Ребёнок может сам пожаловаться на одноклассников или начать терять тетради, кроссовки и возвращаться домой в синяках. Нельзя ждать, когда это само пройдёт, — родитель должен поговорить с ребёнком о происходящем и помочь решить проблему, чтобы у него не было страха и проблем с психикой.
Рассказываем, как распознать буллинг и что делать родителям, чтобы защитить своего ребёнка.
Буллинг — это травля, постоянные и намеренные агрессивные действия со стороны одного человека на виду у группы людей. Буллингом считается не только драка, но и оскорбления, унижение, бойкот, издевательства в виде спрятанного портфеля. Изрисованные тетради, постоянно потерянные кроссовки — повод задуматься о том, всё ли в порядке в школе.
Травля возникает не из-за лишнего веса или застенчивости, а тогда, когда у агрессора нет других способов продемонстрировать свою значимость. Она появляется там, где её поддерживают. Это проблема класса, а не двоих — жертвы и агрессора. Дети, которые смеются, отворачиваются и просто молчат, тоже участвуют в травле, хоть и не активно. Им может быть неприятно, но они не вмешиваются в происходящее.
Четыре признака травли:
- Сторона-агрессор явно превосходит жертву в численности и силе.
- Агрессия не только физическая, но и психологическая: сплетни, оскорбления, насмешки.
- Ребёнок долго терпит плохое отношение к себе. Известно о нескольких похожих инцидентах с одними и теми же участниками.
- Происходящее наносит ребёнку психологический и физический вред. Он всё время подавлен, вещи испорчены или есть следы побоев.
Оставлять травлю без внимания нельзя, сама собой она не пройдёт.
Поговорить с ребёнком и поддержать его — самое важное
Если ребёнок пришёл с жалобой, нужно его выслушать. Иногда родители могут смотреть на детские и подростковые конфликты как на ерунду, которую просто надо переждать. Но это происходит сейчас — это жизнь ребёнка, в которой кто-то его недолюбливает: портит его вещи, унижает или даже бьёт. То, что он поделился переживаниями, говорит о доверии, его важно сохранить. Отшучиваться и игнорировать нельзя.
Нельзя высмеивать и обесценивать переживания
Пример: сын пришёл из школы, плачет из-за того, что один мальчик сказал: «Я тебя убью». Я взрослый человек, понимаю, что он хотел испугать, он не принесёт в школу оружие. Но для сына это реальная угроза, он верит, что его могут убить незаметно для окружающих. Ему нужно знать, что родители на его стороне, они его поддерживают.
Родителям не стоит паниковать и бежать разбираться с обидчиком. Такая бурная реакция может напугать ребёнка, и в следующий раз он будет менее откровенен.
Что делать, если ребёнок пожаловался:
- Выслушать, дать выговориться. Не стыдить за слёзы, за чувствительность. Нет разницы, кто жалуется, мальчик или девочка. Если уместно, то обнять.
- Задать вопросы, чтобы узнать детали проблемы. Лучше задавать открытые вопросы, на которые нужно отвечать развёрнуто. Не задавать наводящие вопросы, не навязывать ответы. Разговор не должен быть допросом, комфортнее будет поговорить на прогулке или за чаем.
- Спросить у ребёнка, какое он видит решение. Возможно, он скажет, что хочет, чтобы мама или папа вмешались. Либо наоборот, решит, что хочет сам разобраться.
Чего делать нельзя:
- Навязывать своё решение, диктовать: «Ударь в ответ» или «Скажи: „Сам дурак, отстань от меня!“»
- Звонить родителям обидчика или самому обидчику, чтобы разобраться. Это не улучшит ситуацию: родители обидчика, скорее всего, будут защищать своего ребёнка, а разговаривать с чужим ребёнком без его родителей нельзя. При травле проблема заключается не в отношениях между двумя детьми, а в том, что класс поддерживает её.
Обращать внимание на поведение ребёнка
Ребёнок может не доверять родителям, стесняться или бояться рассказать о проблемах в школе, даже не понимать, что о них нужно рассказать. Чтобы не случилось плохого, родителям нужно обращать внимание на любые резкие изменения в поведении ребёнка:
- стал более скрытным, перестал делиться новостями;
- стал хуже учиться;
- хамит учителям или огрызается;
- начал ругаться матом;
- берёт с собой в школу игрушечный пистолет или карманный нож;
- стал более агрессивным дома — огрызается, бурно реагирует на замечания;
- открыто говорит, что не хочет идти в школу, или идёт туда грустным;
- перестал общаться с одноклассниками вне школы, не выходит на улицу;
- стал чаще уходить в себя, слушает музыку, рисует;
- стал больше или, наоборот, меньше есть.
