Три часа на одной ноге. Как я переплыл пролив Лаперуза на кайте Три часа на одной ноге. Как я переплыл пролив Лаперуза на кайте

Три часа на одной ноге. Как я переплыл пролив Лаперуза на кайте

Рассказываю, как я поймал сильнейший тайфун и благодаря ему добрался из России в Японию. Стоя на одной ноге
Я установил мировой рекорд, преодолев пролив Лаперуза на кайте. Раньше никто не осмеливался это сделать — всех пугают мощные течения и шторма. А мне эти экстремальные условия наоборот помогли

Свой первый рекорд я поставил в 2011 году — переплыл Берингов пролив, разделяющий Чукотку и Аляску. 175 км за 7 часов 52 минуты. И уже на следующий день я стал думать о новых рекордах. Даже купил планшет, когда был в городе Ном на Аляске – не терпелось найти маршруты, подобные тому, что я преодолел. Тогда и пришла идея переплыть пролив Лаперуза.

Пролив Лаперуза

Пролив между российским Сахалином и японским Хоккайдо, по нему проходит государственная граница. Ширина в самой узкой части – 43 км. Считается опасным с точки зрения навигации: в нем наблюдаются сильные приливно-отливные течения, которые могут снести судно с курса в любую сторону и на значительное расстояние. А частые туманы, дожди и снегопады ограничивают видимость до нуля.

Затею пришлось отложить – по масштабам и организации безопасности маршрута пролив Лаперуза гораздо сложнее, чем Берингов. И лишь спустя 8 лет мои планы осуществились.

Мой путь к мировому рекорду

В кайтбординг я пришел из виндсёрфинга. Как-то увидел на тренировках в Египте кайт, заинтересовался. Меньше чем через год я уже участвовал в соревнованиях. Сначала не очень успешно, но я много занимался, стал ездить на международные турниры.

До того, как освоить кайтбординг, я занимался серфингом. Катался в Египте и на Бали

Постепенно пришли призовые места и победы – я четыре раза выиграл чемпионат России. Когда у меня появились спонсоры, оставил свой бизнес. Теперь хобби приносило мне прибыль, тренировки и соревнования стали работой, а путешествия по ветряным местам мира – образом жизни.

Переплыть пролив Лаперуза в разное время пытались многие – и кайтбордеры, и даже пловцы-моржи. Однако никому не удалось это сделать

Готовиться к новому рекорду я начал за месяц. Меня не останавливали неудачи других спортсменов. Наоборот – подстегивали. Мои предшественники делали заплыв группами, я же решил действовать в одиночку, потому что это снимало ответственность за кого-либо ещё. Желание подогревала и предстоящая Олимпиада в Японии, которую потом отменили из-за коронавируса.

Я был готов сидеть и ждать подходящего ветра хоть месяц, так как ветер — это важнейшее в переходе. И я дождался.

Трудности перехода. Пограничного

Чтобы осуществить задуманное, нужно было получить разрешение у наших и японских пограничных служб. По опыту организации маршрута через Берингов пролив я уже представлял, что нужно делать. Договориться с соотечественниками помог олимпийский совет Владивостока.

А японцы после предыдущих попыток других пловцов уже знали, о чём речь. Единственное, они долго не могли понять, на чём именно я собираюсь пересечь пролив…

Это фото сделано на Сахалине перед заплывом. Перед тем, как стартовать, я несколько дней ждал подходящей погоды

Чтобы зафиксировать рекорд, надо было начать переход с российского берега, где нет пограничного пункта пропуска. Пришлось получать специальное разрешение от руководства ФСБ и пограничной службы.

Очередная проблема возникла за день до старта — японцы выставили свои требования. Дело в том, что на их побережье до границы расставлено много промышленных рыболовных сетей. Они боялись, что я или катер сопровождения можем их повредить, и потребовали проложить маршрут вокруг сетей и строго его придерживаться. Даже выслали карты, где отмечены сети. Пришлось высылать им координаты точек поворота для катера сопровождения.

