Слушать аудиоверсию этой статьи:
Как я училась работать с проволокой
Мастерить из медной проволоки я пробовала еще в десятом классе. Но первую скульптуру создала, когда мне было уже за тридцать и я работала врачом-пульмонологом. В 2015 году наткнулась в интернете на изделия английского мастера Робина Уайта*, и загорелась сделать что-то подобное.
Я самостоятельно училась плести по фотографиям и рисункам работ Уайта. Сначала копировала его сказочных фей, потом стала создавать оригинальные фигуры.
И, конечно, первыми украсила свой садовый участок. Моя любимая скульптура — антилопа, которая стоит прямо у крыльца. Выхожу из дома, вижу ее — и каждый раз радуюсь. В наше непростое время должен быть повод для положительных эмоций!
Как я работаю над скульптурами
Когда в голове рождается образ, сначала делаю его набросок на бумаге. Затем подбираю материал. Чаще всего это термообработанная оцинкованная проволока диаметром от 1 до 3 мм. По мягкости она похожа на алюминиевую, но более упругая.
У разных авторов техники производства скульптур из проволоки в принципе схожи, отличаются лишь деталями. Робин Уайт, например, сначала создает жесткий каркас из нержавейки. А уже потом оплетает его проволокой, соблюдая баланс пропорций, чтобы создать мускулы, конечности, имитировать кожу.
Я, в отличие от англичанина, жесткого каркаса из нержавеющего металла не создаю, а использую для основы все ту же проволоку. А дальше уже начинаю добавлять «плоть», делая виток за витком на легком каркасе.
Бывает, что экспериментирую. Как-то для скульптуры феи опробовала технику британского художника Ричарда Стейнтропа. Он использует в своих работах толстую проволоку и закручивает ее в жгутики, имитируя человеческие мышцы. Благодаря этому конечности кажутся более длинными, а поверхность — гладкой.
Работаю я в перчатках, а инструменты использую обычные – тонкогубцы, кусачки и молоток. Физически работа не очень тяжелая, хотя усилия приходится прикладывать.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Сколько времени уходит на изготовление
Это зависит от настроения и задора. Когда есть желание и душевный подъем, большую скульптуру — 2-3 метра — можно сделать недели за две. Возвращаюсь из своей клиники и погружаюсь в творческий процесс.
Если работа сложная, то даже на небольшие фигурки уходит много времени. Например, одну из фей я плела около месяца. А бывает, работа занимает полгода и больше, конечно, с перерывами. Берешься за идею, начинаешь ее осуществлять, откладываешь. Проходит время — и снова возвращаешься к задумке.
Некоторые небольшие произведения словно спешат “выпрыгнуть” из моих рук. Например, 50-сантиметровую ящерку из тонкой миллиметровой проволоки я сделала буквально за пару часов.
Кого я плету из проволоки
Больше всего люблю создавать фигурки животных – у них особенная пластика, которую с помощью проволоки можно передать предельно точно, но с авторской фантазией. Например, отлично получилась летящая лошадка, закрепленная на срезе дерева. По размерам она совсем небольшая: длина — 40 см, высота вместе с подставкой — 50 см. Самое сложное было закрепить фигурку на пне так, чтобы возникало ощущение полета.
В каждую работу я вкладываю что-то личное, это ведь не механический, а творческий процесс. Поэтому любимых работ много. Например, две феи – одна с крыльями, как у летучей мыши, вторая – с фонариком.
Или антропоморфный заяц из проволоки по мотивам творчества известного американского скульптора-керамиста Бэт Кавенер – она создает из глины удивительно пластичные фигурки животных. Я сплела его перед одной из выставок и даже не успела с ним сфотографироваться: моего лопоухого купили в первый же день.
Сколько стоят скульптуры?
Цена не всегда зависит от размера фигурок, куда важнее, сколько фантазии и душевных сил я вложила в ту или иную работу.
Например, зайца у меня купили за 7 тысяч рублей. Одуванчики высотой 3 метра с “шапкой” размахом в метр стоили 50 тысяч, эльфийка с садовой лейкой (ее высота — 120 см, а по крыльям -110 см) — 70 тысяч, а фея с фонарем примерно таких же размеров — 60 тысяч рублей.
Как я начала зарабатывать своим хобби
Человек я стеснительный, в отношении своего творчества самокритичный, поэтому долго боялась выходить “в люди”. Но когда к 2018 году накопилось много скульптур, решила принять участие в областном дне предпринимателя. Там меня заметили и позвали на биеннале современного искусства. А дальше выставки последовали одна за другой, и мои скульптуры стали популярны.
Чаще всего заказчики находят меня на биеннале и выставках, в соцсетях или по рекомендациям знакомых. Иногда просят сделать кого-то под заказ, но чаще приобретают уже готовые изделия, некоторые сразу несколько за раз. Куда только ни уезжали мои проволочные фигуры! Больше всего их в частных коттеджах в Москве и Подмосковье, есть скульптура в выставочном комплексе «Крокус-Экспо».
Много их в родном Новосибирске. Для ландшафтного центра «СибЛанд» изготовила оленя — с ним можно сфотографироваться, потрогать и даже посидеть на нем. В зоопарке «живет» моя плащеносная ящерка.
Для меня стало открытием, что хобби может не только приносить внутреннее удовлетворение, но и вполне реально кормить! В последние годы семейный бюджет пополняется из двух источников: моей основной работы пульмонологом и заказов на скульптуры. Так и живу: между медициной и металлом.
Текст: Сергей Пономарев
Фото и видео: из личного архива Евгении Лесовских