Гарантия на технику помогает, если в поломке виноват производитель. Если телефон упадёт и разобьётся, то по гарантии вам ничего не выплатят — здесь на помощь приходит страховка, которая покрывает такие случаи.
Но страховка у каждой компании своя. Нужно изучать условия до оформления страхового договора. Может быть такое, что телефон разбился, а страховая не выплатила полную сумму. Оказалось, по договору страховая сумма ежемесячно уменьшалась. Рассказываем об этих и других моментах, на которые нужно обратить внимание.
Что можно застраховать
Ноутбук, смартфон и любой бытовой прибор: стиральную машину, холодильник, утюг. Но страховать устройство нужно сразу при покупке, у менеджера. На следующий день уже не получится.
Например, по полису ВСК «Техника в безопасности» можно застраховать:
- мобильную и компьютерную технику;
- портативную фото- и видеотехнику;
- телевизоры и домашние кинотеатры;
- плееры и проигрыватели;
- акустическую технику;
- смарт-гаджеты;
- мультимедийные устройства;
- бытовую технику.
Есть способы сэкономить, например можно застраховать только экран мобильного устройства.
Как застраховать технику
Если вы захотите застраховать покупку, достаточно выбрать подходящую страховку как дополнительную услугу. В некоторых случаях нужно прийти лично в магазин и заключить страховой договор. Например, когда магазин не может доставить страховку с товаром.
Иногда покупателю предлагают несколько опций страхования. Так он может выбрать комбинацию страховых полисов для защиты от разных рисков. Страховка от одного риска будет дешевле, но с комплексной спокойнее.
Застраховать технику можно на срок от 1 до 12 месяцев. Обычно покупатель выбирает срок из предложенных продавцом. Если смотреть на комплексные решения, обычно это год страховки плюс год дополнительной гарантии.
Если вы заказываете устройство через сайт на свой адрес и там есть опция выбора страхового полиса, значит страховой полис вам доставят вместе с товаром.
Если такой опции нет, то можете заказать технику с доставкой в магазин и уже там оформить страховку. Например, в интернет-магазине Xiaomi нужно сначала заказать устройство и уже потом, когда вы получите товар, вам рассчитают страховку и проконсультируют по условиям. Уточняйте такие моменты заранее, чтобы по ошибке телефон не доставили без страховки.
Российские компании не страхуют новую технику зарубежных магазинов. Поэтому воспользоваться страховой программой в классическом варианте на зарубежном сайте не получится. Повезёт, если зарубежная площадка защищает от повреждений во время доставки, как AliExpress, но это лучше уточнять в службе поддержки интернет-магазина.
Когда наступает страховой случай
Человек может требовать компенсации ущерба за любое повреждение: если телефон разбился, утонул, был утерян или украден. Но этот риск обязательно должен быть прописан в договоре страхования.
Например, по полису комплексной защиты на два года от ВСК в первый год компенсируют поломку:
- из-за механического повреждения;
- воздействия жидкости;
- скачка напряжения в электросети, например когда стиральная машина подключена к розетке;
- пожара, взрыва;
- стихийных бедствий;
- противоправных действий третьих лиц;
- падения посторонних предметов;
- воздействия в результате ДТП;
- удара молнии.
На второй год по полису просто продлевают гарантию: ВСК отремонтирует устройство, если оно сломается по вине производителя.
При наступлении страхового случая технику нужно будет принести в магазин лично или отправить курьером. Перед этим позвоните в страховую, заявите о поломке и передайте устройство с заявлением, чеками, полисом и копиями первых страниц паспорта. После окончания ремонта сервисный центр свяжется с вами, чтобы вернуть устройство.
Обычно страховка начинает работать через некоторое время после заключения договора. Полисы для защиты техники от ВСК вступают в силу только на 16-й день после оплаты страховки. Поэтому, если, например, поломка, подпадающая под страховые случаи, произойдёт в первую же неделю, страховку не выплатят. Но можно обратиться в магазин по гарантии — возможно, проблема на стороне производителя.
Сколько выплачивают по страховке
Если страховая сумма не уменьшается с течением времени, а отремонтировать устройство не вышло, то вам вернут полную стоимость устройства или заменят на новое. В противном случае страховая сумма будет меньше цены товара и тогда заменить устройство на такое же не получится.
Например, в «М.Видео» по полису ВСК комплексной защиты на 24 месяца в течение первого года можно получить полную стоимость устройства, если его не получится отремонтировать.
Ремонт по страховке уменьшает стоимость общей страховой суммы. Например, если вы купили телефон по цене 40 000 рублей, застраховали его, телефон упал, и ремонт обошёлся в 5000 рублей, то в следующий раз по страховке получится возместить только 35 000 рублей.
В некоторых полисах указывают франшизу — это процент, который вычитают из стоимости техники, когда её уже невозможно починить. Если в договоре франшиза равна 20%, значит при полной поломке телефона стоимостью 20 000 рублей страховая компания выплатит 16 000 рублей. Поэтому при составлении договора можете прямо спросить, сколько выплатят, если техника станет непригодна к ремонту.
Бывает, что в договоре страхования прописывают пункт с амортизацией — это значит, что страховая сумма уменьшается со временем. Если в договоре амортизация составляет 5% каждый месяц, а ноутбук стоит 30 000 рублей, то при полной поломке во второй месяц за него выплатят 28 500 рублей. Чтобы снижение стоимости не стало сюрпризом, спросите у страхового агента об этом.
Сколько стоит страховка
Обычно стоимость страхового полиса на технику не больше 30% от цены товара. Например, страховка IPhone 15 Pro Max на сайте «М.Видео» от ВСК будет стоить около 16% от цены устройства.
Сумму страховки называют страховой премией. Для удобства некоторые компании прямо в договоре к полису рассчитывают премию в зависимости от цены приобретаемого товара.
Бывает, что страховая премия меняется в зависимости от стоимости устройства. До какого-то момента она растёт, а потом начинает уменьшаться. Это значит, что нет единой ставки на страховку.
Некоторые страховые компании дают возможность оплатить страховую премию в рассрочку. Но такие компании расторгают договор в одностороннем порядке, если страховщик не выплатил премию в указанный срок. Поэтому важно заранее уточнить сроки оплаты и стараться их соблюдать, чтобы впоследствии не оказалось, что страховая компания больше не сотрудничает с вами из-за просроченного платежа.
Условия всегда лучше смотреть в момент заключения договора, потому что цены на страховку техники законодательно не закреплены, их определяют страховые компании.
Что запомнить
- Гарантия покрывает поломку только по вине производителя. Страховка — в остальных случаях.
- Можно застраховать любую технику, но важно сделать это сразу после покупки.
- Заявить о страховом случае нужно страховой компании. Иногда это делают в салоне техники, иногда по телефону. Условия нужно узнавать заранее.
- Стоимость ремонта по страховке вычитается из общей страховой суммы.
- На выплату по страховке влияет франшиза. Если в договоре указали её стоимость, то при полной поломке выплатят сумму стоимости устройства за минусом франшизы.
- Если в договоре есть амортизация, в течение срока страховая сумма будет уменьшаться на процент, указанный в полисе.
- Стоимость страховки зависит от стоимости устройства.
Застраховать технику с ВСК можно в магазинах:
- «М.Видео», при личном посещении и онлайн.
- «Эльдорадо», при личном посещении и онлайн.
- В фирменных магазинах Xiaomi, при личном посещении.