Броневик, мангал. И что еще я создаю из швейных машинок «Зингер» Броневик, мангал. И что еще я создаю из швейных машинок «Зингер»

Броневик, мангал. И что еще я создаю из швейных машинок «Зингер»

Рассказываю, как я дарю вторую жизнь металлолому, создавая из него произведения искусства
За 8 лет я сделал из деталей старых швейных машин 20 декоративных предметов для своего сада. Это не считая парты для дочки и с десяток разных столов — часть из них стоит у нас дома, часть я раздарил знакомым, друзьям и родственникам. Рассказываю, как старые швейные машинки «Зингер» вдохновили меня на создание настоящего музея под открытым небом.

Лет 20 назад в одном из придорожных кафе на подъезде к Краснодару я увидел столы с резным металлическим основанием и чугунными станинами, взятыми от старых швейных машинок. Креатив запал в душу, но сделать аналогичное самому не было возможности, поскольку в те времена найти старые станины было сложно.

Я дарю вторую жизнь металлолому

В 2012 году у меня появилось несколько швейных машинок, не подлежащих ремонту. Их станины я отреставрировал и сделал из них стол, мангал и декоративный велосипед для украшения двора.

Как на участке появился декоративный автопарк

Мои первые поделки настолько понравились семье и знакомым, что у меня появился стимул к дальнейшему творчеству. Тем более найти старые детали можно было в пунктах приема лома черного металла.

Та самая фронтовая «трехтонка» с дивизионной пушкой ЗИС-3

Следом я изготовил ряд миниатюр: автомобиль Козлевича из «Золотого теленка», несколько мотоциклов и тракторов, грузовик ЗИС-5 – легендарная фронтовая «трехтонка» в сцепке с дивизионной пушкой ЗИС-3 образца 1942 года, и другие работы.

Потом пара паровозов – оба используются для украшения двора и в качестве мангалов-барбекю. На изготовление самого сложного паровоза пошли детали от 14 швейных машинок. Прожектор, фонарь и сигнальный свисток подарили мне знакомые из локомотивного депо.

Я никогда свои вещи не показывал на выставках и никогда не продавал

Чуть позже собрал миниатюры броневика, старинного гоночного автомобиля, кабриолета, пожарной машины, грузовика АМО-1 и автомобиля, повторяющего по своей форме старинный Singer Le Mans образца 1934 года, призера 24-часовой гонки на выживание Ле-Ман.

Швейная машинка «Зингер»
  • В 1851 году американский портной, изобретатель и промышленник Айзек Зингер запатентовал швейную машину под своим именем, которая произвела революцию в швейном деле и в целом изменила мировую экономику.
  • В 1902 году в подмосковном Подольске открылась первая в России фабрика по производству швейных машин с тем же названием. Техника выпускалась по американской лицензии. Всего за 170 лет существования бренда в мире были выпущены миллионы зингеровских машин. Точное количество неизвестно, поскольку во многих странах они производились контрафактно.

Что для меня главное

Мои поделки – это ни в коем случае не модели и не копии. В них нет ни масштаба, как это бывает в моделях, ни точно выверенных пропорций. Я бы назвал свои вещи «фантазией на тему», когда в общих очертаниях предмета угадывается реальный прототип. Для меня главное, чтобы было визуальное соответствие, эстетичный вид и уникальность.

О каких копиях можно говорить, если, например, одна из первых моих поделок — машина «Антилопа Гну», литературный «персонаж», придуманный Ильфом и Петровым
Одна из первых моих поделок — машина «Антилопа Гну» из плутовского романа Ильфа и Петрова
Одна из первых моих поделок — машина «Антилопа Гну» из плутовского романа Ильфа и Петрова

Именно так я делал паровоз серии ТТ – так называемый танк-паровоз, который использовался на советских железных дорогах для маневровых работ. В качестве пьедестала для данной работы и для большей исторической достоверности я использовал настоящие железнодорожные рельсы 1889 года выпуска.

Паровоз серии ТТ на трамвайных рельсах 1889 года выпуска

По этим рельсам в дореволюционном Екатеринодаре бегали трамваи бельгийской компании МАН. Фрагмент колеи был обнаружен в ходе дорожных работ на месте, где в городе когда-то проходила старая трамвайная линия.

Моя любимая работа — первый советский грузовик АМО-1 (другое название – Фиат-15), отсылающий к кадрам немого советского кино. Колеса у АМО, кстати, удивительным образом внешне похожи на колеса подольской швейной машинки, что дало повод воспользоваться этим совпадением.

Работа со «старым железом» прошлого и даже позапрошлого века — это вообще что-то особенное. Как будто ощущаешь руку старых мастеров и чувствуешь дыхание истории

Как я работаю

Мастерской с каким либо специальным оборудованием у меня нет, все работы изготавливаю с помощью обыкновенного инструмента. По вечерам работаю в гараже, а когда на улице тепло и светло, творю под уличным навесом, так сказать в «промзоне».

Как оказалось, в швейных машинах, особенно зингеровских, масса интересных для творчества элементов и деталей — и чугунный корпус, и потроха, и даже деревянный футляр

Никогда не делал каких-либо чертежей или набросков. Я импровизирую: пришла идея – под нее и подбираю готовые детали, потом собираю их вместе на резьбовых соединениях, как «Лего».

У швейных машинок, старых или новых, большое количество элементов и деталей самой разнообразной формы – маховые колеса, моталки, катушки, шпульки, челночные устройства, лапки, рукоятки, фиксаторы, игольные пластинки, кривошипы, ресиверы, валы и втулки. Все и не перечислишь. Поэтому нужно просто воображение, как из всего этого разнообразия собрать поделку.

Механизмы высокотехнологичны, уже в середине XIX века использовались самые передовые разработки, поэтому до сих пор они вызывают восхищение своим высоким качеством

На изготовление одной модели как правило уходит не менее трех месяцев, в некоторых случаях проработка самой идеи и сбор нужных комплектующих деталей может занять до года. Своим хобби я занимаюсь в основном по выходным и во время отпусков.

Что я мечтаю сделать

Мой армейский сослуживец попросил меня сделать для своего тестя, в прошлом вертолетчика, аналог Ми-8. Я уже предполагаю, каким он будет. Корпус швейной машины «Тула», кстати, очень хорошо подходит для фюзеляжа винтокрылой машины.

Иметь дело с деталями от швейных машинок — одно удовольствие, надо лишь очистить их от вековой пыли и грязи

Еще есть идея из деталей промышленной швейной машинки создать миниатюру советского легкого бронеавтомобиля 30-х годов БА-20 – он производился до 1942 года на базе легкового автомобиля ГАЗ-М1, знаменитой «эмки».

Есть и другие планы, которые при наличии свободного времени, думаю, будут воплощены.

Текст: Сергей Пономарев

Поделиться: