Как я встретил Наташу
Я родился и вырос в Нигерии. После школы уехал в Китай. Там учился мой брат, он предложил мне поступить в университет города Дацин. Своей вузовской специализацией я выбрал китайский язык — мне он давался легко.
В университете было много студентов из России, особенно из Сибири и с Дальнего Востока. Мы пытались с ними дружить, но языковой барьер сильно мешал. Наташа хорошо знала английский. Мы начали общаться, потом встречаться. И с тех пор не расстаемся.
Как я оказался в Якутии
После окончания университета мы с Наташей еще несколько лет прожили в Китае. Оба нашли работу по специальности. Я преподавал английский, моя жена стала переводчиком.
В Китае у нас родились старшие дети: дочь и сын. Нам было хорошо, все устраивало. Но со временем мысль, что Китай — это не навсегда, появлялась все чаще, ведь наши семьи остались в других странах. И мы стали думать, куда переехать — в Нигерию или в Россию.
Наташины родственники — сестра и зять — приезжали к нам погостить и постоянно уговаривали перебраться в Якутию. Я видел, как любимая скучает по родне. Да и для детей основным языком стал русский.
КСТАТИ
Апрель и октябрь в Якутии — зимние месяцы, при этом перепад температуры в январе и июле составляет 70—75 градусов. Минимальная температура, зафиксированная в городе Якутск, опускалась до −64,4 °C.
В 2013 году, когда старшей дочке пора было идти в школу, мы переехали в Покровск, родной город Наташи.
Холодно ли мне?
С нигерийскими родственниками часто общаюсь по WhatsApp. Каждый раз они спрашивают, надел ли я шапку. Конечно надел! Попробуй тут выйди зимой без шапки.
К местному климату я привык не сразу. Но быстро понял: не бывает холодной погоды — бывает неправильная одежда.
Наташины родственники приняли очень тепло. А вот незнакомцы при встрече до сих пор округляют глаза. Самый частый вопрос — «Что ты тут делаешь?» Отвечаю: «Живу я тут!»
Чем удивила Якутия
Здесь необычные деревянные дома на ножках. Высокие, в три этажа! Увидев их впервые, испугался: вдруг упадет? Но меня успокоили: из-за холода ставить дом просто на земле, как делают в Африке, нельзя — промерзнет. А на ножках простоит сто лет.
До сих пор не привык к некоторым блюдам местной кухни — например, к строганине. Еще не понимаю, зачем есть суп — в Африке нет культуры первых блюд. Зато в Якутии часто готовят рыбу, которую я ем с удовольствием.
В Нигерии, не говоря уже о Китае, нельзя просто захотеть и оказаться на природе. А здесь запросто, что меня очень радует.
Долго привыкал к туалету на улице. Неудобно, особенно зимой. Ни в жаркой Нигерии, ни в Китае не сталкивался с «удобствами во дворе».
Отличается и темп жизни. В Нигерии постоянно надо куда-то бежать. В Китае жизнь хоть и идет по четкому графику, но тоже быстрая. А в Якутии никто никуда не спешит.
Например, в Нигерии автобус никого не ждет, иногда даже не останавливается, только притормаживает — попробуй успей за ним. В Китае транспорт ходит строго по расписанию. А в Якутии водитель может долго ждать, пока салон наполнится, и только потом поедет. Но к темпу жизни я быстро привык. Мне нравится, что здесь нет суеты.
Скучать при этом некогда. Всегда что-то происходит. У жены много родственников, почти каждую неделю семейный праздник. И местные традиции мне нравятся. Особенно праздник лета. Хотя лето здесь короткое и само по себе — праздник.
Кем я работаю на Севере
В Якутии я хотел заняться бизнесом. Однако вскоре после переезда меня пригласили в школу Покровска на семинар для учителей иностранных языков. Между делом спросили, не думал ли я вести китайский язык, а уже через несколько недель я стал преподавать в школе села Ой, расположенного недалеко от нашего города.
Учить школьников китайскому, почти не зная русского, — тот еще челлендж. Я задавал вопрос на английском и ждал ответа на китайском. Но младшие ребята и английского-то совсем не знали. Тогда я рисовал картинки и показывал соответствующие иероглифы. Делал презентации, учил с ними стихи и песни.
Как растут наши дети
У всех детей «интернациональные» имена. Старшую дочку зовут Энжел-Джулиана, сына — Арий-Уолан, младшую — Анна-Амелия. А фамилия у них мамина, самая что ни на есть русская — Ивановы.
Перед переездом мы с Наташей беспокоились, как дети будут привыкать к жизни в морозной Якутии. Но они адаптировались легко. Младшая родилась уже в Покровске, другой жизни пока не знает. Сейчас в садик ходит. Старшие учатся в школе и занимаются спортом. Дочка — легкой атлетикой и тхэквондо. Сын — легкой атлетикой и боксом. Им здесь нравится.
К детям в Якутии относятся с большой заботой, их почти не ругают и не наказывают. В Нигерии иначе, там с ребенка спрос больше. Это касается и учебы, и всего остального. В Якутии родители более мягкие и терпеливые. И я стал таким же: жизнь располагает.
Я детям много рассказываю о Нигерии. О моем детстве, о культуре страны, о ее обычаях, религии.
Я хочу, чтобы они, когда придет время, также смогли сделать свой выбор — где жить, чему учиться, во что верить или не верить.
А для этого считаю нужным рассказать и показать им как можно больше. Тогда они вырастут свободными и смогут стать, кем захотят. Будут, как их отец, слушать сердце и идти за своей судьбой, не задумываясь, куда она приведет в итоге.
Фото: инстаграмм Марка Бабатунде