Как правильно ухаживать за коробкой передач Как правильно ухаживать за коробкой передач

Как правильно ухаживать за коробкой передач

Рассказываем об основных нюансах для механики, автомата, вариатора и робота

Коробка передач — второй по важности агрегат в автомобиле и главный механизм трансмиссии. Часто КПП уделяют меньше внимания, чем двигателю. Это ведёт к износу деталей и дорогому ремонту. Чтобы продлить срок службы КПП, за ней нужно правильно ухаживать.

Механические КПП

Механические коробки передач самые выносливые, поэтому их часто устанавливают на коммерческом транспорте. МКПП могут выдерживать большие нагрузки и не боятся перегрева.

Менять масло каждые 60−70 тысяч км

Масло в механических коробках смазывает детали и не даёт им быстро выйти из строя. Менять масло нужно каждые 60−70 тысяч км, потому что со временем оно теряет защитные свойства. Если на машине ездят с резкими стартами и пробуксовками, то менять масло нужно чаще — каждые 50−60 тысяч км.

Использовать оригинальное масло или полный аналог

При замене масла нужно использовать оригинал или аналог, который полностью совпадает с ним по характеристикам. Для МКПП разных производителей параметры будут отличаться. Их можно найти в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Как правильно ухаживать за коробкой передач
Объём и характеристики масла указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля

Зимой прогревать в движении

Зимой МКПП нужно прогревать, чтобы масло достигло рабочей температуры и могло защищать детали. Для этого нужно первые 10 минут после начала движения ехать плавно, без резких ускорений и пробуксовок.

Поломки в МКПП обычно возникают на больших пробегах — после 150 тысяч км. Могут выйти из строя подшипники, синхронизаторы и механизм сцепления. Сцепление приходится менять чаще всего. Также вместе с новым сцеплением часто устанавливают новый выжимной подшипник и маховик.

Можно посчитать, сколько будет стоить полис ОСАГО в Страховом Доме ВСК:

Автоматические КПП

В классической автоматической коробке передач вместо механизма сцепления работает гидротрансформатор. Передача крутящего момента происходит за счёт трансмиссионной жидкости.

Менять масло каждые 40−50 тысяч км

В автоматические коробки заливают трансмиссионную жидкость. Она нужна для смазки деталей и передачи крутящего момента от двигателя. Жидкость нужно менять каждые 40−50 тысяч км. Если на машине ездят агрессивно, с резкими стартами и пробуксовками, то менять нужно чаще — каждые 30−40 тысяч км. При замене масла нужно установить новый фильтр и прокладку поддона.

Обычно трансмиссионную жидкость меняют частично, потому что слить её полностью нельзя. Поэтому заливают свежего масла столько, сколько слили старого. Затем эту операцию повторяют спустя 1−1,5 тысячи км. 

Более сложный способ замены — с помощью аппарата, который подключается к АКПП и нагнетает новую жидкость, вытесняя при этом старую. Так можно заменить почти весь состав, но потребуется много нового масла, поэтому такая услуга стоит дороже. Но оборудование есть не в каждом сервисе.

Использовать оригинальные масло и детали

Для обслуживания АКПП нужно использовать оригинальные жидкость и детали — фильтр и прокладку поддона. Если замену проводят в специализированном сервисе, могут предложить неоригинальное масло с теми же характеристиками — это нормально.

Фильтр и прокладку поддона тоже нужно купить оригинальные.

Как правильно ухаживать за коробкой передач
Характеристики трансмиссионной жидкости указаны в инструкции к автомобилю

Прогревать перед каждой поездкой

Чтобы масло защищало детали АКПП от износа, оно должно иметь рабочую температуру. Поэтому перед поездкой нужно переключить селектор в положение Drive и зажать тормоз. В тёплое время нужно подождать 2−3 минуты, а зимой — 5−7 минут. Затем нужно первые 10 минут ехать плавно, без резких ускорений и торможений.

Если на автомобиле ездят агрессивно, можно установить дополнительный радиатор охлаждения. Он не даст трансмиссионной жидкости перегреваться.

За АКПП важно хорошо ухаживать. Если не менять масло и фильтр, то продукты износа забьют соленоиды и каналы гидроблока и потребуется дорогой ремонт. Ещё после 120−150 тысяч км пробега могут возникать проблемы с гидротрансформатором. Потребуется ремонт или замена этого механизма.

Роботизированные КПП

Роботизированная коробка очень похожа на МКПП, но сцепление работает автоматически. Чаще всего устанавливают два сцепления, каждое отвечает за свой ряд передач — чётные и нечётные. Поэтому передачи переключаются очень быстро. Сцепление может быть сухим или работать в масляной ванне — это означает, что механизм находится в специальном резервуаре со смазкой.

Менять масло каждые 40−50 тысяч км

В роботизированные КПП заправляют трансмиссионную жидкость. Её нужно менять каждые 40−50 тысяч км. Если на машине ездят агрессивно, с пробуксовками и резкими ускорениями, то жидкость нужно менять чаще — каждые 30−40 тысяч км. При замене жидкости также меняют фильтр коробки. В некоторых РКПП дополнительно нужно менять масло в электронно-гидравлическом блоке управления.

Использовать оригинальные масло и фильтр

Для обслуживания роботизированной коробки нужно использовать оригинальные трансмиссионную жидкость и фильтры. Точный объём жидкости указан в инструкции по эксплуатации автомобиля. В некоторых коробках сцепление работает в масляной ванне, поэтому трансмиссионной жидкости потребуется больше.

Как правильно ухаживать за коробкой передач
Нужно использовать масло, которое рекомендует производитель

Зимой греть РКПП с мокрым сцеплением

Если РКПП работает в масляной ванне, зимой такую коробку нужно прогревать. Для этого нужно включить режим Drive и удерживать тормоз. Прогрев должен длиться 3−5 минут. Затем можно начинать движение, но первые 10 минут желательно резко не ускоряться.

Проблемы с роботами часто появляются из-за перегрева в пробках от постоянных переключений с первой передачи на вторую и обратно. Поэтому нужно переключать селектор в спортивный или ручной режим. 

У роботов чаще всего выходит из строя комплект сцепления. Проблемы могут начаться даже на небольших пробегах — 50−70 тысяч км. Также часто возникают неполадки в работе электронно-гидравлического блока управления.

Вариатор

Вариатор — это бесступенчатая коробка передач. Передаточное число изменяется благодаря уменьшению или увеличению диаметров ведущего и ведомого шкивов — приводных колёс коленвала. Автомобили с вариатором двигаются очень плавно, потому что переключения передач не происходит.

Менять масло и фильтр каждые 40−50 тысяч км

Вариаторы нужно обслуживать каждые 40−50 тысяч км — менять масло и фильтр. Также нужно снимать и промывать поддон коробки, чтобы очистить магниты, которые собирают мелкую металлическую стружку.

Использовать оригинальные масло и фильтр

Для обслуживания вариатора нужны оригинальные масло и фильтр. Объём масла и его характеристики указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Как правильно ухаживать за коробкой передач
Характеристики масла для конкретной модели вариатора указаны в инструкции

Прогревать зимой

В зимний период вариатор нужно прогревать в течение 3−5 минут перед поездкой. После этого первые 10 минут нужно ехать плавно.

Не ездить агрессивно

Автомобили с вариатором предназначены для спокойной езды. Детали вариатора могут слишком быстро износиться из-за резких ускорений и торможений, а также при пробуксовках. 

Ещё при агрессивной езде быстро выходят из строя ремень и подшипники. Если не менять масло в вариаторе, выйдет из строя редукционный клапан масляного насоса. Ремонт вариатора стоит дороже, чем ремонт роботов или АКПП.

Поделиться: