Что делать, если опоздал на самолёт Что делать, если опоздал на самолёт

Что делать, если опоздал на самолёт

Когда опаздываешь на рейс, главное — унять панику и сделать несколько важных вещей. Почти всегда можно вернуть деньги частично или полностью или обменять пропавший билет на новый. В материале собрали пошаговую инструкцию, что делать, если самолёт вот-вот улетит или уже улетел без вас.

Что вы узнаете:
Что вы узнаете:

Если самолёт ещё не взлетел, попытаться в него попасть

Посадка обычно начинается за 20 минут до вылета. Время её начала обозначено в посадочном талоне. Тогда же заканчивается регистрация. Перед закрытием ворот будет ещё несколько last-call-зарегистрированных пассажиров, которые не прибыли вовремя, но самолёт улетит — держать гейт открытым ради одного-двух человек слишком дорого.

В России в связи с законодательством о персональных данных фамилии людей больше не произносят, просто просят поскорее пройти на посадку пассажиров такого-то рейса.

Что можно сделать, чтобы ускорить попадание в самолёт:

  • зарегистрироваться онлайн и скачать мобильную версию талона;
  • иметь с собой только ручную кладь;
  • в очереди на досмотр и паспортный контроль показывать талон и просить, чтобы пропустили, — обычно люди идут навстречу;
  • если людей слишком много или аэропорт незнакомый, найти работника и попросить помочь;
  • перед досмотром заранее выложить из багажа электронные устройства и жидкости, снять ремень и часы;
  • проверить местонахождение выхода на посадку — иногда его могут поменять;
  • заранее скачать и изучить план аэровокзала, чтобы понимать, куда двигаться.

Чтобы люди успевали на свои рейсы, крупные аэропорты предоставляют услугу Fast Track — это когда сотрудник ведёт человека без очередей через все этапы: контроль на входе в аэровокзал, секцию регистрации и зону предполётного досмотра до выхода на посадку или к бизнес-лаунджу. Если рейс международный — добавляется пограничный и таможенный контроль.

Но, например, по правилам аэропорта Домодедово, чтобы воспользоваться услугой, пассажиру нужно прибыть в аэропорт как минимум за полтора часа до вылета по России и за два часа до отправления за границу.

Прочитайте статью по этой теме
Почитайте статью по этой теме:
Безвизовые страны для россиян в 2023 году

Сообщить в авиакомпанию об отмене полёта

Если регистрация ещё не закончилась, а такси стоит в глухой пробке, надо позвонить в авиакомпанию и предупредить, что на этом самолёте не полетите, но будете сдавать или менять билет. Ещё отменить check-in можно в приложении или в личном кабинете на сайте. Если позволяет тариф, можно даже начать переоформление.

Сейчас разговоры с оператором записываются, но лучше продублировать сообщение на электронную почту. Тогда в почте сохранится время и фактическое содержание обращения.

Приехав в аэропорт, нужно найти представителей перевозчика и выяснить, можно ли вернуть деньги или обменять билет. Компания может предложить место на ближайшем рейсе, и, возможно, удастся сохранить другие сегменты полёта, если на пересадку было изначально достаточно времени.

Если самолёт улетит, а пассажир так и не объявится, ему будет присвоен статус no-show — неявка на рейс. После этого вернуть или обменять билет будет практически невозможно, а дальнейшие стыковки будут аннулированы.

У бизнес-класса обычно есть возможность оформить возврат даже после окончания регистрации — бесплатно или с доплатой. Но внутри тарифной группы может быть свой Basic, которому это запрещено. Поэтому и пассажирам бизнес-класса лучше избегать присвоения статуса неявки на рейс.

Изучить свой тариф и оформить возврат или обмен билета

По-хорошему изучать правила применения тарифа надо перед покупкой билетов. Но читать многостраничные документы не у всех есть время и терпение. Однако, когда опаздываешь на рейс, точно нужно этим заняться.

На посадочных талонах не пишут тариф, но его часто указывают в маршрутной квитанции. Даже если билет покупался у агрегатора, авиакомпания присвоила ему уникальный буквенный номер бронирования. Можно быстро получить доступ к бронированию на сайте компании, введя этот код и свою фамилию.

Иногда тариф обозначается просто буквенным кодом, а его расшифровку надо искать на других страницах сайта перевозчика.

Тарифы экономического класса делятся на три или, реже, две категории:

Невозвратный. Это самый дешёвый билет в линейке. Кроме возврата и обмена, в таких тарифах отсутствует регистрируемый багаж и питание. У разных авиакомпаний они называются по-своему, но смысл единый:

  • «Аэрофлот» — «Эконом Лайт»;
  • S7 — «Эконом Базовый»;
  • Finnair — Economy Superlight;
  • Turkish Airlines — EcoFly;
  • Air Serbia — Economy Light.

Помимо названия, нужно смотреть подробное описание тарифа, условия могут различаться. Так, билет «Аэрофлота» по тарифу «Эконом Лайт» нельзя вернуть, но можно обменять с доплатой на другой. Те же условия предлагает S7 для своего тарифа «Эконом Базовый».

Что делать, если опоздал на самолёт
В правилах применения тарифов «Аэрофлота» указано, что при обмене билета «Эконом Лайт» тариф может измениться на «Базовый» или «Бюджет». Что касается других тарифов, их не могут понижать при обмене
Источник: aeroflot.ru

Иногда средства за билеты по невозвратному тарифу можно вернуть. Подробнее об этом рассказываем дальше.

Возврат или обмен с доплатой. В линейке экономического класса такие тарифы называются «Комфорт», «Стандарт», «Оптимум». У каждой компании свои нюансы.

