О решении отправиться в путешествие
В экстремальных путешествиях я не новичок. В 2006 году в составе команды Федора Конюхова прошел под парусом яхты от острова Антигуа в Карибском бассейне до порта Фалмут в Великобритании. А в 2009-м практически тем же составом мы проделали путь по маршруту Новая Зеландия – Фолклендские острова через мыс Горн*, где в прошлом утонула не одна тысяча кораблей, пытавшихся осуществить кругосветное плавание. Тогда Федор мне сказал, что после пересечения мыса Горн будет сложно найти следующую цель. Так и получилось: у меня был долгий перерыв.
В 2019 году «каникулы» закончил все тот же Конюхов. При встрече он упрекнул, что я «дома сижу». Тогда я решил, что пора перейти Атлантический океан. Но не просто так, а на веслах.
Для путешествия мне нужно было попасть в международную команду. И тут мне очень повезло. Сын Конюхова – Оскар – познакомил меня с голландцем Ральфом Туйном – опытным гребцом и высококлассным моряком, который как раз собирал морскую дружину. Обычно люди тратят на подготовку к такому путешествию 2,5–3 года. Я же попал в действующую команду, у которой уже была готова лодка.
В мире даже проводятся гонки на веслах через океаны: Talisker Whisky Atlantic Challenge через Атлантический, Great Pacific Race – через Тихий.
Россияне, которые смогли пересечь Атлантический океан на веслах:
1. Федор Конюхов – 45 дней, Канарские острова – Барбадос.
2. Владимир Максимов – 119 дней, Португалия – Барбадос.
3. Денис Горбылев – 50 дней, Португалия – Французская Гвиана.
О команде
Нас было шестеро. Все с большим багажом опасных путешествий.
Норвежец Яков Ротинг всю жизнь занимается греблей, швед Никлас Перссон – профессиональный дайвер и яхтсмен, ирландец Джеймс Моррисси бегает марафоны в 72 километра по пересеченной местности, шведка Тереза Лундгрен на яхте пересекла океан. Самый титулованный – голландец Ральф Туйн. Он в одиночку пересек три океана – Атлантический, Тихий и Индийский. Причем однажды его реально спасали в Индийском океане, когда лодку переехал супертанкер.
В команде была одна женщина. Считается, что дама на борту – это плохая примета. Но мы не особо суеверные. Кроме того, Тереза выполняла всю ту же работу, что и остальные участники плавания, гребла на равных, никогда не просила себе послаблений.
Времени на «притирку» у нас не было, что, конечно, опасно для команды. Отсутствие еды и сна сильно изматывает, поэтому даже невинная шутка может стать причиной серьезной ссоры. К тому же, мы были из разных стран, с разной ментальностью, общались на неродном для нас языке.
Posted by Denis Gorbylev on Thursday, April 16, 2020
Особенно тяжело грести в жаркую и безветренную погоду. Ждешь любого маленького облачка и начинаешь понимать, почему раньше люди, потерянные среди океана, сходили с ума, убивали друг друга.
Во время перехода нас консультировал норвежский профессор, который оказывает психологическую поддержку, в том числе, служащим национальной армии и флота. Он рекомендовал каждое утро устраивать небольшое собрание команды, на 5–10 минут, чтобы рассказать друг другу обо всех положительных и отрицательных моментах, произошедших в течение суток. Это сильно помогало, так как когда говоришь правду в глаза другу другу, весь негатив исчезает, появляется чувство локтя.
– Мозоли
Мозоли выскакивают на пятой точке, как попкорн. Но есть способ борьбы с ними, который уходит корнями еще во времена походов викингов. На сиденье укладывается несколько синтетических или плетеных матов, которые быстро сохнут, а поверх них кидается овчина – шкура, купленная в «ИКЕЕ». Также необходимо строго следить за гигиеной, использовать специальные крема и тальк, влажные салфетки.
– Туалет
Гальюн на лодке – это ведро. Чтобы адаптироваться к таким условиям жизни, организму требуется время. Поэтому первый раз в гальюн получилось сходить через неделю.
Кстати, большинство профессиональных яхтсменов также используют ведро для этих целей. Так как оборудование – это дополнительный вес, который в условиях гонки не нужен.
О быте и питании
Пятиметровая лодка стала кухней, спальней и местом работы для шести взрослых человек. Один из членов команды так описал нашу жизнь в лодке: возьмите двуспальную кровать, разрежьте пополам, сузив до 40 см у ее основания. Постройте над ней крышу на расстоянии метра в самой высокой точке, 50 см – в самой низкой. Замените матрас пенопластом толщиной 2 см. Развесьте вдоль бортов вещи шести человек: солнцезащитные очки, фары, мокрые носки и нижнее белье. Прибавьте огнетушитель и лампу. Положите четыре спальных мешка, два из которых разорваны на куски, чтобы материал мог сохнуть.
Дополните все это остатками каши и консервов, случайно разлитых на полу. Поместите в это пространство двух людей весом 80–100 кг, которые не принимали душ в течение месяца. Добавьте еще одного человека в дневное время, когда корма слишком горячая, чтобы спать там. Все это про наш быт.
Одновременно гребли три человека. В это время кто-то один спал на корме, двое – на носу. Когда шли в тропиках, в носовую часть еще как-то задувал свежий океанский бриз, создавая прохладу, а на корме была всегда сауна.
