Очень неприятно, когда машина внезапно перестала заводиться, — такое может случиться, например, после долгого простоя или особо холодной ночи. За пуск двигателя отвечает стартер — электроприбор, который начинает работать при нажатии кнопки Start или при повороте ключа. Чтобы стартер включился, необходимо электричество. Именно за него отвечает аккумулятор.
Аккумулятор — сложное устройство, в котором протекают электрохимические процессы. Накопление электричества происходит от генератора во время поездок.
Защита авто от повреждений, хищения и выплата за тотал по каско
Защита авто от повреждений, хищения и выплата за тотал по КАСКО
Стоимость полиса — от 13 500 рублей
С заботой, Страховой Дом ВСК
ПодробностиСАО «ВСК». Реклама. Имеются ограничения. Подробности на vsk.ru
Признаки севшего аккумулятора
Первый поворот ключа (или нажатие кнопки Start без нажатия педали тормоза) включает аккумулятор. При этом загорается приборная панель, включается бортовой компьютер или магнитола. При сильном разряде аккумулятора свет в салоне и на приборке будет мигать или вовсе не заработает. При недостаточном заряде аккумулятора напряжения будет недостаточно, чтобы раскрутить стартер и завести двигатель. Вы услышите либо звук стартера, который пытается крутиться, либо вообще ничего.
Как проверить аккумулятор
Аккумулятор может постепенно разряжаться. Это происходит из-за коротких поездок, перепадов температуры окружающего воздуха, очень низких температур, долгого простоя. Также энергия расходуется на сигнализацию. Если забыть выключить электроприборы, например фары, то за ночь аккумулятор может сесть полностью. Необходимо периодически проверять уровень его заряда и дозаряжать.
Проверить заряд аккумулятора можно самостоятельно или обратившись в автосервис. Для проверки используют специальные приборы — вольтметры или мультиметры.
Снимать аккумулятор для этого не требуется, но надо, чтобы он был обычной комнатной температуры — 20–25 °C. Если машина прогрелась после работы двигателя, то ей необходимо остыть, а если стояла на улице, то, наоборот, надо подержать её в тёплом помещении для нормализации температуры.
Надо заглушить двигатель, выключить все электропотребители — свет в салоне, фары, магнитолу и пр. На мультиметре выставить максимальное напряжение — 20 В. Подсоединить красный щуп к плюсовой клемме, а чёрный — к минусовой. Прибор должен показывать напряжение 12,7–12,9 В. Это говорит о полном заряде аккумулятора. Если показания ниже 12,4 В, то аккумулятор надо поставить на зарядку.
Ещё одним признаком севшего аккумулятора служит цвет в индикаторном окошке, которое находится на корпусе батареи. При полном заряде он зелёный, при низком — красный или чёрный.
Виды аккумуляторов
Существует несколько видов аккумуляторных батарей. Они не отличаются принципом своего действия, но имеют разное устройство. Это влияет непосредственно на процесс зарядки. Если аккумулятор заряжать неправильно, то он может выйти из строя.
Любой автомобильный АКБ — аккумулятор кислотного типа — состоит из пластикового корпуса с плюсовым и минусовым выводами сверху. Внутри находятся пластины и кислотное наполнение различного типа. Вследствие электрохимических процессов происходит выработка и накопление электричества.
АКБ легкового автомобиля имеет напряжение 12 В, грузового — 24 В. Часто это указано в самом названии аккумулятора. Будем говорить именно о батареях легковых машин.
Аккумуляторы бывают:
- обслуживаемые;
- необслуживаемые.
В первом случае есть доступ к электролиту, уровень которого можно восстанавливать при испарениях и протечках. Во втором же такой возможности нет. Рассмотрим наиболее распространённые варианты.
АКБ с жидким электролитом
Самый распространённый — свинцово-кислотный аккумулятор с жидким электролитом. В пластиковом корпусе находятся колбы, заполненные раствором дистиллированной воды и серной кислоты. В него погружены свинцовые пластины.
Такие АКБ дёшевы и могут заряжаться от любых видов зарядных устройств. Часто обслуживаемые. Есть возможность открутить крышки, измерить плотность жидкого электролита, а также долить при необходимости дистиллированную воду.
Полностью заряженный АКБ обычно имеет напряжение 12,7–12,9 В.
Но есть и минусы:
- относительно короткий срок службы — 3–5 лет;
- возможные вредные испарения или утечки серной кислоты;
- сульфатация — образование на свинцовых пластинах плёнки, которая приводит к снижению ёмкости (имеет накопительный эффект; особенно усиленно плёнки формируются, когда батарея полностью села).
Гелевые АКБ (GEL)
Сейчас популярность завоёвывают гелевые АКБ. Электролит находится в пластиковом корпусе в виде геля, а не жидкости. Это препятствует его протеканию, а также вредным испарениям. Плюсом гелевых аккумуляторов является срок службы — 10 лет. При этом стоимость его выше, чем у батарей другого вида. Такие АКБ не обслуживаются.