Так ребёнок может проживать любые переживания, не обязательно буллинг. Точно так же дети переживают эмоции по поводу безответной любви, проигрыша в конкурсе, плохой оценки. Паниковать сразу не нужно. Но выяснить, с чем связаны изменения, будет полезно.
Жалобы учителей на поведение тоже могут быть сигналом травли
Пример: мальчик начал грубить учителям. Проблема может быть не в том, что он невоспитанный, а в том, что его самого травят одноклассники и так он пытается привлечь к себе внимание. Он в стрессе из-за буллинга и грубостью может сообщать о своём состоянии окружающим. Либо это может быть способ отомстить учителю за то, что тот знает о происходящем, но не помогает ученику.
Проще всего спросить ребёнка прямо о том, что с ним происходит. Но он может не захотеть делиться переживаниями, поэтому родителю нужно сделать шаг первым:
«Андрей, ты что-то стал так мало есть. Когда я был в пятом классе, тоже было время, что не мог есть. Я тогда Лизке Санниковой в любви признался, а она всем рассказала, надо мной весь класс смеялся. Может, расскажешь, что у тебя случилось? Вместе подумаем, что с этим делать, если захочешь».
Нужно обратить внимание, как ребёнок реагирует на историю
Какой-то пример может отозваться, быть похожим на его ситуацию. Можно спросить, что он думает по поводу приведённого примера, что сделал бы. Фразы вроде «сам виноват» говорят о негативном отношении к себе либо о поддержке травли.
Взрослый может предложить свои варианты, если ребёнок готов продолжать разговор, например: «Я чувствовал себя одиноким, ненужным, не знал, что делать, когда надо мной смеются, а когда начали издеваться, не знал, надо ли говорить родителям — ябедничать же нельзя. Лучше бы сказал — папа бы меня поддержал, поговорил с учителем. А учитель объяснил бы одноклассникам, что те ведут себя не круто».
То есть нужно озвучить все опасения ребёнка, ведь дети и правда боятся рассказывать взрослым — вдруг станет ещё хуже. Это должно успокоить ребёнка, вызвать у него доверие к родителю. Он может заплакать и рассказать, что у него похожая ситуация, что он тоже боялся ябедничать.
Ребёнок может отмахнуться и ответить, что ничего не случилось. Нельзя давить и требовать объяснений. Даже если он что-то расскажет под давлением сейчас, в следующий раз будет более скрытным.
Важно принять любой ответ ребёнка и статься открытым для диалога:
«Ладно, но если всё-таки захочешь поговорить, приходи в любое время. Я чай пойду попью, хочешь тоже?»
Возможно, ребёнку проще будет открыться незнакомому человеку — расскажите ему о том, что есть служба доверия для детей. Оставьте на столе номера, по которым он сам сможет в любое время позвонить. Ему ответит профессиональный психолог, который выслушает, поддержит, даст совет, что делать. Специалист постарается стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, уберечь от необдуманных действий.
Всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей | 8-800-200-01-22 |
Горячая линия психологической поддержки «Травли нет» | 8-800-500-44-14 пн. — пт. 10:00–20:00 мск |
Поддержать ребёнка, если он хочет разобраться с проблемой сам
Ребёнок может настоять на том, что он разберётся сам, например, если ситуация ещё не вышла из-под контроля. Нужно поддержать его решение, предложить внимательно обсудить планы, чтобы он понимал последствия действий. Так он научится соотносить внешнюю ситуацию со своими внутренними ресурсами, определять возможности и ограничения, выбирать более адекватный путь. Сделать это получится только через диалог:
— Мама, я сам разберусь, не лезь.
— Хорошо. Здорово, что ты такой смелый и готов бороться. А что ты собираешься делать?
— Встречусь с Антоном после школы, поговорю, он же у них главный. Если надо будет, врежу.
— Интересно. А ты не думаешь, что Антон может прийти не один?
— Может. Они постоянно все вместе таскаются.
— И ты всё равно попытаешься с ним поговорить?
— Да, хоть при всех, достали уже.
— Как думаешь, как они отреагируют на разговор? Он поможет?
— Блин, если все придут, то, наверное, нет. Значит, врежу ему, чтоб точно меня понял.
— А остальные за него не вступятся?
— Блин, они отпинают меня. Ну что делать-то, я не могу уже, просто в школу тогда ходить не буду.
— Сынок, давай я попробую тебе помочь?
