Моторное масло создаёт плёнку на деталях двигателя и уменьшает их трение. За счёт этого снижается расход топлива, а у мотора продлевается срок службы.
В 2022 году много популярных и проверенных производителей смазочных материалов ушли с российского рынка. Разобрались, что теперь заливать в двигатель, чтобы не нарушить заповеди завода-изготовителя.
Продлите полис ОСАГО за 10 минут
Продлите полис ОСАГО за 10 минут
Электронный полис всегда под рукой в мобильном приложении. От 5507 ₽.
С заботой, Страховой Дом ВСК
Купить онлайнСАО «ВСК». Реклама. Имеются ограничения. Подробности на vsk.ru
Что нужно знать перед покупкой масла
Прежде чем отправляться в магазин за канистрой масла, стоит изучить рекомендации завода-изготовителя. Обычно они изложены в сервисной книжке или руководстве по эксплуатации автомобиля. Рассказываем, что нужно запомнить.
Тип масла
Необходимо знать, масло какого типа заливается в двигатель. Различают минеральные, полусинтетические и синтетические масла.
Минеральное масло производят из нефти. Оно обладает минимальными защитными свойствами, а при высоких температурах теряет свои смазывающие свойства. Используется в основном для сельскохозяйственной техники, так что, если вы не ищете масло для комбайна, скорее всего «минералка» не ваш вариант.
Полусинтетическое масло — смесь минерального с синтетическими присадками. Последние улучшают свойства масла: защитные функции, вязкость, термостойкость и другие. Тем не менее при низких температурах масло становится слишком густым и не обеспечивает нужной защиты.
Синтетическое масло производят полностью химическим путём. Такие масла устойчивы к низким и высоким температурам, меньше испаряются и дают лучшую защиту деталям двигателя. В большинстве современных двигателей залита «синтетика».
Вязкость масла
Детали внутри двигателя прилегают друг к другу, оставляя небольшой зазор, чтобы было возможно движение. Задача моторного масла — обеспечить смазку движущимся элементам двигателя, чтобы не было сухого трения. То есть заполнить эти зазоры так, чтобы обеспечить лёгкое скольжение деталей и сохранить максимальную герметичность.
Холодное и разогретое масло ведут себя по-разному. При низкой температуре масло становится гуще и стартеру гораздо сложнее прокрутить мотор.
Так вот, вязкость — это способность масла сохранять текучесть при разных температурах. Условно — и при температуре −20° C, и при температуре +120 °C масло будет одинаково сохраняться на деталях двигателя.
Для обозначения вязкости масла используется маркировка по стандартам Общества автомобильных инженеров (SAE). Обозначается, например, так: 0W-20, 5W-30, 10W-40.
Первая цифра в обозначении вязкости означает возможность использования масла зимой, при минусовых температурах. Вторая — летом. Буква W — это winter (англ. ‘зима’). Маркировка вязкости без буквы означает, что масло используется только при плюсовой температуре. Если после буквы W нет цифры — масло исключительно для зимней эксплуатации. Сейчас в основном используются всесезонные масла.
По стандартам SAE температурный диапазон работы масел выглядит так:
Обычно производитель автомобиля указывает рекомендуемую вязкость в руководстве по эксплуатации, оптимальные параметры масла приводятся с учётом климата страны, для которой произведён автомобиль и режимов езды на конкретном двигателе.
Допуски масла
Европейские производители автомобилей, кроме общих критериев качества масла, указывают допуски, они же спецификации. Они зависят от типа двигателя.
Допуск моторного масла — стандарт качества, которому это масло должно соответствовать. Чтобы иметь право на канистре масла указать допуск того или иного автоконцерна, необходимо пройти испытания и анализы со стороны автопроизводителя, и только после этого можно получить сертификат.
Допуск — самый важный параметр выбора масла. Если это масло разрешается использовать в вашем двигателе, значит учтены все нюансы: как присадки взаимодействуют с материалами деталей, какой толщины плёнку создаёт масло и другие.
Производители разрабатывают собственные стандарты для каждого типа своего двигателя. Поэтому наличие маркировки с допуском конкретной марки — серьёзный аргумент в пользу использования этого масла. И наоборот: лить в двигатель масло без допуска по рекомендации сервисменов, опытных водителей или продавцов в магазине, по мнению Андрея Романова, может быть опасно.
Какими марками заменить привычные масла
Сегодня уже нельзя верить, что в магазине вам предлагают остатки масел, которые были официально ввезены в страну. Они совершенно точно давно закончились.
Покупать знакомые марки и верить, что это оригинал, прибывший по параллельному импорту, — играть в русскую рулетку.
Итого: место на полках делят неизвестные бренды, канистры со знакомыми этикетками, но непонятным происхождением и масла, которые не вызывают доверия.
Подобрали топ-5 автомобильных масел, которые можно смело лить в двигатель: только термостойкие, синтетические, оригинальные и с реальными отзывами.
Представленный список — это не рейтинг от лучшего к худшему или наоборот. Используйте его как рекомендацию брендов, которым можно доверять.
Genesis Armortech от «Лукойла»
В линейке Genesis Armortech представлены масла для разных типов двигателей: бензиновых и дизельных, атмосферных и с турбонаддувом. Есть отдельные продукты для автомобилей китайских, корейских, американских и европейских производителей.
Sintec Platinum
Отечественный производитель масел. На рынке он давно известен своими антифризами, но на пустых полках теперь стали заметны и моторные масла, которые раньше терялись среди более известных брендов.
Magnum Ultratec от «Роснефти»
Компания «Роснефть» запустила своё производство смазочных материалов в 2017 году. Её масло продаётся на фирменных заправках и маркетплейсах. А цена за канистру ниже, чем за аналогичные варианты ушедших брендов. На сайте производителя можно удобно подобрать масло для своего типа двигателя.
ZIC
Корейский бренд был известен ещё до ухода европейских масел с рынка и за это время обрёл круг поклонников. ZIC выпускает масла с допусками для всех главных автоконцернов — Volkswagen, Audi, Porsche, Mercedes-Benz, Volvo, Renault, Hyundai и Kia и других.
Масло производят в двух странах: на родине бренда, в Корее, и на заводе в Германии. В зависимости от места производства упаковка будет иметь отличия. На сайте компании подробно описано, как отличить оригинал от подделки.
Lubrex
Это масло производят в Арабских Эмиратах и официально поставляют в Россию, что минимизирует риски столкнуться с подделкой.
В нашей стране бренд пока малоизвестный, но сама компания существует с 2005 года и представлена более чем в 80 странах. Масла Lubrex сертифицированы Американским институтом нефти (API) и имеют более шестидесяти допусков ведущих автопроизводителей — BMW, Mercedes-Benz, Porsche, VAG, Volvo, Renault и других.
Сейчас удобный случай, чтобы поверить в качество отечественных производителей: на рынке автомасел стали заметны их бренды.
Например, Genesis от «Лукойла» ещё задолго до того, как импортные масла пропали, получил рекомендации от ведущих автопроизводителей.
Sintec активно покоряет рынок, и многие сервисные центры заключают с этим производителем контракт.
Magnum от «Роснефти», наоборот, пока работает в основном через свою сеть АЗС, но, уверен, что скоро тоже нарастят обороты.
Есть и импортная продукция, которая была раньше и официально поставляется и сейчас. Она тоже заслуживает доверия.
Если бренд не на слуху, это не означает, что его продукт некачественный. Просто раньше такие производители находились в тени «гигантов». Я рекомендую ориентироваться на допуски для своей марки автомобиля. Если они есть — можно смело брать такое масло.
Итог: как подбирать масло для двигателя
- Изучите требования завода-изготовителя. В них указаны вязкость, допуск и тип масла.
- Среди представленных марок найдите подходящее для вас масло по информации на этикетке.
- Убедитесь, что перед вами не подделка.
- Купите масло и проведите плановое ТО.