Каско — это добровольное страхование. Автовладелец вправе выбирать, оформлять ему такой полис или нет. Если наступит страховой случай у машины, на которую оформлено каско, ремонт возьмёт на себя страховая компания. Разбираемся, за какое время вам вернут машину после ремонта по страховке.
Есть две версии происхождения слова «каско».
Первая: от испанского слова casco, что значит «шлем». То есть само слово указывает на защиту.
Вторая: это аббревиатура от словосочетания «комплексное автомобильное страхование, кроме ответственности». Именно поэтому раньше название полиса писали заглавными буквами, сейчас такого правила нет.
Что входит в каско
Стандартно каско в РФ берёт на себя угон, ущерб в ДТП, вандализм, падения предметов и стихийные бедствия. Ещё есть пакеты «мини-каско», которые покрывают одну или несколько ситуаций. Например, «каско на угон и стихийные бедствия».
Закон регулирует требования, права, обязанности и порядок предоставления услуг:
- Основные требования к страхованию.
- Права и обязанности страхователей и страховщиков.
- Права и порядок действий при отказе выплаты и ремонта.
- Стандартные требования к добровольному страхованию наземного транспорта.
- Требования к отдельным видам добровольного страхования.
- Требования к оформлению договоров страхования.
Страховая может компенсировать ущерб ремонтом, заменой деталей или деньгами.
Как отдать машину в ремонт по каско
Главное — правильно оформить страховой случай:
- Оформите европротокол. Если это небольшое ДТП и нет взаимных претензий, можно воспользоваться европротоколом без вызова ГИБДД.
- Вызовите ГИБДД, если ДТП серьёзное. У полицейского нужно взять постановление, протокол или определение об аварии.
- Сфотографируйте все детали и повреждения. Снимки понадобятся при оформлении страхового случая. Можно собрать осколки после ДТП и привезти их в страховую компанию. Работники увидят, что деталь действительно сломана, и оценят характер повреждений. Не забудьте, что, кроме фото автомобиля, нужно сделать несколько снимков, характеризующих привязку к местности.
- Найдите свидетелей, если машина пострадала без вашего участия. В случае суда их показания станут доказательством. Можно запросить записи с камер либо узнать, есть ли у очевидцев записи видео ДТП.
- Позвоните в страховую и обрисуйте ситуацию. Ваше обращение должно быть зарегистрировано, и инспектор должен пояснить, что делать дальше.
- Получите направление на восстановление машины. Порядок прописан в договоре. Ещё возьмите у страховщика правила страхования или распечатайте актуальные правила добровольного страхования каско. Обычно направление выдают после оценки ущерба. Срок направления на ремонт по каско тоже определяет страховая.
- Когда вы отдадите машину на СТО, вам дадут акт приёмки с прописанными сроками ремонта.
Где ремонтируют машину
Есть три варианта:
- у официального дилера. Обычно здесь ремонтируют авто, если есть гарантия производителя или страхователь сам заплатил чуть больше за страховой полис, чтобы чинить машину у дилера;
- на СТО, которую выберет страхователь;
- на СТО, которую выберет застрахованный.
В любом случае список СТО прописывается в договоре.
Не ремонтируйте машину самостоятельно. В таком случае страховая может не возместить потраченные деньги.
Если отказывают в ремонте по каско
Если это происходит на уровне оценки — обращайтесь в суд. Если на уровне СТО — обращайтесь в страховую, чтобы они уладили ситуацию.
Важно понимать, что есть причины, по которым страховая вправе отказать в ремонте по каско. Такие условия прописаны в договоре. И даже суд может быть не на вашей стороне, если:
- было серьёзное нарушение ПДД;
- автовладелец захотел сам починить машину и потребовать компенсацию;
- есть ложные сведения. Например, характер повреждений автомобиля после ДТП не совпадает с описанием страхового случая, которое предоставип заявитель;
- нет фиксации повреждений — например, фотографий;
- в протоколе есть слова «нет претензий».
Так какой же срок ремонта по каско?
Сроки ремонта автомобиля по каско по закону не прописаны. То есть страховые сами определяют срок и прописывают его в договоре или в отдельном приложении к договору. В законе сроки звучат как «разумные» и не расшифровываются.
Перед ремонтом ущерб оценивает автоэксперт. Именно он устанавливает сумму ущерба. Если вы не согласны, можете провести независимую экспертизу. Но нет гарантии, что страховая вернёт вам потраченные на это деньги.
Срок направления на ремонт по каско тоже устанавливает страховая. Для получения направления нужно собрать документы: полис каско, права, СТС машины и копию документа с места аварии.
Может быть несколько причин, почему нарушены сроки:
- неверно рассчитан объём работ;
- долго доставляют детали;
- длинная очередь в сервис, если страховая заключила договор только с одной компанией;
- проблемы во взаимодействии страховой и СТО.
Если все сроки уже вышли, нужно запросить в СТО письменное объяснение происходящему с указанием причин и новых сроков. С этой бумагой обратиться в страховую для решения ситуации. Приложите свою претензию и потребуйте компенсацию за невыполнение работы в срок. Страховая свяжется с СТО и постарается урегулировать ситуацию. При этом автовладелец может обратиться в суд и потребовать компенсацию за задержку, так как обязательство не выполнено в срок, или подать жалобу на страховую компанию в Центробанк.
А что, если хочу забрать деньги?
Такой вариант может быть, если машину угнали или она не подлежит восстановлению. При ремонте есть лимит. Обычно это 75% от страховой суммы. Это значит, что, если ремонт требует затрат на 76% и больше, машину признают непригодной к восстановлению. В некоторых случаях не выплачивается полностью вся сумма страхового возмещения. Страховая считает, что часть запчастей и агрегатов можно продать, а за оставшуюся разницу выплачивает страховое возмещение.
Застрахованный может попросить компенсацию вместо самого ремонта, но, скорее всего, это затянет процесс. Иногда договором предусмотрен только ремонт, а не выплата денежного возмещения.
Что делать, если ремонт получился некачественным
За качество ремонта ответственность несёт страховая. Поэтому при обнаружении проблем нужно составить претензию с детальным описанием и фотографиями. А лучше провести независимую экспертизу с письменной оценкой качества ремонта.
Чтобы минимизировать риски, лучше контролировать работу СТО — периодически интересоваться, на каком этапе ремонт.
Преимущества каско | Недостатки каско |
Возмещение можно получить, даже если виноват сам застрахованный | Страховщик вправе без объяснения причины отказать в страховке |
При крупном ущербе (например, угоне) можно получить хорошую компенсацию. Здесь необходимо внимательно читать правила страхования. Иногда включаются дополнительные условия: например, необходимо предоставить два комплекта ключей и подлинник договора страхования. Часть людей хранит полис в бардачке, а ключ вшит в устройство сигнализации | Стоимость полиса регулирует сама страховая. Есть возможность покупки страховки с франшизой, когда при наступлении страхового случая заранее оговорённую часть ущерба (именно она и называется франшизой) возмещает сам страхователь. Тогда полис стоит существенно дешевле. Франшиза позволяет сэкономить до 15–20% от полной цены страховки |
Можно выбрать стандартную или мини-версию | Если компания обанкротится, выплаты никто не сможет гарантировать |