По поведению продавца можно распознать обман и понять, как пользовались автомобилем и заботились о нём.
Рассказываем, какие вопросы задать продавцу, чтобы не переплатить и не купить проблемную машину.
Кто владелец автомобиля и вписан ли он в ПТС
Этот вопрос нужно задать по телефону. Если продавец не вписан в ПТС, скорее всего он перекупщик. Тогда от покупки нужно отказаться.
Бывает, что продавец — родственник владельца автомобиля и помогает ему. В таком случае владелец должен присутствовать на показе и сделке.
Подозрительно | Нормально |
Машину продаёт мой друг, но сейчас он уехал в другую страну. Присутствовать при осмотре не сможет, подпись в договоре купли-продажи поставлю за него. | • Я владелец автомобиля, вписан в ПТС, продаю сам. • Машиной владеет моя жена. Она будет присутствовать при осмотре и оформлении документов. |
Как долго продавец владеет машиной
Если продавец купил машину несколько месяцев назад, это может означать, что он перекупщик. Ещё причина может быть в том, что у автомобиля серьёзные проблемы и от него пытаются избавиться.
Подозрительно | Нормально |
Купил машину две недели назад. Не понравилась, решил продать. | Владею машиной полтора года. Продаю, потому что буду покупать новую. |
Можно посчитать заранее, какую сумму заложить после покупки автомобиля на страховой полис:
Есть ли сервисная книжка
До окончания заводской гарантии автомобиль нужно обслуживать у дилеров. После каждого ТО в сервисной книжке ставят отметки с датой и пробегом.
Если книжки нет, это может означать, что машину не обслуживали у официалов. Тогда от покупки нужно отказаться.
Подозрительно | Нормально |
Сервисную книжку потерял второй владелец. Но машину точно обслуживали у дилера. | Вот сервисная книжка со всеми печатями. Машину обслуживали у дилера до конца гарантийного срока. |
Есть ли заказ-наряды
После окончания гарантии машину обычно обслуживают в сторонних сервисах, и это нормально.
Но крупные техцентры всегда выдают клиентам заказ-наряды на выполненные работы. По этим документам можно отследить, с какой периодичностью обслуживали автомобиль и что ремонтировали.
Подозрительно | Нормально |
Машину обслуживал у друзей, я им доверяю, зачем мне какие-то документы. | Вот заказ-наряды на обслуживание и ремонтные работы от тех сервисов, где была машина. |
В каких сервисах обслуживали и ремонтировали автомобиль
Оптимально, если машину долгое время обслуживали в одном и том же сервисе. Значит, владелец доверял этим мастерам, а они оправдывали доверие.
Ещё лучше, если это был профильный техцентр, который работает с одной маркой автомобилей.
Подозрительно | Нормально |
• Обслуживался только у друзей. • Обслуживал в разных сервисах, названий не помню. | • Обслуживался в профильном техцентре. • За время владения машиной поменял два сервиса. |
Какие расходники и запчасти использовали
Даже если машину обслуживали по регламенту, но использовали дешёвые расходники, у механизмов может быть большой износ. Поэтому нужно выяснить, какие детали и жидкости приобретал владелец. Эту информацию можно найти в заказ-нарядах из сервиса.
Подозрительно | Нормально |
Покупал запчасти в сервисе, но заказ-нарядов нет. Названия не помню. | • Приобретал оригиналы и качественные аналоги. • Покупал запчасти в сервисе, название производителей — в заказ-нарядах. |
Есть ли крашеные элементы кузова
У автомобиля возрастом 5–7 лет редко не бывает крашеных деталей. Если продавец честен с покупателем, он укажет на элементы, которые были перекрашены.
Чтобы убедиться в честности продавца, нужно проверить детали толщиномером.
Подозрительно | Нормально |
• Машина в родной краске, а толщиномер — это ерунда. • При мне ничего не красили. Об остальном не знаю. | Красили крыло и бампер. Порог ремонтировали и красили. |
Что ремонтировали
Если машине 4–5 лет, маловероятно, что в ней ничего не ломалось. Когда продавец подробно может рассказать о поломках и как проходил ремонт, это означает, что он следил за машиной. Если такой информации нет или она очень поверхностная, есть вероятность, что продавец что-то скрывает.
Подозрительно | Нормально |
В машине ничего не ломалось. Берите, не пожалеете. | Менял детали подвески и ходовой, датчики. Серьёзных поломок не было. |
Какие у автомобиля слабые места
У многих моделей есть типичные слабые места. Это означает, что проблемы появятся вне зависимости от манеры эксплуатации автомобиля.
Если владелец ничего о них не слышал или не сталкивался с ними, то, скорее всего, устранять их придётся новому хозяину.
Информацию о слабых местах можно найти на крупных автомобильных порталах.
Подозрительно | Нормально |
В этой машине слабых мест нет. Всё, что пишут в интернете, — ложь. | С типичными болячками сталкивался, устранил. |
Есть ли фото ДТП
Если машина попадала в аварии, многие владельцы делают фото повреждений, чтобы потом показать потенциальному покупателю, насколько серьёзным был ремонт.
Это грамотный подход, который говорит, что продавец ничего не скрывает.
Подозрительно | Нормально |
Фото аварии нет, но она была несерьёзной. Просто царапины. Это точно. | Вот фото аварии, вот фото повреждений. Вот процесс и результат ремонта. |