13 октября на 141-й сессии в Мумбаи Международный олимпийский комитет утвердил обновлённую программу Олимпийских игр. Теперь спортсмены будут состязаться во флаг-футболе, сквоше, лакроссе, крикете и бейсболе/софтболе. Рассказываем, как подготовиться к новому формату.
XXXIV Олимпийские игры пройдут с 14 по 30 июля 2028 года в Лос-Анджелесе.
Флаг-футбол
Флаг-футбол — это облегчённая разновидность американского футбола.
В каждой команде по пять игроков с лентой на форме и один запасной. Игра длится два тайма по 20 минут. Вместо столкновений игрокам нужно сорвать флаг с противника и получить как можно больше очков.
Флаг-футбол входит в программу Игр впервые.
Правила игры
Игра начинается с розыгрыша мяча за пять ярдов до end zone атакующей команды. Игроки защиты должны остановить игроков атаки. Если с атакующего сорвали флаг, игра останавливается. Следующий розыгрыш мяча начинается с этого же места.
Чтобы пройти от линии старта атаки до середины поля, у нападения есть четыре попытки. После пересечения центра количество попыток обнуляется. Если за четыре попытки атака не добирается до середины или не происходит тачдаун, мяч переходит к сопернику и уже он начинает на своей пятиярдовой линии.
Игроки защиты могут перехватывать мяч во время паса или останавливать игрока с мячом в руках, сорвав флаг.
За тачдаун можно получить шесть очков. За попытку тачдауна — игровую реализацию — дают одно очко, если было с пяти ярдов до end zone обороняющейся команды, два очка — с десяти ярдов. В одной атаке можно получить до восьми очков.
Позиции игроков
Нападение:
- квотербэк управляет нападением, двигает мяч вперёд с помощью паса или набирает ярды ногами;
- принимающий открывается под передачу квотербэка и ловит мяч, чтобы занести его в end zone или сократить расстояние до неё;
- бегущий получает мяч напрямую от квотербэка и набирает ярды ногами.
Защита
Главная задача игроков защиты — не дать нападению пройти необходимое расстояние до end zone:
- блицующий оказывает давление на квотербэка и мешает ему сделать передачу. Может сделать сэк — сорвать ленту с квотербэка и выиграть немного метров для своей команды;
- корнербэк обороняет переднюю зону, мешает игрокам атаки принять мяч или срывает с атакующих флаги, если мяч принят;
- сейфти обороняет заднюю линию и не даёт игрокам атаки принять длинную передачу.
Как подготовиться к игре в флаг-футбол
Две основные задачи игроков — бегать и ловить. Поэтому:
- бегать. Игра требует выносливости, поэтому стоит чередовать темповый бег с бегом на ускорение, пробегать по несколько километров через день;
- использовать пальцевые разминки. Игра требует ловких движений, чтобы забрать и флаг, и мяч. Например, заниматься пальчиковой гимнастикой или учиться ручным трюкам с мячами;
- играть в американский футбол. Тут вы оцените, почему флаг-футбол называют облегчённой версией. Но поучаствовать в борьбе за мяч — это то, что поможет понять принцип;
- играть в «хвостики». Это детское развлечение, когда к каждому игроку привязывают ленту. Задача — сорвать ленты с других игроков, собрав в руке как можно больше.
Сквош
Сквош — это соревнование двух игроков на закрытом корте.
Сквош часто называют «теннисом о стену» и «шахматами на корте». Дисциплина впервые входит в программу Игр.
Есть три версии происхождения этой игры:
- школьная. В 1860-х годах мальчикам их школы Хэрроу негде было играть в теннис. Тогда ребята взяли ракетки, вышли во двор, нашли стену и стали соревноваться;
- тюремная. Заключённые английских тюрем развлекали себя тем, что кидали мяч в стену в камере;
- корабельная. В середине XIX века переселенцы из Англии в Австралию или Америку развлекали себя в трюмах, кидая мяч о стену.
Правила игры
Вначале игроки разыгрывают мяч. Из одного из двух квадратов на полу игрок посылает мяч в зону между линией подачи и линией аута. После этого игроки могут бить мячом в любое место передней стенки между тин-линией и линией аута.
Игроки могут отправлять мяч в любую поверхность, кроме пола. Важно, чтобы мяч коснулся передней стенки и при этом не пересёк верхнюю и нижнюю линии на ней — это считается аутом.
Игроку дают одно очко после двойного касания пола мячом после отскока от стенки. Победитель каждого отдельного розыгрыша получает одно очко и право следующей подачи. 11 очков — это один гейм. При этом преимущество в счёте должно составлять не менее двух очков. Победителя объявляют после трёх геймов.
Как подготовиться к игре в сквош
Две основные задачи игроков: просчитать ходы соперника и быть ловким. Поэтому:
- отвести время на скакалку. Чтобы быстро и тактично передвигаться по рингу, боксёры регулярно прыгают на скакалке. Здесь такой же принцип — нужно перемещаться по корту, забирая у соперника преимущество;
- играть в шахматы. Не зря же сквош называют «шахматами на корте». Игра помогает просчитывать ходы;
- играть в большой теннис. Полезно сразиться с соперником через сетку. Учтите, что здесь совсем другой мяч.
Лакросс
Лакросс — это контактная игра между двумя командами с использованием мяча и стика — клюшки с длинной рукояткой. Стик ещё называют кроссом. В команде от 6 до 10 участников.
Лакросс входил в программу Игр в 1904 и 1908 годах.
Правила игры
Основная задача, как в хоккее, — забросить мяч в ворота стиком. На своей половине площадки защитник должен в течение 20 секунд передать мяч партнёру или направить на территорию оппонентов. Во втором случае у защитников есть 10 секунд, чтобы направить мяч в зону атаки — на большой квадрат, обозначенный линиями разметки.