Аккумуляторы AGM
Современные машины повсеместно оснащаются функцией start-stop, которая глушит двигатель, если автомобиль стоит в пробке или на светофоре. Эта система нужна для снижения вредных выбросов и экономии топлива.
Чтобы такая работа электроники была возможна, требуется специальный аккумулятор, который может выдавать очень высокие пусковые токи. Такими батареями стали AGM — Absorbent fiberGlass Mat. Электролит в них не находится в виде жидкости или геля, а абсорбирован в стекловолоконных пористых пластинах.
AGM необслуживаемые. Из главных плюсов: им не страшен полный разряд, они наиболее пожаробезопасны, быстро заряжаются. Батарея не теряет своих свойств при глубокой разрядке, и срок службы не сокращается.
Полностью заряженный АКБ обычно имеет напряжение 13,0–13,2 В.
Способы зарядки аккумулятора
Зарядка аккумулятора — это длительный процесс, который занимает от 6 часов до суток в зависимости от ёмкости батареи и оставшегося заряда. Перед зарядкой необходимо изучить параметры максимального тока и напряжения для вашего аккумулятора. Они либо будут указаны на этикетке на корпусе аккумулятора, в инструкции к АКБ, либо надо найти в интернете характеристики конкретной модели.
Для зарядки АКБ стоит выбрать тёплое проветриваемое нежилое помещение, где нет источников искр или огня, с бесперебойным электрическим током. Установить аккумулятор необходимо на твёрдой устойчивой поверхности. Первые несколько пунктов являются общими для всех типов АКБ.
- Если аккумулятор слишком холодный или нагретый, то надо оставить его в помещении на несколько часов, чтобы устройство стало той же температуры, что и окружающая среда, —около 20 градусов.
- Проверьте батарею на наличие течей, коррозии. Очень важно осмотреть корпус, чтобы не было вздутий и нарушения геометрии. Аккумулятор, который с какой-то стороны начал вздуваться или потёк, даже совсем немного, использовать нельзя. Его надо утилизировать.
- Почистите контакты металлической щёткой от грязи и окислений.
- Если аккумулятор обслуживаемый, открутите крышки, но не снимайте их полностью, чтобы грязь не попала внутрь. При необходимости долейте дистиллированную воду. На необслуживаемых аккумуляторах часто есть специальная газоотводящая заглушка, которую необходимо открутить. Во время зарядки электролит будет нагреваться, и образовавшиеся газы должны выходить наружу. Плюсовую клемму зарядного устройства (обычно красного цвета) сначала подключите к плюсовому выводу на аккумуляторе, затем минусовую клемму (обычно чёрного цвета) — к минусовому выводу.
- Настройте параметры зарядного устройства.
- Только после того как зарядное устройство подключили к аккумулятору и выставили необходимые параметры, его можно включать в сеть.
- После окончания зарядки отключите зарядное устройство от сети.
- Отсоедините клеммы — сначала минус, потом плюс.
- Когда корпус АКБ станет комнатной температуры, измерьте напряжение мультиметром или вольтметром, чтобы убедиться, что батарея заряжена.
Рассмотрим различия в способах зарядки — как выставлять параметры зарядного устройства.
Зарядка постоянным током
Подходит для зарядки аккумуляторов с жидким электролитом. Считается быстрым способом. За процессом обязательно надо следить.
На зарядном устройстве выставьте постоянное значение тока. Оно должно быть не больше 10% от ёмкости аккумулятора. Если аккумулятор на 60 А·ч, то прибор должен быть отрегулирован на 6 А, если 80 А·ч, то, соответственно, на 8 А.
Рекомендуется ставить значение силы тока ещё ниже. Зарядка будет происходить медленнее, но в более щадящем режиме. Это благотворно скажется на сроке службы батареи и качестве заряда.
Надо также выставить максимальное значение напряжения для АКБ. Оно соответствует максимальному значению под нагрузкой, обычно это 14,8 В, но лучше найти информацию по конкретной модели АКБ. Параметры должны быть указаны в инструкции к батарее, на самом корпусе АКБ, или их надо искать в интернете.
В процессе зарядки напряжение будет расти и жидкость в корпусе будет нагреваться. Надо следить, чтобы электролит не закипел. Следите за нагреванием батареи. Если электролит начал «булькать», то сразу же убавьте силу тока.
Как только напряжение возрастёт до максимального, уменьшите силу тока в два раза. Через какое-то время напряжение опять достигнет максимума, и силу тока надо снизить ещё в два раза. И так до тех пор, пока не достигнете 0,2 А. Это будет означать, что зарядка завершена.
Зарядка постоянным напряжением
На зарядном устройстве выставьте предельное значение силы тока. Обычно это около 25 А. Но убедитесь в этом, прочитав инструкцию к аккумулятору, информацию на корпусе АКБ или в интернете.
Выставьте постоянное значение напряжения — 14,8 В.
Сначала зарядное устройство будет подавать высокий ток, но постепенно значение начнёт падать.
Так же, как и в случае с постоянным током, надо периодически проверять, не перегревается ли электролит. Чтобы он не закипел при чрезмерном нагреве, отключите устройство от сети.
Пристально следить за процессом и управлять им, как в первом случае, не надо. Зарядка может занять в два раза больше времени, чем при постоянном токе, но считается более бережной.
Особенности зарядки разных видов АКБ
Особенности зарядки кальциевых аккумуляторов
Это знакомые свинцово-кислотные АКБ, но помимо свинца в материале пластин используется кальций.
В силу конструктивных особенностей такие батареи подвержены сульфатации при постоянном низком напряжении и плавлению при постоянном высоком. Поэтому рекомендуется заряжать их, комбинируя два способа, описанных выше.
Сначала заряжать кальциевый аккумулятор постоянным током. Затем, при достижении силы тока примерно 0,6 А, отключить прибор от сети, выставить постоянное максимальное напряжение 16 В и возобновить зарядку.
Особенности зарядки AGM
Батареи AGM нельзя перегревать. Используйте зарядное устройство с датчиком температуры и любой внешний термометр. Чаще всего температура должна быть не выше 50 °C, но на некоторых моделях может быть ещё ниже.
Для зарядки аккумуляторов AGM используется способ зарядки постоянным напряжением.
АКБ AGM можно заряжать высокими токами 20–30% от ёмкости аккумулятора. Это называется форсированной зарядкой. Часто использовать такой способ не стоит, так как он сокращает срок службы агрегата.
Особенности зарядки GEL
Для зарядки гелевых аккумуляторов нельзя использовать обычное зарядное устройство. Гелевые батареи заряжаются очень низкими токами.
На корпусе батареи или в инструкции найдите значение MAX Initial Current — это максимальный начальный ток для зарядки.
Зарядка происходит постоянным током. При сильном нагревании надо остановиться процесс, отключить прибор от сети и дать АКБ остыть.
Чем зарядить аккумулятор
Зарядные устройства
Зарядные устройства — это специальные приборы, которые питаются от сети и переводят переменный ток из розетки в постоянный.
Зарядных устройств огромное количество. Они различаются:
- по количеству настроек;
- по управлению (ручное или автоматическое);
- по выдаваемой мощности.
Автоматические приборы, где не требуется вручную выставлять какие-либо параметры, сами считывают заряд батареи, контролирует силу тока и напряжение. В зависимости от сложности устройства могут быть оснащены различными режимами зарядки — обычным или ускоренным. Может выбираться напряжение для АКБ.
С одной стороны, это удобно, потому что не надо следить за процессом зарядки и проводить самостоятельно какие-то манипуляции. С другой — у каждого вида АКБ есть свои особенности, и зарядка в автоматическом режиме подойдёт не всегда.
Наиболее оптимальным вариантом является программируемое зарядное устройство, где задаются все параметры с изменениями.
Пускозарядные устройства
Отдельно отметим пускозарядные устройства, которые не заряжают автомобиль, но служат для запуска стартера. По сути, это портативная батарея с проводами.
Это очень полезный прибор, особенно зимой, когда аккумулятор может разрядиться в слишком морозную ночь. Для пуска стартера действовать надо следующим образом:
- Включите зажигание и откройте капот.
- Красный зажим подключите на плюс АКБ (на контакте знак «+»)
- Чёрный зажим подключите на минус АКБ (на контакте знак «–»)
- Включите пускозарядное устройство. Подождите несколько минут, чтобы АКБ забрал заряд.
- Попробуйте завести двигатель.
- Отсоедините зажимы в обратном порядке — сначала минусовой, потом плюсовой.
Экстренный запуск
Если утром машина не завелась, а надо срочно куда-то ехать, при этом пускозарядного устройства нет, автомобиль можно «прикурить» — подсоединить провода к аккумулятору другой машины и подзарядиться. Для этого понадобятся «крокодилы» — специальные провода для подключения.
- Поставьте машины так, чтобы провода свободно дотягивались от АКБ до АКБ. Выключите зажигание.
- Красным проводом соедините плюс рабочего аккумулятора с плюсом севшего.
- Чёрный провод подключите к минусу на рабочей батарее, а второй конец подсоедините к любой металлической части (не на аккумуляторе) — удобно зажать металлическую планку или выступ под капотом.
- Заведите рабочую машину на несколько минут, чтобы отдать заряд.
- Попробуйте завести машину с севшим аккумулятором. Если сразу не получилось, подождите ещё, пока рабочая машина отдаст на батарею больше заряда.
- Затем отключите провода в обратном порядке — сначала снимите минусовые чёрные, затем плюсовые красные.
После экстренного запуска с пускозарядным устройством или от другой машины аккумулятор, скорее всего, не сможет зарядиться полностью даже за длительную поездку. Его надо будет снять, проверить напряжение и поставить на зарядку.
Для сохранения работоспособности аккумулятора периодически проверяйте его мощность и подзаряжайте. Не забывайте отключать все электроприборы после завершения поездки. Обязательно проверяйте аккумулятор после длительного простоя.