Выбирать горный велосипед нужно в зависимости от местности, где планируется кататься, и предполагаемого стиля езды. При неправильном выборе ездок будет быстро уставать и с большой вероятностью получит травмы.
Разобрались, как выбрать маунтинбайк для разных ситуаций и велосипедистов с разным уровнем подготовки.
Стили катания
Стили катания различаются по тому, где велосипедист планирует ездить и будет ли он выполнять трюки.
Кросс-кантри — гонки по пересечённой местности с некрутыми подъёмами и пологими спусками.
Трейл — катание по туристическим тропам, адаптированным под велосипедную трассу. Подъёмы и спуски могут быть очень длинными — до нескольких сотен метров.
Фрирайд — несколько свободных стилей катания на маунтинбайках по узкой трассе с резкими поворотами, препятствиями для выполнения прыжков и трюков. В зависимости от стиля фрирайда трассы бывают дикие или обустроенные.
Эндуро — гонки на время по незнакомой трассе. Для каждого соревнования строят новые трассы.
Даунхилл — соревновательный стиль. Спортсмен должен как можно быстрее съехать по трассе, которая идёт под большим уклоном: длина трассы в среднем 2 км, перепад высоты от верхней до нижней точки — 500 метров. На трассе есть повороты, препятствия, ритм-секции, камни.
Материал рамы
Со временем можно заменить все детали велосипеда, кроме рамы. Поэтому в первую очередь смотрят на материал. От него зависит вес и долговечность велосипеда. Рамы делают из четырёх металлов:
- Сталь. Стальную раму выбирают для несложного трейла. Плюсы: хорошо пружинит, то есть сглаживает небольшие неровности дороги. Это самый бюджетный материал. Минусы: быстро ржавеет, тяжёлая, не подходит для трюков.
- Алюминиевый сплав. Подходит и новичкам, и профессиональным гонщикам. Плюсы: алюминиевая рама лёгкая, это недорогой материал. Минусы: жёсткий материал, из-за чего на неровной дороге сильно ощутима вибрация. То есть на велосипеде с такой рамой очень некомфортно ехать долго по гравийной дороге. Алюминиевый сплав уступает другим материалам по усталостно-прочным характеристикам, то есть это не самый долговечный материал.
- Карбон, или углепластик. Модель с карбоновой рамой покупают профессиональные спортсмены из-за дороговизны материала. Плюс: эта рама самая лёгкая, отлично поглощает вибрации — на таком велосипеде комфортно ездить на дальние дистанции. Минус: рама очень дорогая и не подлежит ремонту. Если осталась выбоина от камня или есть другое сильное повреждение, рама в этом месте может очень быстро сломаться.
- Титан. Такую раму выбирают опытные спортсмены. Плюсы: титановая рама лёгкая, весит почти так же, как рама из карбона, но служит гораздо дольше. Титановую раму проще починить, чем алюминиевую или карбоновую. Минус: титановую раму сложнее изготовить, поэтому такие велосипеды дороже других.
Размер рамы
От размера рамы зависит, насколько спортсмену будет удобно сидеть на велосипеде.
Раму нужно подбирать по росту катающегося, чтобы уменьшить физическую нагрузку и избежать травм, когда спортсмен резко останавливается или соскакивает с велосипеда.
Единого стандарта по размеру не существует: геометрия рамы зависит от назначения велосипеда. Сориентироваться можно по таблице производителя. Важно, чтобы ноги велосипедиста доставали до земли и рама не касалась промежности.
Геометрия рамы
Форма рамы зависит от назначения велосипеда. Новичку важно обращать внимание на следующие параметры:
- Угол наклона верхней трубы.
На велосипеде со скошенной верхней трубой велосипедист сидит прямее. При езде по кочкам рама не бьёт в промежность, и с такого велосипеда можно легко спрыгнуть. Такие велосипеды подходят для экстремальной езды.