Как мне помог тайфун, разнесший половину Хоккайдо

Местные кайтеры рассказали, что вот-вот пойдут самые мощные шторма – на дворе стоял октябрь. Вообще погода в тех широтах непредсказуема, планировать что-то сложно, потому что ветер дует со всех сторон.

Во время заплыва я действительно столкнулся с сильнейшими ветрами. Они не термические, как на тёплых морях и океанах, а происходят от тайфунов и циклонов.

Я чётко понимал, что мощный шторм будет мне только на руку. Кайт — это манёвренный снаряд, поэтому ветер скоростью 20 метров в секунду – для меня норма.

Больше беспокоило, как лодка сопровождения в таких погодных условиях выйдет в море. По Берингову проливу мы, кстати, прошли 175 км без сопровождения. Но пролив Лаперуза – сложнее, и рисковать не хотелось.

И вот он пришел. Крупнейший за 50 лет тайфун Хагибис, который нанес большой ущерб Японии и двигался на северо-восток

«Хвосты» тайфуна немного зацепили Сахалин. Для меня он был большой удачей, потому что сильный ветер от него не может быстро закончиться или поменять направление, которое было подходящим для заплыва.

Мыс Крильон — южная оконечность Сахалина. Точка с голубым парусом внизу снимка — это я. Так началось мое плавание

На старте был комфортный ветер, но вскоре с японской стороны стало дуть очень сильно и порывисто. Позже тайфун дал о себе знать по полной программе – волны в проливе достигали высоты в шесть метров и даже больше. Я обогнал лодку и сразу потерял её из виду. Больше я сопровождающих не видел, как и они меня.

Капитан лодки шёл по согласованному японцами зигзагу, а я – чётко прямо, так как знал, что не смогу повредить никакие сети. Кайт – штука маневренная: если что, перепрыгну или просто перееду.

Позже выяснилось, что с катером мы расходились больше чем на три километра. Из-за этого на нем была нервная обстановка вплоть до того момента, когда мы встретились.

Подвели также средства связи и рации. Оказывается, морская техника в условиях шторма работает не так чётко. Даже когда я находился в трёх километрах от лодки, не мог с ней связаться. Мешали огромные волновые горы, которые были вокруг.

Еще заплыву мешало и боковое течение с запада на восток, особенно на японской половине. Если бы ветер был не такой сильный, меня бы сносило к Курильским островам, и я вряд ли бы вытянул. Так что спасибо тайфуну!

Как установил мировой рекорд, стоя на одной ноге

*Галс — движение судна относительно ветра. Левый галс — это когда ветер дует в левый борт, правый — в правый борт.

Из-за бокового ветра я все время шел одним галсом.* Попробуйте простоять на одной ноге несколько минут – сложно! А я на нее присел, так и просидел три часа. Нога чуть не отвалилась! А ведь еще нужно прыгать. Накатывает на тебя волна – ты ее «ловишь» и летишь. Прозевал – упал. Один раз я даже доску потерял, но быстро нашел.

С лодкой сопровождения я встретился только после финиша. На протяжении всего заплыва связи с ней не было.

В качестве финиша нам утвердили место, где нет сетей. Я согласился, хотя понимал, что если что-то пойдет не так, все равно выйду, где выйду. Но точка финиша находилась недалеко от аэропорта, и когда уже было видно берег, я ориентировался по самолетам. В итоге промахнулся всего на пару сотен метров.

В общей сложности я преодолел расстояние в 53 км за 2 часа 56 минут. Свою победу я посвятил Олимпиаде в Токио – тогда мы и подумать не могли, что ее отменят из-за коронавируса.

В 2024-м году кайтбординг будет включен в программу олимпийских соревнований как отдельная дисциплина. Я пока не знаю, буду ли участвовать, но очень бы хотелось!

Фото и видео: личный архив и инстаграм Евгения Новожеева.

Поделиться: