Если при страховом случае машину плохо отремонтировали или выплатили не всю компенсацию, не стоит сразу писать заявление в суд. Чтобы страховая удовлетворила ваши требования, чаще всего достаточно направить ей досудебную претензию.
Расскажем, что в ней написать, какие документы приложить и как отправить по нужному адресу без лишних хлопот.
Продлите полис ОСАГО за 10 минут
Продлите полис ОСАГО за 10 минут
Электронный полис всегда под рукой в мобильном приложении. От 5507 ₽.
С заботой, Страховой Дом ВСК
Купить онлайнСАО «ВСК». Реклама. Имеются ограничения. Подробности на vsk.ru
Что такое досудебная претензия в страховую компанию по ОСАГО
Это письменное обращение автовладельца, который не является виновником аварии. В обращении он пишет, с чем он не согласен, указывает, как, по его мнению, должен был поступить страховщик, приводит свои доводы и доказательства.
Когда автовладелец может быть не согласен со страховщиком
Если машина пострадала в ДТП, страховая компания отправит ее на ремонт или выплатит денежную компенсацию. Автовладельцы не всегда бывают согласны с решением. Вот в каких случаях это происходит.
- Автомобиль отремонтировали некачественно. Даже если автосервис плохо отремонтирует машину, отвечает перед её владельцем тот, кто отправил её на ремонт, а именно страховщик.
Доказать, что ремонт был некачественный, можно с помощью независимой экспертизы. У техника-эксперта должна быть нужная квалификация. Список специалистов, которые могут проводить независимую экспертизу, приведен в госреестре. Обязательно пригласите на эту процедуру представителя страховой компании. Уведомление о дате и месте направляйте заранее, чтобы в компании успели его получить, смогли присутствовать на экспертизе и заявлять свои доводы. Если страховщика не пригласить, он будет вправе сказать, что не согласен с результатами экспертизы.
- Срок ремонта автомобиля затягивается. Страховая обязана выдать направление на ремонт в течение 20 календарных дней с даты, когда она приняла заявление о получении возмещения с полным пакетом документов. Обычно у неё есть список станций техобслуживания (СТО), с которыми она сотрудничает, — туда и отправится ваша машина. Если СТО не из этого списка, срок увеличится до 30 дней. В срок не входят нерабочие праздничные дни (но входят обычные выходные).
Автосервис обязан отремонтировать автомобиль в течение 30 рабочих дней с даты, когда машину отдали в ремонт, но срок можно продлить с согласия автовладельца. В него входят все дни, кроме выходных ― субботы и воскресенья и праздничных выходных дней.
- Страховщик занизил сумму выплаты и компенсировал убытки не в полном размере. Если вы не согласны с суммой компенсации, которую выплатил страховщик, проведите независимую экспертизу. Не ремонтируйте автомобиль, пока не сделаете это, иначе наличие повреждений невозможно будет доказать.
- Страховщик нарушил срок выплаты компенсации. Деньги должны быть выплачены в течение 20 календарных дней с даты получения заявления о требовании возмещения с пакетом документов. В этот срок не входят нерабочие праздничные дни.
- Страховщик отказал в ремонте автомобиля и выплате компенсации. Такое бывает, например, если он считает, что аварии не было, а повреждения автомобиль получил не в результате ДТП, а как-то ещё. Страховщик должен направить автовладельцу отказ в возмещении ущерба с указанием причины.
Что делать, если не согласны со страховщиком
Направьте ему досудебную претензию. Если составите её грамотно, все доводы аргументируете и подтвердите их ссылками на законы и документы, велика вероятность, что ваши требования удовлетворят и судебной волокиты удастся избежать
Некоторые автовладельцы, недовольные страховщиком, решают сразу идти в суд. Но закон об ОСАГО требует соблюдать досудебный порядок урегулирования спора. Прежде всего автовладелец должен направить страховщику претензию. Если страховщик откажет, автовладелец должен пойти к финансовому уполномоченному. Если и тот не встанет на его сторону, автовладелец сможет обратиться в суд.
Если проигнорировать эти этапы и сразу обратиться в суд, он не станет рассматривать иск, а вернет его автовладельцу.
Что написать в претензии
Форма документа законом не установлена, его составляют в свободной форме. Но есть список того, что должно быть обязательно указано. Вот эти пункты:
- наименование страховщика;
- данные потерпевшего — фамилия, имя, отчество, место жительства, почтовый адрес, на который страховщик должен отправить ответ, если не согласится с доводами, электронная почта, контактный телефон;
- требования к страховщику — кратко опишите обстоятельства аварии; укажите номер страхового дела или данные предыдущих обращений по этому делу, какое решение принял страховщик; напишите, с чем не согласны, как должен был поступить страховщик; обоснуйте свои доводы ссылкой на законы; укажите, что требуете от страховщика, например выплатить недостающую компенсацию;
- банковские реквизиты, на которые страховщик должен перечислить страховую выплату, если признает обращение обоснованным;
- в каком виде хотите получить ответ — чтобы страховщик отправил ответ в электронном виде, вручил лично или отправил по почте;
- список приложений;
- дата и подпись.
Что можно потребовать от страховой компании
Автовладелец вправе потребовать от страховщика оплатить расходы на ремонт автомобиля или возместить ущерб деньгами.
Можно взыскать неустойку (пени), если:
- страховщик затянул с перечислением компенсации или передачей автомобиля в ремонт ― пени в размере 1% за каждый день просрочки;
- СТО затянула с ремонтом автомобиля ― 0,5% за каждый день просрочки;
- страховщик нарушил срок направления автомобиля на ремонт, а в автосервисе затянули с ремонтом, тогда от страховщика можно потребовать сразу две неустойки ― 1% и 0,5% (но в сумме эти неустойки не должны превышать сумму страхового возмещения).
Кроме того, можно потребовать возместить расходы на эвакуацию автомобиля с места ДТП, на хранение повреждённой машины, на проведение экспертизы и другие расходы, которые возникли в связи с наступлением страхового случая.
Какие документы приложить к претензии
Вместе с претензией отправляйте оригиналы или заверенные нотариусом копии следующих документов:
- паспорт;
- свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) или паспорт транспортного средства (ПТС);
- протокол и постановление об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела, если ДТП оформляли сотрудники ГИБДД;
- извещение о ДТП, если оформляли европротокол;
- полис ОСАГО потерпевшего, если оформляли европротокол;
- заключение независимой экспертизы;
- квитанция об оплате услуг независимой экспертизы;
- доверенность, если претензию направляет не пострадавший.
Если какие-то из этих документов вы представляли страховщику ранее, когда обращались с заявлением о возмещении ущерба, повторно их подавать не нужно.
Образец претензии
Допустим, Александр попал в аварию, виновником был другой водитель. Автомобиль Александра получил механические повреждения. Стороны ДТП оформили европротокол.
Страховщик выплатил Александру 120 тысяч рублей, но Александра эта сумма не устроила. Наш герой провел независимую экспертизу, которая установила, что его машине нанесли ущерб на 170 тысяч рублей.
Вот письмо в страховую по ОСАГО, которое написал Александр.
ООО «Ваша гарантия»
ИНН 434500000000
101000, г. Москва,
ул. Московская, д. 1
От Александрова Александра Александровича
Дата рождения: 01.01.1983 г.
Место рождения: Москва
Паспорт 11 11 111111, выдан 01.01.1980 г.
ОВД «Выхино» г. Москвы (111-111)
Место жительства (почтовый адрес тот же):
101000, г. Москва, пер. Московский, д. 1, кв. 1
Телефон: +7 (111) 111-11-11
Электронная почта: alex@mail.ru
Досудебная претензия о выплате по ОСАГО
1 мая 2024 г. я попал в аварию, в меня врезался водитель Иванов Иван Иванович на автомобиле ВАЗ 21011. Моему автомобилю ВАЗ 2101 г/н х000хх/000 были причинены механические повреждения. Вина Иванова И. И. подтверждается европротоколом, составленным на месте аварии 01.05.2024 г.
