Как подготовить машину к зиме. Чек-лист от автоэкспертов Как подготовить машину к зиме. Чек-лист от автоэкспертов

Как подготовить машину к зиме. Чек-лист от автоэкспертов

Рассказываем о простых, но жизненно важных процедурах по подготовке автомобиля к зимней эксплуатации

В октябре, когда еще нет наледи на дорогах и температура не опустилась ниже ноля, стоит подготовить машину к зиме. Много времени на это не требуется, а часть работ можно провести самостоятельно.

1. Технические жидкости

Моторное масло

Автопроизводители рекомендуют менять масло каждые 10–15 тысяч км пробега, но не реже чем раз в год. Менять масло по сезону имеет смысл в двух случаях: при больших пробегах и в регионах с резкой сменой климата. В средней полосе России, как правило, применяют универсальные масла, подходящие и для лета, и для зимы.

На севере и в Сибири, где экстремальные морозы — не редкость, нужно менее вязкое масло, которое облегчает пуск двигателя. На жарком юге лучше залить более вязкое масло.

Как проверить вязкость масла. Вязкость масла указана на канистре. У универсальных масел первая часть надписи обозначает класс вязкости при отрицательных температурах (W — это winter): чем меньше число, тем меньше вязкость. Например 5W можно использовать при температуре –35 ℃, 0W — при –40 ℃. Второе число — класс вязкости при плюсовых температурах. Масло на этом рисунке можно использовать в диапазоне от –35 ℃ до +40 ℃.

В южных регионах страны можно использовать масло 10W-40.

В средней полосе подойдут показатели 5W-30.

Для северных районов — 0W-30.

Охлаждающая жидкость

Проверьте ее уровень и состояние. Если она мутная, изменила цвет, пенится — пора менять. Еще если концентрация антифриза мала, то жидкость может замерзнуть зимой и повредить двигатель. На глазок это не определить, нужен специальный прибор ареометр — он есть в любом автосервисе.

Незамерзайка

До наступления холодов слейте летнюю омывайку и залейте проверенную зимнюю, рассчитанную на минусовые температуры. Не поленитесь это сделать заранее. Если бачок замерзнет, при попытках работать стеклоомыватели «вхолостую» часто сгорает предохранитель.

2. Свечи зажигания

Каждую зиму менять свечи не обязательно, достаточно проверить их состояние и при необходимости очистить от нагара.

Если свечи старые, лучше заменить. При холодном пуске старые свечи не всегда срабатывают, перестают вырабатывать искру, топливо не сгорает. То есть двигатель может вообще не завестись.

Срок годности зависит от типа свечей:

  • никелевые меняют каждые 30–45 тыс. км;
  • платиновые — каждые 70 тыс. км;
  • иридиевых хватает до 120 тыс. км.

3. Аккумулятор

Срок службы аккумулятора — 3–5 лет. Причем возраст считается не с момента установки, а с даты производства. Обычно дата выпуска указана на крышке.

Есть и другие признаки, что аккумулятор пора менять, даже если срок службы еще не подошел к концу. Это:

  • внешний вид аккумулятора: белые соляные следы на корпусе, подтеки электролита, окислившиеся клеммы.
  • субъективные ощущения. Владелец авто заводит его каждый день и сможет почувствовать изменения. Например, если мотор раньше заводился бодрее, скорее всего, садится аккумулятор. Или, когда вы открываете электроприводом окна, тускнеет свет фар, это тоже признак, что батарее пора на пенсию. Будете менять аккумулятор — утилизируйте старый правильно.

Аккумулятор можно проверить в автосервисе. Там замерят уровень электролита и протестируют его специальным прибором, имитирующим нагрузку при пуске двигателя.

4. Фильтры

В современном среднестатистическом автомобиле используется пять видов фильтров.

Масляный. Его меняют вместе с маслом. Если вы перед зимой заливаете новое масло, то поменяйте заодно и фильтр.

Топливный. С ним ничего делать не надо.

Воздушный. Его меняют не перед зимой, а, наоборот, после: за зиму он забивается солью и грязью больше, чем летом.

Салонный. Уделите этому фильтру особое внимание. Если он забит, автомобиль будет плохо прогреваться, обогреватель будет работать на высоких оборотах и даже может из-за этого выйти из строя.

Сажевый. С ним ничего делать не надо — производители рекомендуют проверить его состояние через 100 тыс. км пробега.

5. Шины

Выбирать «шипы» или «липучку» — личное дело каждого. На обледенелых и занесенных снегом дорогах лучше показывают себя шипованные покрышки, на льду у них намного короче тормозной путь. Однако на мокрых трассах эти колеса теряют все положительные качества, а управляемость становится намного хуже.

Если вы эксплуатируете автомобиль только в городе, где дороги посыпаны солью, а редкий снег то и дело сменяется дождем, то имеет смысл «обуть» его в зимние шины с «липучкой».

Какое должно быть давление — прописано в руководстве по эксплуатации и у большинства машин — на обратной стороне лючка бензобака.

Давление нужно время от времени проверять, особенно при перепадах температуры. Это законы физики: чем ниже температура за окном, тем меньше давление, и наоборот.

Так что если по прогнозу погоды вы видите падение температуры, подкачайте колеса на 0,1–0,2 бара выше рекомендованного производителем показателя.

6. Тормозная система

Исправность тормозной системы на глаз проверить сложно. Поэтому лучше заехать в автосервис, чтобы это сделали специалисты на профессиональном оборудовании. Они осматривают тормозные цилиндры, настраивают регулятор тормоза и при необходимости меняют тормозные колодки и диски.

Почему нужно трогаться плавно

В холодное время года не стоит резко трогаться с места — колодки могут примерзнуть, а ремонт тормозной системы стоит дорого. Возьмите себе за правило: не давить педаль газа.

Если же они все-таки примерзли, примените народный метод — облейте тормозной диск теплой водой (не кипятком!), но после этого колодки нужно обсушить: это можно сделать несколькими легкими нажатиями на тормоз перед полной остановкой. Колодки нагреются и образовавшаяся влага и скопления снежных масс испарятся.

7. Дворники

В холодное время года желательно ставить зимние дворники. Они меньше обмерзают, на них не скапливается наледь, а во время движения в снегопад они лучше чистят стекло.

При выборе стеклоочистителя обратите внимание на два важных критерия:

Длина. Новые щетки должны соответствовать рекомендациям производителя. Короткие не полностью чистят стекло, а длинные слабее прижимаются к стеклу и не качественно снимают с него воду.

Конструкция. Дворники бывают трех видов. Все они чистят хорошо, но есть нюансы.

  • Каркасные, состоящие из металлического или пластикового каркаса с коромыслами и полимерной щетки. Они самые распространенные и дешевые — это плюсы, но зимой каркас покрывается льдом и перестает «облегать» стекло, а шарниры расшатываются и забиваются грязью — это минусы.
  • Бескаркасные — более современные. Вместо коромысел на шарнирах в них упругая металлическая пластина с чистящей резиновой лентой. Плюсы — это цельная конструкция, у которой изнашивается только чистящая поверхность. Они не такие шумные и почти не обмерзают зимой. Минусы — они не универсальные, то есть изготавливаются под определенный изгиб стекла, хуже прилегают по краям изогнутого стекла и стоят дороже.
  • Гибридные — самые продвинутые. У них есть каркас с коромыслами, обеспечивающий хорошее прилегание дворников к стеклу, но каркас защищен кожухом. Щетка получается тяжелой, она хорошо чистит стекло. Но главный минус — слишком высокая цена.

Еще можно купить специальную жидкость-размораживатель и периодически брызгать ею на стеклоочистители, чтобы они лучше справлялись со своей задачей. Этой же жидкостью можно обработать примерзшие намертво за ночь дворники.

8. Двери

Смажьте петли и ограничители дверей, крышки капота и багажника. Перед этим удалите старую смазку и грязь, очистите деталь и нанесите новое средство. Лучше использовать грязеотталкивающую и антикоррозийную смазку. После обработки несколько раз закройте и откройте дверь, чтобы смазка хорошо распределилась.

Личинки замков тоже необходимо смазать, даже если ваш автомобиль открывается дистанционно. Для этого подойдет силиконовая или грязеотталкивающая смазка.

Нанесите силиконовую смазку на все уплотнители — она предотвратит образование наледи и примерзание дверей.

И еще несколько советов
  • Если примерзли двери, не применяйте силу. Попытайтесь попасть в машину через другие двери. Для предотвращения такой проблемы обработайте заранее резиновые детали двери силиконовой смазкой.
  • Все машины, даже современные, нуждаются в прогреве. Если вы ездите на короткие расстояния, прогревать нужно дольше. Если на длинные — меньше, сделаете это по дороге.
  • Чтобы стекла не обледенели во время снегопада или ледяного дождя, не паркуйте теплый, прогретый автомобиль на ночь. Приоткройте на несколько минут двери машины, дайте салону остыть. Еще можно накрыть лобовое стекло защитным ковриком.
  • Не забывайте включать кондиционер зимой — он охлаждать воздух не будет, конечно, но лишнюю влагу из салона выведет.
  • Заливайте полный бак. В полупустом баке в холодное время года образуется конденсат. Вода тяжелее бензина и опускается на дно, что очень плохо: если вода замерзнет в топливопроводе, вы никуда не уедете. Ремонт топливной системы — дело дорогое. Дешевле постоянно держать полный бак.

Чек-лист по подготовке машины к зиме

1. Технические жидкости. Проверьте уровень и состояние масла и антифриза, при необходимости поменяйте. Залейте «незамерзайку».

2. Свечи зажигания. Проверьте состояние, очистите от нагара. При необходимости поставьте новые.

3. Аккумулятор. Проверьте дату выпуска батареи, осмотрите — нет ли на нем подтеков и окислений. Если сомневаетесь, проверьте в автосервисе.

4. Фильтры. Замените салонный фильтр, проверьте остальные.

5. Шины. Замените резину на зимнюю, проверьте давление в каждом колесе.

6. Тормозная система. Посетите автосервис, пусть там проверят ее исправность.

7. Дворники. Замените дворники на зимние.

8. Двери. Смажьте замки, петли и уплотнители дверей, багажника и капота.

Роман Лебедев, автоэксперт, руководитель LEBEDEV.CARS
Геннадий Бойко, автомеханик с 12-летним стажем

Поделиться: