Если кто-то сказал вам, что поехал «на ТО», это может означать и техническое обслуживание, и технический осмотр. В статье рассмотрим каждое из понятий, разберёмся, когда нужны эти процедуры и чем они различаются.
Продлите полис ОСАГО за 10 минут
Продлите полис ОСАГО за 10 минут
Электронный полис всегда под рукой в мобильном приложении. От 5507 ₽.
С заботой, Страховой Дом ВСК
Купить онлайнСАО «ВСК». Реклама. Имеются ограничения. Подробности на vsk.ru
Что такое техосмотр, кто и как его проводит
Технический осмотр — это проверка транспорта на соответствие обязательным требованиям безопасности, которые устанавливает государство.
Для техосмотра нужны следующие документы:
- Документ, удостоверяющий личность (паспорт или права).
- Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) или паспорт транспортного средства (ПТС) — бумажный либо выписка из электронного ПТС.
- Доверенность, если автомобиль на техосмотр привёз не владелец.
Чтобы официально иметь право проводить техосмотр, компания должна числиться в реестре операторов технического осмотра. Включает фирмы в этот реестр Российский союз автостраховщиков (РСА), поэтому адреса и график работы официальных пунктов техосмотра можно найти на сайте РСА.
Время проверки зависит от категории транспорта. Вот примеры:
Вид транспорта | Время на техосмотр |
Легковой автомобиль | 30 минут |
Мотоцикл | 10 минут |
Транспорт для перевозки опасных грузов | 88 минут |
Полный временной регламент по всем транспортным средствам можно найти здесь.
До начала процедуры оператор проверит совпадение VIN и номера кузова с данными, указанными в документах на машину. Если номера не совпадут или их не видно, например из-за ржавчины, оператор оформит отказ и передаст информацию в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИС). Там её увидит ГИБДД, и придётся проводить экспертизу и восстанавливать номер или выяснять с предыдущим владельцем, почему номера разные. Чтобы не ездить на станцию техосмотра зря, сверьте эти данные до процедуры сами.
В ходе техосмотра проверяют следующие элементы автомобиля:
- Тормозные системы. Тормозные диски, барабаны, колодки, шланги должны быть без трещин и повреждений. Также проверяют работу стояночного тормоза и все стоп-сигналы.
- Рулевое управление. Осматривают детали рулевого механизма; резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы. Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем.
- Внешние световые приборы. Проверяют, что фары, фонари и лампы соответствуют требованиям завода-изготовителя.
- Стеклоочистители и стеклоомыватели. Проверка на наличие и исправность.
- Шины и колёса. Все гайки и болты должны быть на месте, шины — без следов разрывов и торчащего корда. Колёсные диски — без трещин и следов сварки. Если резина шипованная, она должна стоять на всех колёсах. Также проверяют остаточную глубину протектора.
- Двигатель и его системы. Все соединительные элементы должны держаться плотно, ещё смотрят, чтобы не было подтёков и трещин. Содержание загрязняющих веществ в отработавших газах должно соответствовать требованиям техрегламента.
- Прочие элементы конструкции, среди которых лобовое стекло, замки дверей, механизмы регулировки сидения водителя, обогрев и обдув ветрового стекла. Всё должно быть целым и работать.
После проверки технического состояния транспорта оператор внесёт данные в базу и оформит диагностическую карту. Она оформляется в электронном виде, но при желании можно попросить бумажный вариант. Он пригодится, если будут сбои в базе данных.
Стоимость техосмотра пересматривается ежегодно по методике ФАС. Средняя цена в декабре 2024 года в Москве — 1500 рублей.
Периодичность техосмотра зависит от категории автомобиля, его возраста и целей использования. Например, автомобили автошкол должны проходит техосмотр раз в год. Машины такси до 5 лет также проходят процедуру раз в год, старше 5 лет — уже раз в полгода. Если машина или мотоцикл используются в личных целях, то с 30 декабря 2021 года техосмотр проходить не обязательно.
Но в законе есть исключения, при которых проходить ТО необходимо:
- при постановке на учёт транспорта старше 4 лет;
- при смене владельца транспорта старше 4 лет;
- при изменении конструкции автомобиля или замене основных агрегатов;
- если инспектор ГИБДД зафиксирует нарушение ст. 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях («Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена»);
- если водитель планирует выезжать в другую страну, где требуется прохождение техосмотра.
Кроме того, обязательный техосмотр остался:
- для такси;
- для коммерческого транспорта;
- для служебных авто.
За отсутствие диагностической карты предусмотрен штраф в размере 2000 руб. При этом фиксируют нарушение не только сотрудники ГИБДД, но и камеры. Если транспорт коммерческий, компанию тоже накажут. Сотрудника, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию ТС, — на 500 рублей, малое предприятие — на 25 тыс. рублей, остальные компании — на 50 тыс. рублей.
Для покупки полиса ОСАГО или каско техосмотр не требуется. Если диагностической карты нет или она просрочена, отказать в оформлении полиса не могут.
Что такое техобслуживание, кто и как его проводит
Техобслуживание — это плановый ремонт автомобиля, благодаря которому можно предотвратить поломки и увеличить срок службы машины. Рекомендуемые требования к техобслуживанию устанавливают автопроизводители.
Для прохождения техобслуживания нужны следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт или права);
- ПТС;
- доверенность, если автомобиль на техобслуживание привёз не владелец.
Техническое обслуживание могут проводить:
- официальные дилеры;
- автосервисы;
- сам владелец автомобиля или его знакомые в гараже.
Периодичность технического обслуживания автомобиля устанавливают автопроизводители. ТО проводится либо при достижении определённого пробега (чаще всего это 15 тыс. километров), либо один раз в год (смотря что наступит раньше).
В среднем работы по техобслуживанию занимают 1,5–2 часа. Сюда обычно входит следующее:
- Полная диагностика всех узлов и агрегатов автомобиля: контроль износа механизмов машины и уровня технических жидкостей. Также с помощью специальной программы проверяют блок управления на наличие ошибок.
- Замена масла в двигателе — обязательно.
- Замена фильтров (масляного — обязательно, воздушного и салонного — при необходимости по регламенту автопроизводителя).
Чем старше автомобиль, тем больше времени на ТО может понадобиться, поскольку со временем увеличивается объём прописанных автопроизводителем работ. Например, примерно после 100 тыс. километров требуется обслуживание систем привода газораспределительного механизма (ГРМ). Замена ремённого привода или цепей может занять несколько часов.
Также на время прохождения техобслуживания может повлиять и сложность конструкции автомобиля. Например, на автомобилях Land Rover замена свечей может занять час, а на Daewoo Matiz — 10–15 минут.
Кроме того, во время диагностики мастер сервиса может обнаружить ещё какие-либо неисправности — от плохо работающего дворника до течи масла.
После завершения технического обслуживания в мастерской хозяину автомобиля выдаётся «заказ-наряд» по выполненным работам. Если владелец проводит ТО сам или у друзей, никаких документов не будет — всё под честное слово.
Этот документ оформляется в электронном и бумажном виде. В нём заполняются следующие данные:
- Номер и дата заявки на ремонт.
- ФИО и номер телефона хозяина автомобиля (заказчика).
- Данные машины: модель, госномер, VIN, год выпуска и пробег.
- Цена машины, определяемая по соглашению сторон.
- Дата, когда машину приняли на ремонт.
- Вид работ.
- ФИО мастера по ремонту.
- Сроки исполнения ремонта.
- Перечень выполненных работ и их стоимость.
- Перечень деталей, необходимых для проведения работ, и их стоимость.
- Общая сумма работ и деталей.
- Подпись мастера сервиса.
- Условия гарантии на ремонтные работы и запчасти.
- Рекомендации сервиса по дальнейшем ремонту.
- Причина обращения.
- Подпись владельца автомобиля, подтверждающая, что автомобиль принят и претензий к сервису нет.
Стоимость техобслуживания зависит от многих факторов и может различаться в разы. Например, ТО с устранением мелких неисправностей Lada Vesta 2018 года в одном из сервисов в Москве в декабре 2024 года стоит около 10 тыс. рублей, из них на плановое ТО — 8900 рублей. На техобслуживание с устранением мелких неисправностей Land Rover Discovery Sport 2018 года в столице придётся потратить почти в пять раз больше — около 47 тыс. рублей, из них на плановое ТО — 29 тыс. рублей.
Стоимость техобслуживания автомобиля зависит от следующих факторов:
- место проведения техобслуживания (официальный дилер, автосервис, гараж);
- марка и модель автомобиля;
- пробег машины;
- сложность выполнения работ;
- стоимость расходных материалов (оригинальные детали могут быть дороже в разы).
Техобслуживание — это личная ответственность владельца машины. Если не пройти его вовремя, никто за это штрафовать не будет. Страховку можно купить без документа о прохождении техобслуживания.
Чем техосмотр отличается от техобслуживания
Оба процесса направлены на поддержание автомобиля в рабочем состоянии, но есть важные различия. Для удобства собрали их в таблицу.
Техосмотр | Техобслуживание | |
Периодичность | В среднем раз в 6 или 12 месяцев | Через 15 тыс. километров или 1 раз в год (либо по рекомендациям автопроизводителя) |
Обязанность делать по закону | Да (федеральный закон от 01.07.2011 г. № 170-ФЗ) | Нет, рекомендательный характер |
Стоимость | 1500 рублей | От 8900 рублей |
Процедуры | Осмотр и выявление неисправностей | Осмотр, выявление неисправностей, ремонт |
Штрафы | Да | Нет |
Где можно проходить | Аккредитованные в РСА компании | Дилер, автосервис, гараж |
Документы о прохождении | Диагностическая карта | Заказ-наряд по проделанным работам |