Питались мы сублимированной экспедиционной едой (продукты, подвергнутые вакуумной сушке, которые необходимо разбавлять водой). Каждая пачка содержит 500 или тысячу калорий.
В день организму требуется 3–5 тысяч калорий. При этом в подобном путешествии важно выбрать максимально разнообразную линейку продуктов, чтобы иметь возможность изменить свой рацион. Есть одно и тоже в течение длительного времени практически невозможно, все надоедает. Но у меня, что называется, овсянка зашла, поэтому питался в основном ей. Сейчас даже дома ее ем, хотя раньше терпеть не мог.
На протяжении всего путешествия мы ели только холодную еду. Потому что время, необходимое для подогрева воды, лучше потратить на сон. Прием пищи выглядел примерно так: добавил холодной воды в пакет, съел пару ложек перед сном, поспал и еще пару ложек перед вахтой.
Во время вахты можно было использовать так называемый минибар; съесть батончик, аналог протеинового – с огромным набором витаминов. Еще мы брали с собой яблоки и апельсины. Что характерно, яблоки сорта Гренни вообще не портятся и в воде могут находиться неделями. То есть совершенно непонятно, из чего сделаны, но настроение поднимают очень эффективно!
Первыми, кто намеренно пересек Атлантический океан на весельном судне, были норвежцы Фрэнк Самуэльсон и Джордж Харбо. 6 июня 1896 года они стартовали из Бэттери-Парка (остров Манхэттен) и спустя 55 дней и 13 часов добрались до архипелага Силли (Великобритания). Их путь составил 3250 морских миль.
О мусоре в океане
Сознание сильно меняется и очищается, когда видишь Млечный Путь над головой, падающие звезды или подводных обитателей, плавающих в светящемся планктоне под лодкой.
Тем печальней видеть вред, который наносят планете попытки человечества покорить или перестроить природу. По пути мимо нас проплывали пустые аэрозольные баллончики, пластиковые бутылки и прочие отходы жизнедеятельности человека. Все это производило гнетущее впечатление. А в 2006 году единственная вещь, которую я встретил в океане, был пластиковый стул, видимо, смытый с борта яхты в шторм.
При этом наблюдая за морскими обитателями, я убеждался в том, что они более разумные существа, чем мы! Так как они не загрязняют свою среду обитания, а каждый из нас это делает ежедневно.
О сложностях в пути
На 13-й день плавания у нас вышла из строя одна из солнечных панелей. Мы были вынуждены отключить все источники электропитания на лодке. В том числе штатный электрический опреснитель, с помощью которого мы добывали себе питьевую воду.
Пришлось качать воду ручным опреснителем. 40 монотонных нажатий в минуту рычага, похожего на стоп-кран, – занятие изнурительное и муторное, особенно когда приходится это делать круглые сутки. И если с помощью электричества можно выработать до 20 литров за час, то вручную – примерно 5, при этом времени тратилось в три-четыре раза больше.
Через 9 дней ручной опреснитель тоже сломался. За сутки до Кабо Верде у нас оставалось по 1,5 литра воды на человека. Солнце палило нещадно, пить хотелось невозможно, а Джеймс при этом в красках описывал, как незадолго до нашего плавания он ходил на Килиманджаро и его буквально закармливали сочными, ароматными арбузами.
Мы были вынуждены сделать остановку на Кабо Верде. Оказавшись на берегу, я первым делом заказал в прибрежном баре три литра воды со льдом и лимоном и выпил их залпом.
Отремонтировать панель в Миндело нам не удалось. В итоге мы купили 300 литров пресной воды, зарядили аккумуляторные батареи и с одним аварийным опреснителем пошли на пересечение океана курсом на Французскую Гвиану.
А однажды нас пытались спасти. Проходящий мимо китайский сухогруз с англоговорящей командой вдруг развернулся, лег на обратный курс, потом начал гудеть. Мы связались с ним по рации: команда сухогруза решила, что мы потерпели кораблекрушение. То есть не поленились, развернулись, сожгли топливо – вот что значит моряцкая взаимовыручка!
- Рекорд Гиннеса. Первая команда из шести человек, переплывшая Атлантику по маршруту Европа – Южная Америка.
- Рекорд по времени пересечения океана по программе TRADE WINDS 2 Африка – Южная Америка. Он составляет 26 дней 9 часов 45 минут.
О финише
Знакомые шведы и испанцы, которые нас встречали, принесли на берег ананасы и шампанское. Чтобы эффектно отпраздновать успешный переход. Но так как последние 250 миль до берега мы шли на аварийном запасе воды, то шампанское интересовало мало – мы накинулись на ананасы.
Первым делом я позвонил жене. До этого она «пережила» два моих перехода с Конюховым, поэтому в этот раз практически не нервничала. Отслеживала наши перемещения по спутнику. Но дочка загадала на день рождения желание, чтобы папа вернулся домой живым.
О планах
Увлечение мне помогает в работе, в Страховом Доме ВСК. Я могу моментально концентрироваться на главном, четко структурировать все процессы, отбрасывая второстепенное и ненужное. Ведь организация подобной экспедиции строится по тем же принципам, что и любой бизнес: формирование идеи, поиск ресурсов, реализация проекта.
Теперь я планирую пересечь Атлантический океан на веслах в одиночку.