В результате разговора ребёнок и родитель должны прийти к решению, которое можно реализовать, чтобы изменить ситуацию. Нужно рассказать о том, что дело не в ребёнке и происходящее не проблема между ним и тем мальчиком, это проблема всего класса. Он должен понимать, что это травля. Чтобы победить травлю, нужна помощь взрослых: родителей, учителя.
Важно объяснить, что мама не будет ходить ругаться с одноклассниками и их родителями, все действия и планы она будет обсуждать с ребёнком. Задача родителя — не победить всех обидчиков, а сделать так, чтобы в классе было безопасно всем.
Буллинг — это неравенство сил. Сторона агрессора всегда превосходит жертву в численности и силе. И попытка жертвы постоять за себя, скорее всего, обернётся неудачей. Это будет крах надежды на справедливость. Родитель не должен высмеивать и обесценивать порыв ребёнка, но допустить разочарования в себе тоже нельзя. Кроме этого, нельзя поддерживать желание отвечать насилием на насилие, иначе у ребёнка закрепится идея «кто сильный, тот и прав».
Можно дать подсказку, как реагировать на оскорбления
Обидчик ждёт от жертвы определённой реакции: слёз, гнева, стыда. Если жертва отреагирует как-то иначе, это введёт обидчика в замешательство. Да, он не убежит в слезах, но действовать станет менее уверенно, ведь он не знает, чего ожидать. Можно устало ответить на оскорбление вопросом — он требует ответа от обидчика, а тот готовился только нападать и будет в замешательстве.
Например:
— Машка очкарита!
— Я знаю, что ношу очки, зачем ты мне об этом говоришь?
Кроме того, чтобы посоветовать этот приём, его нужно практиковать дома, разыгрывать по ролям, так ребёнок научится использовать его автоматически.
Обратиться к психологу, если ребёнок не против
Психолог поможет лучше понять, что стало причиной буллинга, а главное — насколько сильно травля повлияла на ребёнка. Бывает так, что ребёнок начинает сильно переживать, что о нём подумают, что скажут, любой смешок может начать воспринимать в свой адрес. Психолог поможет взрастить и укрепить уверенность в себе, справиться с тревожностью.
Разбираясь в вопросе травли, важно не путать причины и следствия: травля возникает не из-за особенностей человека
Например, ситуация: над девочкой издеваются одноклассники, а она нервничает и кидается в них книжками. Самое простое — сказать «Ты же сама, чуть что, кидаешься книжками. Перестань так себя вести, и они отстанут». Здесь причина и следствие перепутаны местами. Дети травят её не за реакцию, она стала инструментом для развлечения. Проблема на самом деле в том, что детям нечем заняться: вместо того, чтобы гулять на большой перемене, они сидят в кабинете и ждут звонка на урок. Им скучно, и они находят такой способ повеселиться.
Слова «Ты же сама» принесут только вред: ребёнок будет думать, что он и вправду сам виноват в травле, а одноклассникам ничего другого не остаётся, как издеваться над ним.
Чтобы укрепить уверенность ребёнка в себе, можно предложить ему пойти заниматься спортом в какую-нибудь секцию. В школах дети собираются рандомно: у них разные интересы, разные ценности, они вынуждены общаться друг с другом. В спортивных секциях же дети объединены общей целью и интересом. Но важно не рассматривать это как способ научиться давать сдачу, чтобы не взращивать в ребёнке мысль «кто сильнее, тот и прав». Иначе сегодняшняя жертва завтра может стать участником травли на стороне агрессора.
Обратиться к руководству школы
Иногда разговор с ребёнком может улучшить ситуацию, но чаще участие родителей на этом не заканчивается. Для тех детей, которые травят других, происходящее — развлечение, и отказываться от него они, скорее всего, не захотят. Тогда родители должны действовать активнее. Сначала нужно успокоиться, чтобы принимать рациональные решения, а не на эмоциях.
Собрать доказательства
Травля никогда не начинается с пинков и щипков. Сначала она проявляется вербально, то есть в виде насмешек, оскорблений, критики личных качеств. И если ребёнок рассказал об этом, родитель должен включиться в разрешение проблемы. Для начала записать, когда, кто и что сказал, кто был свидетелем. Возможно, есть видеозаписи или скриншоты переписок.
Если травля начала проявляться физически, нужно зафиксировать травмы: обратиться в травмпункт, чтобы они дали документ, в котором будут прописаны ушибы, порезы, синяки. Ещё нужно сделать фото испорченных вещей.
Если понадобилось лечение или услуги психолога, покупка новых вещей взамен испорченных, услуги репетиторов из-за того, что ребёнок боится идти в школу, — нужно сохранить все чеки. Они пригодятся, если дело дойдёт до судебного разбирательства.