17.05.2024 г. ООО «Ваша гарантия» перечислило мне страховую выплату в размере 120 000 руб. (страховой полис ХХХ № 0000000000, выплатное дело № АВС 1111111).
С размером произведенной выплаты не согласен, считаю ее недостаточной.
25.05.2024 г. ООО «Эксперт» провело независимую экспертизу характера повреждений моего автомобиля и суммы причинённого ущерба. О проведении экспертизы ваша компания была извещена 18.05.2024 г. по электронной почте.
Согласно заключению независимой экспертизы от 25.05.2024 г. № 111-11 сумма ущерба составила 170 000 руб. То есть страховщик недоплатил мне 50 000 руб.
Стоимость независимой экспертизы составила 5000 руб.
В соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
ПРОШУ:
- доплатить страховое возмещение в сумме 50 000 руб.;
- компенсировать расходы на проведение независимой экспертизы в сумме 5000 руб.
Общую сумму 55 000 руб. перечислить по банковским реквизитам:
Банк получателя | ООО «Банк» |
БИК | 111111111 |
Корреспондентский счет | 11111111111111111111 |
ИНН | 7700000000 |
КПП | 780000000 |
Получатель | Александров Александр Александрович |
Номер счета получателя | 22222222222222222222 |
В случае отказа в удовлетворении требований ответ прошу выслать на электронную почту.
Приложение:
- Заключение ООО «Эксперт» от 25.05.2024 г. № 111-11.
- Квитанция об оплате услуг ООО «Эксперт» от 25.05.2024 г. № 111.
30.05.2024 (подпись)
Как подать досудебную претензию
Это можно сделать несколькими способами.
- В офисе страховщика. Не обязательно обращаться в то же отделение, куда подавали заявление о страховом возмещении, можно обратиться в любое ближайшее отделение страховой компании. Но в претензии обязательно укажите сведения, которые позволят связать её с предыдущими обращениями: в какое отделение подавали заявление о возмещении, номер выплатного дела — его можно узнать у страховщика.
Подготовьте два экземпляра. Один экземпляр вместе с приложенными документами отдайте страховщику. А на втором — своём — экземпляре попросите страховщика поставить отметку о дате получения.
- По почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
- По электронной почте, на сайте страховщика или через мобильное приложение страховщика, если такой порядок предусмотрен в договоре.
Как долго ждать ответ от страховщика
Ваше обращение обязаны рассмотреть в течение десяти календарных дней (исключение ― нерабочие праздничные дни) со дня его поступления. В течение этого срока страховщик должен либо удовлетворить требования автовладельца, либо направить ему мотивированный отказ.
В каких случаях страховая компания может отказать
Страховщик вправе отказать в удовлетворении претензии, если:
- ее направил не потерпевший, а другой человек, который при этом не предоставил нотариальную доверенность;
- потерпевший не приложил документы, которые подтверждают его требования;
- не указаны банковские реквизиты, на которые нужно перечислить страховое возмещение;
- потерпевший неправильно указал свои данные, допустил ошибку;
- страховщик попросил потерпевшего представить автомобиль на осмотр, но потерпевший этого не сделал;
- есть иные основания для отказа, предусмотренные законом.
Что делать, если страховая компания отказала
Если документ оформили правильно, все доводы обосновали и подтвердили документами, вероятно, ваши требования удовлетворят.
В случае отказа подайте обращение финансовому омбудсмену. Обращение можно подать через сайт финансового уполномоченного. На этом же сайте есть видеоинструкция по подаче обращения.
Если и финансовый уполномоченный не согласится с вами, придётся обращаться в суд.
Коротко:
- Если не согласны со страховщиком, сначала направьте ему досудебную претензию.
- Если недовольны суммой, которую выплатил страховщик, или качеством ремонта автомобиля, то сначала проведите независимую экспертизу.
- Кратко опишите обстоятельства аварии. Укажите, в чём вы не согласны со страховщиком, приведите доводы, сошлитесь на законы, приложите документы, которые подтверждают вашу правоту.
- Если претензию по ДТП вы напишете правильно, свою позицию аргументируете и подтвердите ссылками на законы и документы, то страховщик удовлетворит ваши требования и идти в суд не придётся.