Если вратарь поймал мяч, он должен передать его за 4 секунды за складку — линию, которая ограничивает зону ворот оппонента. Если не успеет, мяч отдадут противникам.
Допускается толкать соперника и пытаться стиком выбить у него мяч.
Позиции игроков
Игроков команды игроков можно разделить на четыре категории:
- вратарь;
- нападающие, которым запрещено заступать за складку;
- защитники;
- полузащитники, которые могут перемещаться по всему полю и выполнять функции то нападающих, то защитников.
Как подготовиться к игре в лакросс
- Играть в хоккей на траве. Система похожа — нужно будет вести мяч до ворот соперника.
- Тренироваться с препятствиями. Например, с конусами — чтобы учиться вести мяч, и с лестницей, положенной на траву, чтобы филигранно переступать преграды.
- Быть изобретательными. Например, передавать друг другу мяч палками, битами или ракетками. Это поможет чувствовать мяч.
Крикет
Крикет — это игра с плоской битой, мячом и калитками. Участвуют две команды, в каждой по 11 игроков и запасные.
Входил в программу Игр в 1900 году.
Правила игры
В центре поля — питч. Это прямоугольник, с кризами, то есть зонами. Питч размечен на три пары кризов:
- боулинговый. Здесь находится калитка — деревянное сооружение из трёх труб, на которых лежат две небольшие перекладины;
- поппинговый — площадка для отбивающего;
- возвратный — параллельно боковым линиям питча.
Чтобы набирать раны, то есть очки, нужно отбивать мяч битой и бежать. Команда с большим количеством забегов выигрывает. Один забег засчитывается, когда два бэтсмена, то есть отбивающих, начинают бежать с противоположных концов поля, а затем каждый из них благополучно достигает другого конца поля. То есть они пересекают траектории друг друга. В зависимости от того, сколько времени требуется полевой команде, чтобы вернуть мяч, бэтсмены могут бежать и более одного круга. Ещё раны дают за нарушения соперников.
Боулер, то есть бросающий, должен подать мяч прямо на уровне талии принимающего или с одним отскоком от земли. Через иннинг — оговорённый период — команды меняются ролями. Если игрок выходит на замену, он может лишь ловить мяч в поле без права подавать, отбивать и охранять калитку.
Шесть последовательных подач одного боулера называются овером. После окончания овера место занимает другой боулер. Если бэтсмен не может бежать, можно привлечь раннера — игрока нападения, находящегося на базе.
Чем быстрее завершится иннинг, тем меньше очков наберут защищающиеся. Поэтому подающие стараются как можно скорее выбить бэтсменов из игры. После каждого такого действия защитник уходит до конца иннинга, уступая место. Если отбивающие сумели продержаться иннинг, объявляют not out. Калитка считается разрушенной при падении любой перекладины.
Бэтсмен уходит, если полевой игрок сумел поймать отбитый мяч без касания земли. При этом игрок должен находиться в границах поля.
Позиции игроков
- Боулер — бросающий. Задача — попасть мячом в перекладину калитки и выбить её.
- Бэтсмен — отбивающий. Задача — защитить калитку от попадания мяча.
- Страйкер — принимающий подачу.
- Нон-страйкер — напарник страйкера, стоит рядом с подающим возле противоположной калитки.
- Уикет-кипер — ловец, хранитель калитки.
- Кетчер — перехватчик неотскочивших мячей.
- Раннер — нападающий без биты на базе.
- Бэттер — любой игрок, который бьёт.
Как подготовиться к игре в крикет
- Играть в бейсбол и софтбол. Для развития других навыков работы с мячом и битой.
- Играть в теннис. Нужно научиться отбивать и развивать плечевой сустав.
- Бегать. Для того чтобы тренировать скорость и выносливость.
Бейсбол и софтбол
Бейсбол — это командная игра с мячом и битой. В командах по девять игроков.
Софтбол — это разновидность бейсбола, где мяч легче, бита короче и толще. В бейсбол играют мужчины, в софтбол — женщины.
Дисциплины входили в программу Игр в 1992, 1996, 2000, 2004, 2008 и 2021 годах.
Правила игры
Матч состоит минимум из девяти иннингов — игровых отрезков. На поле две команды: обороняющаяся в полном составе и у атакующей один игрок — баттер — в «доме», то есть на начале поля. Роли команд меняются после.
Питчер, то есть подающий, бросает мяч баттеру. Если он отбивает мяч, то становится раннером — бежит по периметру игрового поля от первой до третьей базы и возвращается в «дом». Он может остановиться на любой базе, если защитники близки к тому, чтобы взять мяч. Если этого не сделать — раннер отправится в аут.
Задача баттеров — отбить мячи и занять наибольшее количество баз. Команды меняются после иннинга: теперь защитники с битами становятся в атаку. Очерёдность меняется минимум до достижения девяти иннингов или счёта, при котором победа одной из команд становится невозможной.
Команда, набравшая наибольшее количество ранов за все иннинги, становится победителем. Ничьей в бейсболе не бывает.
Позиции игроков
- Баттер — нападающий с битой напротив защитника.
- Кетчер — принимает мяч, который подаёт питчер, сзади «дома».
- Питчер — подающий в защите.
- Аутфилдер — игрок на внешнем поле на стороне защищающейся команды.
- Защитники баз.
- Шорт-стоп — защитник между второй и третьей базами.
Как подготовиться к игре в бейсбол и софтбол
Подготовка, по сути, как в крикете: бегать и учиться отбивать мячи разными способами.