Например, у S7 есть предложение добавить при оплате небольшую сумму и получить возможность полного возврата. Но в условиях применения тарифной опции сказано, что деньги вернут полностью, если возврат оформлен за сутки до вылета. Это не подходит для варианта с опозданием в аэропорт. В этом случае в силу вступают стандартные условия и формулы расчёта.

Иногда авиакомпании предлагают отдать назад не деньги, а ваучеры. Пассажир вправе требовать деньги.

Бесплатный возврат или обмен. На самом деле эта опция встречается редко даже на самых дорогих экономических тарифах. Как правило, у каждой компании есть штрафные санкции. Так, у Turkish Airlines вычет может быть около 11%.

При форс-мажоре собрать доказательства вынужденного возврата

До сих пор речь шла о так называемых добровольных возвратах. Но есть ещё категория возвратов вынужденных — по форс-мажорным обстоятельствам. Тогда — при условии, что в авиакомпанию сообщили до окончания регистрации — можно рассчитывать на возврат средств даже по базовым тарифам.

Возврат считается вынужденным, если его причиной стали:

  • болезнь пассажира, подтверждённая медицинскими документами;
  • болезнь члена семьи или близкого родственника, с которым должен был лететь пассажир (члены семьи — это супруги, дети и родители, близкие родственники — дедушки, бабушки и внуки, братья и сёстры);
  • смерть члена семьи или близкого родственника;
  • по какой-то причине сорванная посадка на рейс.

Последнее может случиться, если в аэропорту долго шёл досмотр, ничего запрещённого не нашли, но человек опоздал на посадку. В такой ситуации надо потребовать у службы безопасности справку о том, сколько времени занял досмотр, и приложить её к заявлению в авиакомпанию.

Иногда бывает, что вылет уже задержан, поэтому кажется, что опоздать не страшно. Но, как правило, время регистрации остаётся прежним. Аэропорт — слишком большая структура, чтобы позволять авиакомпаниям двигать сроки, работа стоек заранее распланирована. Так что лучше всё равно получить посадочный талон онлайн и поспешить, если нужно сдавать багаж.

Если виновата авиакомпания, заявить о своих правах 

На рейсах с пересадками есть риск, что из-за отмены или задержек первого полёта могут сорваться последующие. Здесь важно, как было оформлено бронирование билетов — единым или по отдельности.

Если бронирование единое, то, даже если это рейсы разных авиакомпаний, ответственность за опоздание на второй рейс несёт первый перевозчик. Если вылет откладывается, нужно на стойке информации в аэропорту поставить на маршрутной квитанции отметку о задержке. Виновная компания обязана предложить другие билеты либо вернуть деньги.

Прочитайте статью по этой теме
Почитайте статью по этой теме:
8 типов людей на отдыхе

Если пассажир подбирал стыковку самостоятельно и полёты оформлены отдельными бронированиями, то он сам несёт ответственность за пересадки. Скорее всего, предъявить никому ничего не удастся.

Если становится ясно, что второй перелёт срывается, можно начинать его переоформлять. Когда самолёт всё-таки взлетит, в воздухе связываться с авиакомпанией и писать обращения будет непросто.

Небольшие задержки вылетов происходят постоянно, поэтому рекомендуется подбирать стыковочные рейсы с пересадками длиной не менее 60—90 минут.

Если возврат невозможен, вернуть хотя бы сборы и налоги

Воздушный кодекс РФ сообщает, что пассажир вправе требовать возврата разных сборов и авиационных налогов. Формально человек в небо не поднимался и аэропорты не посещал. Поэтому перевозчик может удержать только стоимость перелёта, остальное он должен вернуть.

Что делать, если опоздал на самолёт
В стоимости этого билета перевозка занимает меньше половины, остальное — топливный, аэропортовый и другие сборы
Что делать, если опоздал на самолёт
В этой платёжной квитанции авиационный налог и аэропортовые сборы — более 37 евро. Это почти четверть стоимости билета

Иностранные перевозчики не подчиняются Воздушному кодексу РФ, но правила применения тарифов и возврата средств во всём мире более-менее одинаковы. Надо связываться с авиакомпанией и выяснять, что и когда они могут вернуть. Желательно делать это до окончания регистрации на рейс, на который опаздываете, или сразу в аэропорту на стойке представительства.

Частичный возврат может занять от двух недель до двух месяцев.

Чек-лист: что делать, если опаздываете на самолёт

  1. Если есть онлайн-регистрация, попытаться успеть на посадку.
  2. Если нет возможности успеть в аэропорт до конца регистрации, обращаться в авиакомпанию — иначе будет зафиксирована неявка на рейс.
  3. Не откладывая начать процедуры возврата или обмена по условиям своего тарифа.
  4. Если причиной опоздания или неявки стали форс-мажорные обстоятельства, предупредить перевозчика до окончания регистрации и собрать доказательства, чтобы вернуть деньги по невозвратному тарифу.
  5. Когда планируется стыковка, а билеты забронированы по отдельности, нужно ещё на земле начать заниматься переоформлением второго сегмента полёта.
  6. Если в срыве второго полёта виновата первая авиакомпания, нужно обратиться на её стойку и написать обращение на сайт, чтобы она выполнила свои обязательства.
  7. Если билет невозвратный, нужно попытаться получить обратно налоги и сборы.

Но лучше, конечно, вообще не опаздывать. Российские авиаперевозчики советуют приезжать в аэропорт за полтора часа до вылета по России и за два часа до международных рейсов. В некоторые мировые аэропорты рекомендуется приезжать за три часа. Есть несколько хабов с затруднённой логистикой, и, если предстоит пересадка именно в таком месте, надо заранее выбрать продолжительную стыковку, составить маршрут и просить, если придётся, о помощи.

Смотреть все