасность — преступные группировки. Когда мы поднимались по реке в Амазонию, в сеть попались два трупа белых людей. Скорее всего это жертвы наркоторговцев. Ведь там пролегает один из путей наркотрафика.
Как нас встретили индейцы (хорошо, хотя бывает иначе)
Индейцы мацэс живут в труднодоступном месте недалеко от государственной границы, поэтому добраться до них можно только на военном вертолете. Военные на борт разрешают взять только 10 кг. Перетряхнут все вещи, могут запретить взять с собой жесткий диск или лишний аккумулятор. Надо быть готовым к тому, что вылета, возможно, придется ждать неделю из-за непогоды.
Сначала нас встретили молодые люди — выходцы из племени, решившие жить в цивилизации. Для таких людей власти строят небольшие деревни в трехстах-четырехстах километрах от главной общины племени. До общины, оторванной от цивилизации, ведет только одна «дорога» — река.
У выходцев есть лодки, бензин, продовольствие. Есть носильщики и проводники. На этих лодках вместе с проводниками мы поднимались несколько дней по реке до общинного дома.
На берегу реки нас встретили индейцы. Они были разукрашены ритуальными татуировками и без оружия. Встречать с оружием не принято — это плохой тон.
Как я охотился на обезьян и исполнял ритуальные танцы
День в общине начинается с того, что индейцы идут за едой. У них нет холодильников, магазинов, ресторанов. Каждый день — выживание. Поэтому мужчины просыпаются рано утром и уходят в джунгли на охоту.
Огнестрельного оружия нет, только копья и луки со стрелами. Охотятся на броненосцев, обезьян-ревунов, ставят капканы на капибар и сети на мелкую дичь. Еще рыбачат в прибрежных ручьях.
Часто пропитания у индейцев не хватает: не каждая охота заканчивается удачно. Тогда женщины варят тюрю из маниока. Это растение ядовитое — содержит синильную кислоту. Поэтому индейцы собирают его правильным образом, измельчают, обжаривают, чтобы кислота ушла. Потом из этой массы делают что-то похожее на кашу. Получается очень горькое и невкусное блюдо, которое я тоже ел. Точнее, пытался.
Индейцы просто так гостей-путешественников кормить не будут. Так что еду приходилось добывать вместе с ними. Несколько раз я ходил с утра с ними на охоту.
Хотя физическая подготовка у меня хорошая (я мастер спорта и тренируюсь ежедневно), в джунглях угнаться за стариком-индейцем мне было сложно. После нескольких часов, проведенных на охоте, я едва волочил ноги. Сложно было и ориентироваться в джунглях. И как охотник, я вряд ли бы состоялся, потому что хожу по лесу как слон. Индейцы это понимали: оставляли меня посреди джунглей, а сами уходили дальше. Вот это было самое страшное — сидеть посреди зарослей, не зная, что случится раньше — вернутся индейцы или нападет хищник. В такие моменты я был добычей для всех обитателей, а в джунглях далеко не убежишь, такое может быть только в кино.
Индейцы возвращаются с охоты часам к трем после обеда. Охотники тут же ложатся спать, а женщины в это время готовят еду. Женщины тоже встают с рассветом — добывают коренья, работают на огороде — выращивают маниок, манго, папайю, перец. Когда охотники встают, уже есть какой-то перекус. После него все занимаются своими бытовыми делами.
В джунглях нет сумерек, и к пяти часам внезапно становится темно. С этого времени надо находиться в доме и перемещаться не дальше туалета, который находится метрах в десяти от жилья. Уйдешь дальше — и тебя никто не найдет. В вечерние часы досуга индейцы сидят у костра. Табак они не курят, а вдыхают носом смесь из листьев табака и каких-то корней, содержащих галлюциногены. Достигнув нужного состояния, они поют песни и танцуют. Я тоже исполнил танец белого охотника.
Про каннибализм и кражу женщин
Разговоры о каннибализме — полное вранье. Нет такого, что путешественник приезжает в племя, а его убивают, чтобы съесть. У индейцев есть обряд, который иногда называют ритуальным каннибализмом, и то с большой натяжкой.
Например 60 лет назад отца старейшины мацэс убили на охоте представители другого племени — хибара. У индейцев очень сложная система верований, традиций. Так вот был такой обряд, когда части тела покойника дробятся и из этой массы делается ритуальный напиток. Все племя потом должно сделать по глотку — только тогда душа покойника найдет свое место.
Мацэс — воинственное племя. Еще 40 лет назад они совершали набеги в поселки выходцев из племени и похищали женщин. Захотелось индейцу новую красивую женщину — он пошел и украл. Это считается воинской доблестью.
Как исчезает культура
Сложно положить нашу матрицу на мозг индейца. Им не нужен календарь, у них нет паспортов, они не знают, сколько им лет, они не помнят от кого у них родились дети. Детей воспитывают сообща, и не понятно, кто чей ребенок.
Само по себе существование таких племен — уже чудо. И побывать в первобытной общине, пожить их жизнью для меня было большим событием. Цивилизация быстро уничтожает эти народы. Молодежь не хочет оставаться в джунглях, селятся ближе к городам и селам, где трудятся чернорабочими за джинсы и дешевые телефоны. Хранителями традиций остаются только возрастные члены племени. Первобытная культура быстро стирается, через несколько лет мы ее уже не увидим.
Текст: Инна Киреева
Фото и видео: Алексей Корзин