Привлечь учителя к решению проблемы
Травля — проблема коллектива, и без вмешательства учителя избавиться от неё не получится. Даже если одному ребёнку удастся выйти из положения жертвы, агрессоры найдут новую, проблема в классе никуда не денется.
Лучше не звонить по телефону и не писать в WhatsApp, а договориться об очной встрече. Не обязательно заранее сообщать о травле, чтобы учитель не готовился защищаться. Поводом для встречи может быть успеваемость, если из-за травли она ухудшилась.
Говорить с учителем нужно наедине: поделиться своими наблюдениями, мыслями. Спросить, что он об этом думает, не замечал ли он чего-то необычного в школе. Хорошо, если учитель чуткий и тоже заметил, что отношения в классе изменились. Но если он отвечает, что ничего не заметил, то придётся задать более конкретные вопросы: «А со Стасом Андрей как общается?», «С кем сидит Андрей?», «А почему один?»
Люди любят показывать свою осведомлённость: наводящими вопросами, может быть, получится узнать, что Андрей со Стасом поссорились и теперь Стас с друзьями всё время подкалывает Андрея.
С учителем нужно обсудить, подходит ли происходящее под описание травли, присутствуют ли четыре признака травли, о которых мы писали в начале статьи. Если так, то учитель должен принять меры: побеседовать с классом о происходящем, не обязательно называя имена. Главное, чтобы он сумел объяснить, что оскорблять, унижать толпой одного человека — это низко, никакой силы в этом нет. Будет хорошо, если учитель напомнит и об ответственности за порчу вещей, избиения, преследование.
Не во всех школах есть мероприятия для профилактики травли, но родители могут помочь их внедрить
Это могут быть тренинги сплочения, уроки дружбы для младших классов, где учитель объясняет, что такое дружба, конфликт, травля. Учитель может организовать их сам по методическим пособиям, либо их может ввести директор школы. Такие мероприятия уже есть во многих школах, но даже там, где их ещё нет, что такое травля, скорее всего, знают: эта тема на слуху.
Антибуллинговые программы основаны на работе со свидетелями и наблюдателями, потому что поддержка травли — её движущая сила. Соответственно, только неодобрение агрессивного поведения может её остановить.
Родители могут обсудить внедрение этих программ с учителем и завучем на родительском собрании.
С учителем нужно общаться как с союзником. Если прийти с обвинениями, то он будет защищаться, и решить проблему класса не получится. У родителя и учителя общая цель — обеспечить безопасность и комфорт детям.
Написать заявление директору школы
Проблема может разрешиться, когда к её решению подключится учитель. Если нет, то нужно написать в свободной форме заявление директору в двух экземплярах, приложив к нему копии доказательств. Секретарь должен поставить входящую дату и номер на экземпляре, который родители оставляют себе. В течение 30 дней школа обязана что-то сделать.
Обратиться в управление образования
Если директор ничего не предпринимает и считает, что конфликт сам пройдёт, нужно написать жалобу в управление образования. Сделать это можно через электронную приёмную. Нужно написать всё то же самое, что писали в заявлении директору, и дополнить словами о том, что к администрации школы уже обращались, прошло 30 дней, ничего не изменилось.
В заявлении важно перечислить факты, а не личные оценки.
❌ | ✔️ |
В нашем классе невнимательная учительница, видит только своих любимчиков, а ребята в классе злые и обижают моего сына. | 1 декабря одноклассники забросили сумку со сменкой моего сына на гаражи. Свидетелями были Николаева Анна, Соколов Михаил, Степанов Борис. Такая ситуация повторяется на протяжении двух месяцев: группа одноклассников из десяти человек травит моего сына и регулярно прячет или выбрасывает его вещи. |
Когда ребёнка бьют или портят его вещи, нужно обратиться в полицию с доказательствами.
Важно не пропускать необходимые шаги, чтобы не получилось так, что представитель из управления придёт, а директор не в курсе, что происходит.
Сменить школу
Переводить в другую школу нужно тогда, когда вышеперечисленное не помогло. Уход от проблемы не должен быть первым решением, которое примут родители и ребёнок. Но иногда иного не остаётся, если школа и управление действуют формально, руководство отвечает, что это проблема семьи, а у них всё в порядке. Оставлять ребёнка учиться дальше в атмосфере травли нельзя. Менять школу лучше тоже с психологом, если буллинг был тяжёлым опытом. Психолог поможет быстрее влиться в новый класс, справиться со страхом новой травли.