Прямая рама и рама с наклоном около 7° рассчитаны на длительные переезды без необходимости выполнять трюки: колени распрямляются под углом 60°, велосипедист меньше устаёт.
- Рич — расстояние от центра рулевого стакана до центра кареточного узла.
Этот параметр важен для маунтинбайков, так как велосипедист много времени проводит стоя.
Для фрирайда нужен велосипед с коротким ричем — около 400 мм, чтобы легко выдёргивать велосипед. Для эндуро и трейла рич обычно длиннее — около 430 мм.
На велосипедах для кросс-кантри рич делают обычно коротким, так как большую часть времени велосипедист сидит, и если рич длинный, то ему неудобно тянуться до руля.
- Угол наклона рулевого стакана.
На велосипеде с заваленным рулём удобнее спускаться, таким велосипедом легче управлять.
Самый острый угол делают на моделях для даунхилла. Средний угол у велосипедов для эндуро и трейла. У велосипедов для кросс-кантри руль располагается почти под прямым углом.
- Размер колёсной базы — расстояние между центрами осей переднего и заднего колеса.
Чем колёсная база больше, тем стабильнее велосипед. Для даунхилла важна стабильность, поэтому на таких велосипедах большая база. Для фрирайда колёсная база должна быть маленькой, чтобы велосипед был более подвижным.
- Длина подседельной трубы.
Для трюков важно, чтобы не мешало седло, поэтому подседельная труба для фрирайда, эндуро обычно короткая. На моделях для кросс-кантри труба длинная.
- Угол наклона подседельной трубы.
Чем ближе этот угол к 90°, тем сильнее велосипедист наклоняется вперёд и ему легче педалировать, развивая скорость. Если подседельная труба больше наклонена назад, тем больше нагружается заднее колесо и велосипедисту легче преодолевать подъёмы. На такой модели новичку сложно ездить долго.
Параметры колёс
Колёса выбирают по пяти параметрам: размер, количество спиц, глубина протектора, ширина покрышки, способ установки покрышки.
От размера зависит, насколько спортсмену будет удобно проходить трассу с определёнными препятствиями. Колёса можно со временем заменить, но на такие же по размеру.
- 26” — лёгкие и манёвренные колёса.
- 27,5” — оптимальный размер колёс: они не тяжёлые, хорошо переезжают через препятствия. Велосипед с такими колёсами быстро разгоняется.
- 29” — колёса с плавным ходом по небольшим неровностям. Это самые комфортные и скоростные колёса. На них лучше ездить на длинные дистанции. Новичок увереннее чувствует себя на колёсах большого диаметра. Но такой велосипед тяжелее, и ездоку трудно ехать по узким частям трасс.
От количества спиц зависит, насколько велосипед может выдержать условия пересечённой местности. Если велосипедист планирует кататься по суровому бездорожью, лучше выбирать колёса с 36 спицами. Для более лёгких нагрузок подойдут колёса с 32 спицами.
Покрышки выбирают по протектору и ширине.
От протектора зависит сцепление колеса с дорогой. Для езды по грязи и бездорожью лучше брать покрышки с глубоким протектором. Но нужно учитывать, что на таких колёсах тяжело ездить по асфальту. Для езды по снегу и льду нужны покрышки с шипами.
От ширины покрышки зависит безопасность езды: чем она шире, тем устойчивее велосипед. Производители предлагают покрышки шириной от 2 до 2,5 дюйма.
Амортизаторы
Маунтинбайк должен быть оснащён хорошей амортизацией, иначе велосипедист навредит здоровью, так как будет постоянно получать микротравмы при езде по бездорожью. Амортизаторы на велосипедах также называют подвесами. На горных велосипедах есть два вида амортизации: хардтейл и двухподвес.
- В хардтейле амортизатор стоит только на переднем колесе. Такой амортизатор называют вилкой. Хардтейл лучше выбирать новичку для отработки базовых навыков маунтинбайкинга. Такой велосипед весит меньше, стоит дешевле. Минус: не подходит для езды по бездорожью и сложных трюков.
- В двухподвесе амортизаторы стоят на обоих колёсах. Передний амортизатор называется вилкой, задний — подвесом. Для длительной езды это более комфортный велосипед, он лучше проходит по неровной местности, камням и крутым склонам. Минусы: дополнительный амортизатор делает велосипед тяжелее и дороже, на простых подъёмах велосипед с двухподвесом едет медленнее.
От типа заднего амортизатора зависит комфорт и безопасность велосипедиста. На маунтинбайке устанавливают амортизаторы одного из двух типов:
- Пружинно-масляный. Подходит для всех стилей маунтинбайкинга, но чаще выбирается для даунхилла: такой амортизатор хорошо поглощает неровности на длинном спуске. Пружинный амортизатор легко настроить в полевых условиях, так как он регулируется гайками. Минусы: тяжелее воздушного амортизатора, сложнее регулируется. Если у велосипедиста изменился вес, нужно менять пружину подвески.
- Воздушно-масляный. Подходит для всех стилей езды. Легче пружинного, хорошо подстраивается под вес велосипедиста. Минусы: дороже пружинного, зависит от погодных условий — если меняется давление, температура, влажность, воздушный амортизатор нужно перенастраивать. Но настраивать его в полевых условиях сложно, потому что это нужно делать под давлением.
На городских велосипедах обычно стоят пружинно-эластомерные амортизаторы. Это самые дешёвые подвесы, которые не подходят для езды по пересечённой местности.
Также амортизаторы отличаются друг от друга по ходу вилки — расстоянию, на которое может сжиматься передний подвес.
От хода зависит, насколько хорошо велосипед смягчает езду по неровностям. Чем больше ход, тем мягче велосипед едет по неровной трассе. Различают три типа вилок по ходу:
- короткоходные. Подвески с ходом меньше 120 мм. Подходят для неэкстремальной езды. На скоростных спусках с препятствиями велосипедом с короткоходной подвеской управлять сложно.
- длинноходные. Подвески с ходом 120—200 мм и больше. Такой велосипед проще контролировать, езда на нём мягче. Для даунхилла выбирают модели с большим ходом.
- регулируемые. На некоторых моделях можно менять ход вилки: заблокировать её на длительном подъёме или асфальтовой дороге и разблокировать на бездорожье.
Производители рассчитывают рамы под конкретный ход вилки. Вилку можно менять, но если рама рассчитана на короткий ход. Не стоит ставить вилку с длинным ходом — велосипед станет неуправляемым.
Диапазон скоростей
Диапазон скоростей зависит от элементов трансмиссии, то есть системы деталей, которая передаёт усилие ног велосипедиста на колесо.
Для маунтинбайкинга нужен велосипед, на котором можно переключать скорости, так как при разном рельефе местности нужны разные усилия.
Новичку нужно обращать внимание на два элемента трансмиссии: количество звёздочек спереди и количество звёздочек в кассете на заднем колесе. Этим определяется диапазон скоростей.
Ведущие звёздочки находятся на каретном валу, около педалей велосипеда. По количеству звёздочек велосипеды бывают:
- 3х, или тройник. Самый бюджетный вариант, который часто выбирают новички. Плюсы: у велосипеда с тройной системой самый большой диапазон передач. Минусы: цепь часто перекашивается, вся система трансмиссии менее долговечна, чем другие типы трансмиссий. 3х выпускают всё реже.
- 2х, или двойник. Приходят на замену 3х. Такой велосипед легче, система более долговечная.
- 1х, или одинарная система. Чаще выбирают для профессионального спорта, но новичкам тоже подходит, если позволяет бюджет. Плюсы: просто управлять и ухаживать, это самая долговечная система. Минус: самая дорогая.
В кассете на заднем колесе может быть установлено до 12 скоростей.
Чтобы понять, сколько скоростей у велосипеда, нужно перемножить количество ведущих и ведомых звёздочек.
То есть если спереди одна звёздочка, а сзади семь, то один надо умножить на семь — получаем семь уровней скорости. Если спереди две, а сзади девять, тогда два умножаем на девять — 18 уровней скорости.
От диапазона зависит, насколько велосипедист сможет быстро ездить по трассе с разным рельефом. Если планируется много подъёмов в гору, лучше взять велосипед с бо́льшим диапазоном.
Тормозная система
Горные велосипеды чаще всего оснащают дисковыми тормозами одного из двух типов:
- дисковые механические. Тормоза средней ценовой категории. Минусы: часто забиваются грязью и песком, тросики быстро ржавеют. Чтобы прослужили дольше, нужно чистить и подстраивать в среднем через каждые 10 километров.
- дисковые гидравлические. Плавные тормоза с высокой чувствительностью. Более надёжный вариант, чем механические. Отлично срабатывают при езде по мокрой дороге, грязи. Не требуется настройка до тех пор, пока не износятся колодки или пока не нужно прокачать гидравлическую систему. Минусы: стоят дорого, в полевых условиях нельзя починить самостоятельно.
Какой велосипед нужен для разных стилей езды
Велосипедист подбирает детали под себя. Если в базовой сборке ему что-то не нравится, всегда можно поменять все детали, кроме рамы. Ниже перечислены особенности велосипедов для каждого стиля.
Кросс-кантри. Велосипедист долгое время проводит в пути, не выполняет трюки. Поэтому геометрия рассчитана на то, чтобы ездоку было удобно сидеть: небольшой наклон рулевого стакана и подседельной трубы, высокое сидение, короткий рич.
Так как не нужно выполнять трюки, новичок может выбрать велосипед со стальной рамой. Она тяжелее, но хорошо смягчает неровности.
Для маршрутов с несложным рельефом подойдёт велосипед с ходом вилки около 100 мм. Для более экстремальных подъёмов и спусков ход вилки нужен больше — до 120 мм.
Трейл. Требования почти такие же, как к велосипеду кросс-кантри. Велосипедист долгое время проводит в пути, но спуски и подъёмы длительнее и круче, чем на маршруте кросс-кантри. Угол рулевого стакана и подседельной трубы острее, чем на велосипеде для кросс-кантри, но не такой острый, как на модели для даунхилла.
Ход подвески, как правило, 140—150 мм, так как на маршруте могут встречаться крутые повороты.
Фрирайд. Во фрирайде много трюков. Чем сложнее трюки, тем прочнее и легче должен быть велосипед. Верхняя труба рамы должна располагаться как можно ниже. Подседельная труба и рич короткие, так как велосипедисту нужно часто вставать. Рулевой стакан и подседельная труба располагаются под острым углом.
Чтобы велосипедист приземлялся как можно мягче, необходима задняя амортизация. Для несложного фрирайда можно использовать хардтейл.
Ход подвески должен быть большим — 160–180 мм. Важно не экономить на тормозах и брать модель с дисковой гидравлической системой.
Эндуро. На маршруте эндуро велосипедист проходит протяжённые дистанции и выполняет трюки. Поэтому подседельная труба и рулевой стакан наклонены больше, чем на велосипеде для кросс-кантри, но не так сильно, как на модели для фрирайда. Подседельная труба тоже должна быть не очень длинной, но и не слишком короткой.
Спортсмен проходит крутые повороты, и ход вилки должен быть довольно большим — 150–170 мм. Так как приходится выполнять трюки, потребуется задняя амортизация.
Даунхилл. Для даунхилла важна устойчивость и манёвренность велосипеда. Это тяжёлые модели с большой колёсной базой. Чтобы велосипедист не перелетел через руль во время спуска, рулевой стакан находится под острым углом.
Ход вилки у моделей для даунхилла самый большой — около 200 мм. Обязателен двухподвес. Чаще всего стоит пружинный задний амортизатор. Важно, чтобы стояли мощные дисковые тормоза.